Решение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 N АКПИ17-889 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 15 и 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. N АКПИ17-889

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 15 и 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 7 августа 2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 27 сентября 2013 г., регистрационный номер 30048, и опубликован в "Российской газете" 4 октября 2013 г. N 223.

Административный регламент действует в редакции приказов МВД России от 20 марта 2017 г. N 139 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств" и от 6 сентября 2017 г. N 707 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной деятельности".

В пункте 15 Административного регламента содержится перечень документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

К таким документам отнесены:

заявление (подпункт 15.1);

документ, удостоверяющий личность (подпункт 15.2);

в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях доверенность, договор либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление интересов владельца транспортного средства (подпункт 15.3);

документы на транспортное средство, а именно паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы о временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, выданные таможенными органами; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу (подпункт 15.4.1), и документы на номерные агрегаты (подпункт 15.4);

документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 15.5);

государственные регистрационные знаки транспортных средств, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, или государственные регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные знаки государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных Административным регламентом (подпункт 15.7);

свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства (подпункт 15.8);

в случае если транспортные средства не зарегистрированы за лизингодателем - документы, удостоверяющие право собственности лизингодателя на транспортные средства; документы, предусмотренные подпунктом 17.3 Административного регламента, в случае регистрации на ограниченный срок транспортных средств за лизингополучателем по месту нахождения его обособленного подразделения (филиала, представительства); приказ (распоряжение) юридического лица о наделении обособленного подразделения транспортными средствами, в том числе приобретаемыми обособленными подразделениями юридического лица на основании доверенности для юридического лица, и (или) приказ (распоряжение) филиала при условии наличия соответствующих полномочий, зафиксированных в положении о филиале, утвержденном юридическим лицом (для обособленных подразделений российских юридических лиц) (подпункт 15.9);

документы, подтверждающие факт утилизации транспортного средства (подпункт 15.10);

постановления органов, осуществляющих предварительное расследование, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство, выданные органами (организациями), уполномоченными на проведение данных исследований (подпункт 15.11).

Пунктом 22 Административного регламента определено, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 15 и 22 Административного регламента в части, ограничивающей собственника транспортного средства обязательным представлением с заявлением на регистрацию паспорта транспортного средства, в части, предусматривающей отказ в принятии документов и регистрации автомобиля в случае непредставления паспорта транспортного средства, ссылаясь на их противоречие пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также статьям 2, 8, 15, 35 и 55 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 3, 7, 209, 304, 606, 607 и 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 20 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники". Считает, что непредставление заявителем паспорта транспортного средства, который не относится к регистрационным документам и выдается на зарегистрированное транспортное средство, не может являться основанием для отказа в регистрации транспортного средства, соответствующего установленным требованиям безопасности дорожного движения.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения ограничивают его права и свободы как собственника транспортного средства на продажу, сдачу имущества в аренду и извлечение дохода, использование автомобиля, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (далее также - Конвенция).

В письменных возражениях МВД России и Минюст России указали, что Административный регламент разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании административный истец К. поддержал заявленное требование.

Представитель МВД России И. и представитель Минюста России Ф. не признали административный иск.

Выслушав объяснения административного истца К., возражения представителя МВД России И., представителя Минюста России Ф., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, установлено, что регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и органами государственного внебюджетного фонда, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг.

Полиция, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, обязана регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов.

В силу подпункта "в" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекцию).

В частности, согласно абзацам первому и второму пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, Административный регламент издан в соответствии с требованиями названных выше нормативных правовых актов при реализации МВД России его полномочий. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Доводы административного истца о противоречии пунктов 15 и 22 Административного регламента названному законоположению лишены правовых оснований.

Приведенной нормой федерального закона не регламентирован порядок регистрации транспортных средств и перечень документов, предъявляемых заявителем при обращении за соответствующей государственной услугой, а установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Абзацем первым пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предписано, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Исходя из указанной нормы одним из обязательных для регистрации транспортного средства документов является паспорт транспортного средства или электронный паспорт транспортного средства со статусом "действующий".

Утверждения административного истца о том, что для регистрации транспортного средства достаточно предъявить только акт, удостоверяющий соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, в том числе акт технического состояния автомобиля, диагностическую карту, основаны на неверном толковании норм права. Из положений пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" такой вывод не следует. В свою очередь, использование в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" соединительного союза "а также" означает, что указанные в данной норме заключенные в установленном порядке договоры или иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, отнесены к числу других необходимых документов, на основании которых и соответствующего паспорта производится регистрация транспортных средств.

Наличие паспорта транспортного средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении согласно пункту 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

Кроме того, в системе действующего правового регулирования диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, выдается оператором технического осмотра после технического осмотра, одним из документов для проведения которого является свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства (часть 6 статьи 5, части 2, 3 статьи 17, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункты 9, 10 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008).

Подлежат отклонению, как неправильные, доводы о несоответствии оспариваемых нормативных положений статьям 1, 2, 3, 7, 209, 304, 606, 607 и 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные нормы не регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Кроме этого, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оспариваемые нормативные положения не противоречат решению Коллегии Евразийской экономической комиссии "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", а именно ее пункту 20, который устанавливает особенности оформления электронного паспорта транспортного средства (шасси), а не порядок регистрации транспортного средства и основания для отказа в приеме документов для такой регистрации.

При этом оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует отношения, связанные с оформлением электронного паспорта транспортного средства (шасси).

Несостоятельны и доводы административного истца о нарушении его прав как собственника транспортного средства со ссылкой на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как следует из материалов административного дела и объяснений административного истца, им был приобретен автомобиль марки TOYOTA LAND CRUISER PRADO, у которого не имелось паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства в Российской Федерации либо документа о его регистрации в ином государстве, номерных знаков, отсутствовал идентификационный номер (VIN).

Тем не менее административный истец купил автомобиль и в данных обстоятельствах должен был разумно предвидеть возможные проблемы при его регистрации.

В соответствии со статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

По смыслу оспариваемых норм Административного регламента возлагаемая на заявителя обязанность по представлению с заявлением о регистрации соответствующего паспорта транспортного средства является необходимой для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и не противоречит названным установлениям Конвенции.

Принимая во внимание общую важность системы обеспечения контроля за законным владением автомобилями в целях регулирования дорожного движения, а также широкие пределы усмотрения, предоставленные государствам в связи с этим, Европейский Суд по правам человека выразил позицию, что подобные оспариваемым нормам положения преследуют законную цель предотвращения регистрации автомобилей, в отношении которых не может быть доказана законность их приобретения, а контроль за использованием собственности заявителя является соразмерным относительно преследуемой законной цели (постановление от 2 декабря 2004 г. Ярославцев (Yaroslavtsev) против Российской Федерации (жалоба N 42138/02).

Оценка законности и обоснованности решения Госавтоинспекции об отказе К. в приеме заявления и документов для совершения регистрационных действий, о котором упоминается в административном иске, не может быть произведена по настоящему административному делу, имеющему иной предмет и основания спора.

Поскольку Административный регламент в оспариваемой части соответствует действующему законодательству, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующими пунктов 15 и 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области