Решение Верховного Суда РФ от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утв. Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 N 35/15>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1413

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова В.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" о признании частично недействующими пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/15 (в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 120-т/5),

установил:

в соответствии с пунктом 2.7.6 Тарифного руководства N 3, если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов.

Пункт 2.7.6.1 Тарифного руководства N 3 предусматривает вариант определения ставки сбора за подачу и уборку вагонов во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 данного Тарифного руководства, - как суммы ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 названного Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).

Пункт 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 предусматривает, если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 данного Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).

Закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" (далее - ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 г. N 35/15 (в редакции Приказа ФСТ России от 10 июня 2009 г. N 120-т/5).

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта в части ежесуточной оплаты за работу локомотива за те дни, когда локомотив не используется, и за ежесуточную плату за пользование железнодорожным подъездным путем за всю длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге за те дни, когда этим путем предприятие не пользуется, противоречат действующему гражданскому законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности по отгрузке лесопродукции, возлагает на него обязанность, не предусмотренную законодательством и противоречащую ему.

В суде представитель ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" Смирнова Ю.М. поддержала заявленные требования и пояснила, что устанавливая ежесуточную оплату за пользование подъездным железнодорожным путем за всю длину развернутого пути вне зависимости от того, подаются ли вагоны на пути необщего пользования по заявкам грузоотправителей, грузополучателей и владельцев пути необщего пользования, ФСТ России не учла документально подтвержденные затраты железной дороги по подаче и уборке вагонов и обязывающие грузоотправителей, грузополучателей и владельцев пути необщего пользования нести бремя содержания путей необщего пользования, принадлежащих железной дороге.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по тарифам Михеев И.Р., Варгунин М.В., Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющего функции по установлению цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий и не нарушают прав организаций на осуществление предпринимательской деятельности.

Выслушав объяснения представителя ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" Смирновой Ю.М., представителей ФСТ России Михеева И.Р., Варгунина М.В., Минюста России Михалевича В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3). Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 12 августа 2002 г., регистрационный номер 3681, опубликован в "Российской газете" N 154 - 155, 20 августа 2002 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 37, 16 сентября 2002 г.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 120-т/5 внесены изменения и дополнения в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3). Нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 г., регистрационный номер 14091, и опубликован в "Российской газете" N 111, 19 июня 2009 г.

Данным Приказом ФСТ России изменена форма начисления ежесуточной оплаты содержания пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии с методологическим построением Тарифного руководства N 3, что не противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок утвердило Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (Постановление N 643 от 5 августа 2009 г.).

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет железнодорожные пути необщего пользования как железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. В силу статьи 56 названного Федерального закона подача и уборка вагонов для грузоотправителей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования, связанные с подачей и уборкой вагонов, включены в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы должно устанавливаться с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.

Сбор за подачу и уборку вагонов призван компенсировать затраты ОАО "РЖД", связанные с подачей и уборкой вагонов на пути необщего пользования (за работу маневрового локомотива ОАО "РЖД" и за содержание подъездного пути, принадлежащего ОАО "РЖД"). В пункте 2.7.6 Тарифного руководства N 3 отражены особенности расчета сбора за подачу и уборку вагонов по пути смешанной принадлежности, основанные на общих принципах и правилах пункта 2.7 Тарифного руководства N 3, и не устанавливаются коэффициенты к базовым ставкам сборов.

Ставки сборов за подачу и уборку вагонов в соответствии с методикой построения Тарифного руководства N 3 рассчитаны на базе среднесетевых издержек железных дорог на выполнение указанных работ, в зависимости от длины подъездного пути (расстояния подачи и уборки вагонов) и его среднесуточного вагонооборота.

Учитывая непрерывность работы железных дорог, в том числе по подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, сбор за подачу и уборку вагонов, исчисляемый по таблицам N 8 и N 9 Тарифного руководства N 3, установлен в руб./сут.

ОАО "РЖД" в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.

Пункт 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 устанавливает исключение из общего порядка ежесуточного начисления сбора за подачу и уборку вагонов, когда для 1 и 2 группы подъездных путей (малодеятельных) сбор за подачу и уборку вагонов рассчитывается по выходу локомотива, но и в этом случае плата за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим железной дороге, определяемая по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, взимается ежесуточно, независимо от того, производилась ли подача и уборка вагонов.

Приведенные заявителем расчеты по сборам за подачу и уборку вагонов по ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" не являются издержками железных дорог и, следовательно, не могут служить основаниями для удовлетворения заявленных требований.

Предусмотренные Тарифным руководством N 3 сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, отношения между заявителем и железной дорогой носят обязательственный характер и регулируются заключаемыми договорами. Одной из сторон договора является субъект естественной монополии, деятельность которого подлежит государственному регулированию путем установления тарифов, сборов и платы за оказываемые услуги. Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Порядок расчета сбора за подачу и уборку вагонов определяется по правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, относится к условиям оплаты по договору, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 210 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, заявление ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" о признании частично недействующими пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/15 (в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 120-т/5), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области