Решение Верховного Суда РФ от 27.06.2001 N ГКПИ01-947 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействительным пункта 7 Положения об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2000 N 130>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N ГКПИ 01-947

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                            Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Берга О.В. о признании частично недействительным пункта 7 Положения об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 130,

установил:

абзацем 7 пункта 7 Положения об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 130, предусмотрено, что документы, представленные организатором конкурса, подписываются лицами, ответственными за проведение конкурсов. Берг О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным указанного предписания Положения, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации Насеров Э.Ш. и Давыдовский И.Н. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Положения законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Гончаровой Н.Ю., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Берга О.В. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, с наличием которых приведенная норма закона допускает возможность признания нормативного правового акта недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Суд не усматривает никакого противоречия оспариваемого заявителем предписания Положения пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" организатором конкурса является государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса.

Согласно статье 18 названного Закона для решения о победителе открытого конкурса создается конкурсная комиссия. Решение о составе конкурсной комиссии и ее председателе принимается организатором открытого конкурса. Председатель конкурсной комиссии ведет заседание конкурсной комиссии, объявляет победителя открытого конкурса и подписывает протокол проведения открытого конкурса.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 502-р Минэкономики России предписано проводить выборочные проверки соблюдения организаторами конкурсов установленных в конкурсной документации требований к участникам конкурсов на основании протоколов их проведения, представляемых в Минэкономики России организаторами конкурсов после подведения их итогов.

Поскольку в оспариваемом заявителем предписании речь идет, прежде всего, о представлении в Минэкономразвития России протоколов о проведении открытых конкурсов, которые подписываются председателями конкурсных комиссий, а они уполномочены на это организаторами открытых конкурсов и являются лицами, ответственными за проведение конкурсов, абзац 7 пункта 7 Положения законодательству не противоречит.

При этом указанное предписание Положения не нарушает и какие-либо гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Бергу О.В. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области