ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. N АКПИ12-733
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующим подпункта "д" пункта 3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 в целях реализации Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (по тексту - Правила), действуют в редакции от 22 января 2007 г.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона, прилагают к заявлению документы, дающие право на меры социальной поддержки, в том числе документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного положения. Считает, что данное положение противоречит части четвертой статьи 39 Закона, которая не содержит требования о предоставлении документов, подтверждающих иждивение, для выплаты единовременной денежной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, ограничивает ее права и свободы, ставит право на получение компенсации в зависимость от иждивения. Свои требования мотивирует тем, что с 1 апреля 2006 г. получает пенсию по случаю потери кормильца, назначенную по достижении ею 50-летнего возраста как супруге независимо от нахождения на иждивении, имеет документ, подтверждающий наличие причинной связи между смертью ее супруга (инвалида-чернобыльца) и аварией на Чернобыльской АЭС, однако органы социальной защиты, руководствуясь оспариваемой нормой, требуют представить документ, подтверждающий ее нахождение на иждивении умершего супруга.
Ш. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, действующее на основании поручения от 29 февраля 2012 г. от имени Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, указало, что оспариваемая правовая норма принята в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствует требованиям части четвертой статьи 39 Закона, предусматривающей выплату единовременной денежной компенсации только в том случае, если члены семьи гражданина, умершего вследствие чернобыльской катастрофы, находились на его иждивении, прав заявителя не нарушает.
Обсудив доводы Ш., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Г., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для вывода о незаконности оспариваемой правовой нормы.
Правила, отдельное положение которых оспаривается заявителем, изданы во исполнение статьи 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Документ, указанный в подпункте "д" пункта 3 Правил, представляется для получения меры социальной поддержки, установленной частью четвертой статьи 39 Закона, предусматривающей, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5000 рублей (с 1 января 2012 г. размер компенсации проиндексирован и составляет соответственно 22287,16 рублей и 11143,6 рублей).
Из приведенного законоположения следует, что единовременная компенсация выплачивается тем семьям, которые вследствие чернобыльской катастрофы потеряли именно кормильца, а не любого члена своей семьи.
Законодательство Российской Федерации право на социальные выплаты (возмещение вреда, пенсии, компенсации и т.п.) по случаю потери кормильца признает, по общему правилу, за нетрудоспособными гражданами, находившимися на иждивении умершего (погибшего), то есть на его полном содержании либо получавшими от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию (пункт 1 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункты 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", пункт 15 части первой статьи 14, часть первая статьи 41 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.).
Статья 39 Закона, предусматривая выплату единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца, исключения из общего правила не делает.
Следовательно, нахождение членов семьи на иждивении погибшего (умершего) вследствие чернобыльской катастрофы является необходимым условием для выплаты указанной компенсации. В связи с этим предписание подпункта "д" пункта 3 Правил о представлении документов, содержащих сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца, основано на требованиях части четвертой статьи 39 Закона, прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш. о признании недействующим подпункта "д" пункта 3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области