ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. N АКПИ13-726
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим пункта 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, официально опубликован 11 июля 2011 г. в "Российской газете".
Пунктом 65 Порядка установлено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей (абзац первый). Все записи в специально отведенных ячейках проставляются начиная с первой ячейки (абзац второй). Печать работодателя может выступать за пределы специально отведенного места, но не должна попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности (абзац третий). Для исправления ошибок, допущенных при заполнении указанного раздела, ошибочная запись аккуратно зачеркивается, правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности, подтверждается записью "исправленному верить", подписью и печатью работодателя (для работодателя - физического лица печать проставляется при ее наличии). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства (абзац четвертый).
Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 65 Порядка, ссылаясь на то, что данное положение нарушает ее права на получение квалифицированной медицинской и врачебной помощи, а также своевременное получение пособий по всем видам нетрудоспособности, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя Т. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать недействующими абзац первый пункта 65 Правил в части использования гелевой, капиллярной или перьевой ручки и абзац второй этого пункта, ссылаясь на их противоречие статье 7 Конституции Российской Федерации. В обоснование заявленного требования пояснил, что данные положения препятствуют получению квалифицированной медицинской и врачебной помощи, вынуждают неоднократно обращаться для исправления листка нетрудоспособности по формальным признакам, что приводит к задержкам выплат по больничным листам.
Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации Е., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка. Оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с частью 5 статьи 13 этого закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 655), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В настоящее время указанные полномочия в соответствии с пунктом 5.2.100.82 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, предоставлены Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляя предоставленные ему полномочия, приказом от 29 июня 2011 г. N 624н утвердило оспариваемый Порядок, в пункте 65 которого определило порядок заполнения листка нетрудоспособности работодателем.
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, одним из которых является возможность получения таких услуг в электронной форме.
Пунктом 65 Порядка установлены требования к заполнению листка нетрудоспособности, позволяющие производить автоматическую обработку сведений, содержащихся в нем. Так, согласно абзацу первому данного пункта записи в листке нетрудоспособности выполняются с применением печатающих устройств либо вручную чернилами черного цвета с использованием гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Установленный порядок предусматривает возможность компьютерного заполнения и автоматической обработки машиносчитываемого документа. Возможность автоматической обработки сведений, содержащихся в листке нетрудоспособности, позволяет сразу после сканирования документа направлять сведения из него по электронным каналам связи в территориальные органы Фонда социального страхования.
Одна из степеней защиты листка нетрудоспособности - волокна синего цвета, в связи с чем записи должны производиться чернилами черного цвета и допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
Использование чернил другого цвета не предусмотрено, поскольку при сканировании синие или фиолетовые чернила будут сливаться с волокнами, что затруднит распознавание документа.
Несостоятельным является и утверждение заявителя о заполнении листка нетрудоспособности разборчивым почерком, поскольку абзацем первым пункта 65 Порядка установлено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются вручную печатными заглавными буквами либо с применением печатающих устройств. Несоблюдение данного требования заполнения листка нетрудоспособности словами со слитными буквами прописью в рамках одной строки затруднит распознавание документа и сведений, содержащихся в нем, при автоматической обработке.
Для упрощения процесса заполнения листков нетрудоспособности Фондом социального страхования Российской Федерации разработано программное приложение для медицинских организаций, позволяющее впечатывать данные в листок нетрудоспособности.
Оспариваемые положения Порядка по заполнению листка нетрудоспособности адресованы работодателю, каких-либо прав и охраняемых законом интересов граждан не затрагивают, поэтому являются необоснованными доводы заявителя о нарушении пунктом 65 Положения его права на получение квалифицированной медицинской и врачебной помощи.
Довод заявителя о том, что должно быть признано допустимым не более двух исправлений в листке нетрудоспособности, фактически сводится к обязанию Министерства здравоохранения Российской Федерации внести соответствующие изменения в оспариваемое Положение, однако исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативно-правовое регулирование.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Г. о признании недействующим пункта 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области