Решение Верховного Суда РФ от 23.07.2002 N ГКПИ2002-898 <Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными (незаконными) абз. 1 п. 4 и абз. 5 п. 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
    с участием прокурора                           Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ЗАО "Коксохимсервис" о признании недействительными (незаконными) абз. 1 пункта 4 и абз. 5 пункта 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285,

установил:

заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения Инструкции не соответствуют требованиям УПК РСФСР и в связи с этим нарушают права налогоплательщиков как в части установленных сроков проведения проверок, так и в части изъятия в ходе таких проверок подлинных документов, принадлежащих налогоплательщикам.

В судебное заседание представитель заявителя не явился. Из имеющейся в деле телеграммы следует, что заявитель согласен на рассмотрение дела в отсутствие своего представителя.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы налоговой полиции РФ Хохлов Ю.Н. и Зиновьев В.В., Министерства юстиции РФ Гончаренко Е.П. с жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Инструкции полностью соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и прав заявителя и других налогоплательщиков по указанным выше вопросам не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 "Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ", утвержденного Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272, Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ уполномочен издавать на основании и во исполнение федерального законодательства и данного Положения обязательные для выполнения федеральными органами налоговой полиции приказы, инструкции и указания, связанные с организацией оперативно - служебной деятельности.

Как установлено судом, в соответствии с указанным выше Положением и в целях совершенствования деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах Приказом Директора Федеральной службы налоговой полиции РФ (далее ФС НП РФ) от 25 июня 2001 г. N 285 была утверждена "Инструкция о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции", абзацем 1 пункта 4 которой предусмотрено, что проверка налогоплательщика проводится в срок не более двух месяцев. Начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно - розыскную деятельность, может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.

Абзацем 5 пункта 10.3 этой же Инструкции предусматривается, что в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов в порядке, предусмотренном абзацами 2 и 4 настоящего пункта.

По утверждению представителей ФС НП РФ, указанные выше положения Инструкции соответствуют части первой Налогового кодекса РФ, Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Федеральному закону "Об оперативно - розыскной деятельности" и в конечном итоге направлены на защиту предусмотренных законом прав налогоплательщиков.

Проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции представляет собой завершающий этап оперативно - розыскной деятельности, который заканчивается решением вопроса о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела. Однако результаты проверки есть возможное, но не обязательное условие для возбуждения уголовного дела органом дознания или следователем федерального органа налоговой полиции, поскольку уголовное дело может быть возбуждено и без проведения проверки налогоплательщика и составления по ее результатам соответствующего акта.

Учитывая, что проверка налогоплательщика является частью оперативно - розыскной деятельности, осуществление которой относится также и к компетенции федеральных органов налоговой полиции, то и сроки ее проведения были определены исходя из требований ст. 4 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности".

Положение Инструкции о возможности изъятия подлинных документов при проведении проверки налогоплательщика также полностью соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", предусматривающей такое право органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

Эти утверждения представителей ФС НП РФ материалами дела не опровергнуты. Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных данных и самим заявителем.

Анализ оспариваемых положений Инструкции также свидетельствует о их соответствии положениям приведенных выше Федеральных законов.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых пунктов Инструкции недействительными не имеется.

Довод заявителя о том, что установленные Инструкцией сроки проведения проверки налогоплательщика не соответствуют требованиям Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, не может быть принят во внимание, поскольку в ходе такой проверки федеральные органы налоговой полиции действуют не в качестве органов дознания (п. 24 ст. 5, ст. 40, 41 УПК РФ), а в качестве органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Полномочия органа дознания они приобретают только при решении вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела на основании акта проверки налогоплательщика.

О возможности проведения указанной проверки до возбуждения уголовного дела в рамках оперативно - розыскной деятельности свидетельствует и п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности", из содержания которого следует, что оперативно - розыскные мероприятия могут быть проведены при наличии ставших известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

С учетом того, что проверка налогоплательщика, предусмотренная указанной выше Инструкцией, производится не в рамках возбужденного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ сроки, на которые ссылается заявитель в жалобе, не распространяются на действия органов налоговой полиции, совершаемые ими в порядке оперативно - розыскной деятельности.

Следовательно, Федеральная служба налоговой полиции РФ вправе была исходить при определении сроков проведения проверки налогоплательщика не из требований УПК РФ, а из требований Закона "Об оперативно - розыскной деятельности" и ст. 89 Налогового кодекса РФ, предусматривающей именно те сроки проведения проверки, которые указаны в оспариваемом пункте Инструкции.

Не может суд согласиться и с доводом заявителя о противоречии абз. 5 пункта 10.3 Инструкции нормам УПК РФ, так как возможность изъятия материалов (документов) при проводимых органами налоговой полиции проверках в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" допускается в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.

Другие доводы, на которые заявитель ссылается в жалобе, также не могут служить основанием к ее удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу ЗАО "Коксохимсервис" о признании недействительными (незаконными) абз. 1 пункта 4 и абз. 5 пункта 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области