Решение Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N АКПИ15-269 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 Приложения к Правилам признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. N АКПИ15-269

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М. о признании недействующим пункта 9 Приложения к Правилам признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95,

установил:

согласно пункту 9 Перечня заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид"), являющегося приложением к Правилам признания лица инвалидом, полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений являются основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 9 данного Перечня, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так как полностью исключают возможность признания его инвалидом, нарушают его право на установление инвалидности бессрочно и предоставление социального обеспечения, гарантированного законодательством Российской Федерации.

Как указывает заявитель, в результате травмы он лишился левого глаза, что явно ограничивает его жизнедеятельность, восстановление зрения в полном объеме невозможно. Согласно пункту 9 Приложения все зрительные функции при осуществлении медико-социальной экспертизы для определения инвалидности оцениваются по состоянию функций единственного или лучше видящего глаза, и при отсутствии нарушения зрения на втором глазе исключают возможность признания лица инвалидом.

Заявитель М. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 13 марта 2015 г. N СП-П12-1558).

Представители Правительства Российской Федерации Е., Ш. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Е., Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).

Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") является приложением к данным Правилам.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 9, 27 февраля 2006 г., "Российской газете" от 28 февраля 2006 г.

Предметом регулирования Правил признания лица инвалидом являются отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов. Правила определяют порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, ее проведения, условия признания лица инвалидом, переосвидетельствования инвалида. Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню, приведенному в приложении (пункт 13 Правил). В Приложение включены такие патологические состояния, которые в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности и которые невозможно устранить существующими методами реабилитации.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Условиями признания лица инвалидом федеральный законодатель называет: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности; 3) необходимость социальной защиты. Наличие одного из перечисленных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Исходя из положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вопросы об установлении инвалидности в связи со слепотой одного глаза решаются с учетом влияния имеющихся зрительных нарушений на отдельные категории жизнедеятельности (способность осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность), а также клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица. При этом оценивается состояние зрительных функций сохранившегося глаза.

Орган зрения представляет собой единую анатомическую систему, включающую оба глаза человека. Совместная деятельность обоих глаз формируется при бинокулярном зрении. В норме человеческий глаз с расстояния 5,0 м распознает две точки, расстояние между которыми 1,45 мм (острота зрения = 1,0). Расширение видимого углового пространства (поля зрения) составляет до 180 градусов.

В случае утраты или снижения функции одного глаза второй глаз берет на себя функцию зрения. При нормальной функции другого глаза острота зрения не меняется, а видимое угловое пространство сужается до 145 градусов. При наличии одного глаза формируется монокулярное зрение, когда наблюдаемые объекты или их изображения воспринимаются одним глазом.

При сохранности зрительных функций одного глаза лица всех возрастов после адаптации к дефекту сохраняют способность к той или иной профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Данные подходы использованы в пункте 9 Приложения в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения от 1974 г. и отражены в Международной классификации болезней (действующая редакция МКБ десятого пересмотра, Женева, 1989 г.).

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. о признании недействующим пункта 9 Приложения к Правилам признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области