Решение Верховного Суда РФ от 28.06.2007 N ГКПИ06-1383 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения к Приказу Минрегиона РФ от 06.07.2006 N 79>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2007 г. N ГКПИ06-1383

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                Степанищеве А.В.,
    с участием прокурора                             Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим Приложения к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 79 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на второе полугодие 2006 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на III квартал 2006 г.",

установил:

пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 79 определены, согласно Приложению к нему (далее - Приложение к Приказу), размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации на III квартал 2006 г. для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения к Приказу в части установления средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2006 г. по Кировской области в размере 12900 рублей.

В заявлении и дополнительном заявлении указано, что размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Кировской области на III квартал 2006 г. для расчета размера субсидий на приобретение жилого помещения не соответствует реальной средней рыночной стоимости. Министерство регионального развития Российской Федерации не выполнило свою обязанность устанавливать рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, позволяющую гражданам приобрести жилое помещение соответствующего размера, отвечающее требованиям пригодности для постоянного проживания, по ценам, существовавшим на рынке жилья в данном населенном пункте в названный период времени.

Приложение к Приказу в оспариваемой части противоречит пункту 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, и нарушает право заявителя на бесплатное получение жилья, гарантированное частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ.

Ш. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства регионального развития Российской Федерации Акопян Г.Л. и Жаболенко Ю.Е., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Меркулова Л.Я. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Ш. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

Утвержденные указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц в пункте 6 закрепляют, что размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Таким органом на основании пункта 5.2.6 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40, распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р является названное Министерство.

В подпункте "а" пункта 3 Постановления от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Правительство Российской Федерации также предусмотрело, что определение Министерством регионального развития Российской Федерации средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемой при расчете размера субсидий, производится в соответствии с утверждаемой данным Министерством методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 39.

Из материалов дела следует, что средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Кировской области на III квартал 2006 г. для расчета размера субсидий в размере 12900 рублей определена Министерством регионального развития Российской Федерации на основании данных Росстата о средней цене типового жилья на первичном рынке в этой области в I квартале 2006 г. - 19710 рублей, на вторичном рынке - 20582 рубля, стоимости строительства - 11211 рублей, сведений мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади по области - 14500 рублей. При расчете также учтены прогнозируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации коэффициент-дефлятор - 1,0588, коэффициент, определяющий соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах - 0,85, коэффициент, учитывающий долю затрат покупателя на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью, - 0,92. Каких-либо предложений от органов исполнительной власти Кировской области по данному вопросу не поступало.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма Приложения к Приказу установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, Методики, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 г. N 39, на основании объективных данных.

Изложенное не позволяет признать состоятельным довод заявителя о незаконности оспариваемой нормы.

При рассмотрении настоящего дела суд также принимает во внимание, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 г., оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2007 г., заявление Колкаева А.И. о признании недействующими Приложений к Приказам Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 января 2006 года N 8 и от 13 апреля 2006 года N 41 в части определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Кировской области на предшествовавшие кварталы 2006 г. (I и II) в размере 12580 и 12850 рублей оставлено без удовлетворения.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Ш. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области