ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. N АКПИ17-357
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации",
установил:
Правительство Российской Федерации 13 октября 1997 г. издало постановление N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 октября 1997 г., N 42, "Российской газете" 22 октября 1997 г.
ООО "БТИ N 1" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, ссылаясь на то, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, так как принят до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и нарушает права в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Административный истец оказывает услуги физическим и юридическим лицам по подготовке технических паспортов объектов недвижимости на коммерческой основе. Прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской области в адрес ООО "БТИ N 1" направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственном техническом учете и технической инвентаризации объектов жилищного фонда.
ООО "БТИ N 1" извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 5 мая 2017 г. N СП-П9-2902).
Представитель Правительства Российской Федерации Ц. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Ц., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 67.
Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации определяет основные задачи государственного учета жилищного фонда, виды жилых помещений, подлежащие государственному учету, состав государственного учета жилищного фонда (технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет), организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), осуществляющие технический учет жилищного фонда, заполнение и представление форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, который к жилищным отношениям, регулируемым жилищным законодательством, относит учет жилищного фонда (часть 1 статьи 4).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений данный Кодекс относит определение порядка государственного учета жилищных фондов (пункт 5 части 1 статьи 12).
Содержание государственного учета жилищного фонда определено в части 5 статьи 19 названного Кодекса и предусматривает наряду с иными формами его учета проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Жилищный фонд в соответствии с частью 4 данной статьи подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время иного порядка государственного учета жилищного фонда кроме предусмотренного оспариваемым постановлением, не установлено.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону (статья 4). В силу данной нормы Федерального закона действует Положение о государственном учете жилищного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301.
Регулируя кадастровые отношения, Федеральный закон "О кадастровой деятельности" в части 8 статьи 47 предусматривает приведение законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Федеральным законом и применение их постольку, поскольку они не противоречат названному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует отношения по учету жилищного фонда, тогда как в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона "О кадастровой деятельности" после 1 января 2013 г. не подлежат применению нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Следовательно, доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О кадастровой деятельности" являются несостоятельными.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости, и не регламентирует порядок государственного учета жилищного фонда.
Направление в адрес ООО "БТИ N 1" представления прокурора об устранении нарушений законодательства не может рассматриваться как нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца и служить основанием к отмене оспариваемого постановления.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнении законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "БТИ N 1" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
А.М.НАЗАРОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области