Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N АКПИ15-1353 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.7, пункта 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2016 г. N АКПИ15-1353

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующими пунктов 1.7 и 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45,

установил:

приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт опубликован в журнале "Законность", 2013 г., N 4.

Пунктом 1.7 Инструкции установлено, что ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пункту 6.2 Инструкции, если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Инструкции, ссылаясь на то, что взаимосвязанные положения оспариваемых норм в той мере, в которой они позволяют должностным лицам прокуратуры оставлять без надлежащего контроля за исполнением примененных ими мер прокурорского реагирования, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а именно, абзацу третьему пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), и направлены на формальное восстановление прав и свобод гражданина по его жалобе - применением соответствующих мер прокурорского реагирования без контроля за их исполнением в последующем.

В обоснование своего требования административный истец указал, что по результатам рассмотрения его жалобы заместителем военного прокурора Бакинского гарнизона в адрес конкретных должностных лиц внесено представление об устранении нарушения закона, которое рассмотрено не было, а его обращения и жалобы по этому вопросу хотя и были рассмотрены, но никаких мер прокурором принято не было.

С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Генеральная прокуратура Российской Федерации - административный ответчик по делу - в своих возражениях на заявление указала, что оспариваемая в части Инструкция соответствует действующему законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Инструкция утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 17 Закона о прокуратуре, опубликована и размещена в справочно-информационных системах правового характера. Порядок ее принятия проверен вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N АКПИ15-766.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, предусмотрена статьей 10 Законом о прокуратуре, согласно которой поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункты 2 и 3).

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации (пункт 1.1).

Правило пункта 1.7 Инструкции об ответственности руководителей органов прокуратуры Российской Федерации за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений, а также изложенный в пункте 6.2 порядок направления ответа по обращению (запросу), по которому принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, не противоречат ни одному из приведенных положений Закона о прокуратуре и Федерального закона N 59-ФЗ, а более того, исходя из принципа организации деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, конкретизируют их и служат реализации предусмотренного пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ права гражданина при рассмотрении его обращения получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Пункт 2 статьи 1 Закона о прокуратуре определяет направления прокурорского надзора и, в частности, в абзаце третьем возлагает на органы прокуратуры осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина различными органами и должностными лицами. Вопросы, связанные с применением мер прокурорского реагирования и рассмотрением обращений, данная норма не регулирует, в связи с чем доводы административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Инструкции указанным положениям Закона являются несостоятельными.

Ссылки административного истца на неправомерность конкретных правоприменительных действий должностных лиц прокуратуры не могут служить основанием для признания не действующими оспариваемых им норм.

Поскольку пункты 1.7 и 6.2 Инструкции не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании недействующими пунктов 1.7 и 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области