"СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 28.04.2012 N 19К (852))


Утвержден
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
протокол
от 28 апреля 2012 г. N 19К (852)

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОД 17. ПРОВЕДЕНИЕ
СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 17 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации" разработан с учетом основополагающих и фундаментальных принципов финансового контроля и в соответствии со стандартами ИНТОСАИ, руководством по проведению аудита (ISSAI 1000-4200).

1.2. Целью настоящего Стандарта является регламентация деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по организации и проведению контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации (далее - правоохранительные и иные государственные органы), если это предусмотрено соглашениями о сотрудничестве, положениями о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.

В целях настоящего Стандарта и согласно пункту 1 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, под правоохранительными органами понимаются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.

Настоящий Стандарт не применяется в отношении мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации, так как соответствующий порядок установлен стандартом организации деятельности СОД 15 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации".

Планирование и проведение контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент Счетной палаты), стандарта СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СФК 101), стандарта СОД 12 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации" (далее - стандарт СОД 12) и настоящего Стандарта.

1.3. Задачами настоящего Стандарта являются:

определение порядка организации и подготовки контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов;

определение порядка взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными и иными государственными органами в процессе организации и проведения контрольных мероприятий;

установление требований по оформлению результатов контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов и порядку их рассмотрения.

1.4. Правовой основой проведения Счетной палатой контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов являются:

Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

Регламент Счетной палаты;

соглашения о сотрудничестве, положения о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.

1.5. Решения по вопросам организации и проведения контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются Коллегией Счетной палаты по представлению членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за их проведение.

1.6. В случае если соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами предусматривает особые формы взаимодействия, организация и проведение контрольных мероприятий с их участием осуществляются в соответствии с порядком, установленным в соглашении.

2. Планирование контрольных мероприятий с участием
правоохранительных и иных государственных органов
Российской Федерации

Планирование контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком планирования работы Счетной палаты, определенным стандартом СОД 12, настоящим Стандартом, соглашениями о сотрудничестве, положениями о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.

2.1. Подготовка предложений правоохранительным и иным государственным органам о проведении контрольных мероприятий с их участием при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год

2.1.1. Направления деятельности, возглавляемые аудиторами Счетной палаты, подготавливают предложения о проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов на очередной год и направляют их за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в адрес правоохранительных и иных государственных органов.

2.1.2. При получении от правоохранительных и иных государственных органов до 1 ноября года, предшествующего планируемому, положительного ответа аудитор Счетной палаты вносит предложение о проведении контрольного мероприятия в проект плана работы Счетной палаты на очередной год в соответствии со стандартом СОД 12.

2.2. Рассмотрение предложений, направленных в Счетную палату правоохранительными и иными государственными органами, о проведении контрольных мероприятий с их участием при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год

2.2.1. При поступлении в Счетную палату предложений от правоохранительных и иных государственных органов о проведении контрольных мероприятий с их участием Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору Счетной палаты (нескольким аудиторам Счетной палаты), к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности включения в проект плана работы на очередной год указанных контрольных мероприятий.

Принятые аудиторами предложения правоохранительных и иных государственных органов вносятся в проект плана работы на очередной год в соответствии со стандартом СОД 12.

2.2.2. Аудиторы Счетной палаты, получившие поручение о рассмотрении обращения, принимают одно из следующих решений:

включить в проект плана работы Счетной палаты на очередной год проведение контрольного мероприятия в соответствии с предложением правоохранительного и иного государственного органа;

включить отдельные вопросы из предложения правоохранительного и иного государственного органа при проведении иных контрольных мероприятий, которые предусматриваются проектом плана работы Счетной палаты на очередной год;

отклонить предложение правоохранительного и иного государственного органа.

2.2.3. В случае включении в проект плана работы Счетной палаты на очередной год контрольного мероприятия либо отдельных вопросов при проведении других контрольных мероприятий руководителю правоохранительного и иного государственного органа направляется ответ о принятии соответствующего решения.

В случае согласования с правоохранительным и иным государственным органом предложения Счетной палаты аудиторы Счетной палаты, к компетенции которых относятся данные вопросы, учитывают их при подготовке предложений о включении контрольного мероприятия в проект плана работы Счетной палаты на очередной год.

Ответы, содержащие информацию о соответствующих решениях Коллегии Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются правоохранительному и иному государственному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.

3. Особенности планирования контрольных мероприятий
с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
МВД России, ФСБ России

3.1. В целях формирования плана работы Счетной палаты и календарных планов организации работы Счетной палаты с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФСБ России, МВД России на очередной год структурным подразделением аппарата Счетной палаты по взаимодействию с государственными органами подготавливаются обращения за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в названные органы с предложением о проведении контрольных мероприятий на объектах, представляющих взаимный интерес.

3.2. Далее процесс организации планирования осуществляется в соответствии с пунктами 2.2.1 - 2.2.3 настоящего Стандарта.

3.3. Структурное подразделение аппарата Счетной палаты по взаимодействию с государственными органами после утверждения плана работы Счетной палаты на очередной год формирует календарные планы контрольных мероприятий с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и организует работу по их согласованию и утверждению в соответствии с порядком взаимодействия.

4. Подготовка и рассмотрение обращений
о проведении внеплановых контрольных мероприятий с участием
правоохранительных и иных государственных органов
Российской Федерации

4.1. В случае если в ходе выполнения годового плана работы в Счетную палату поступило поручение или обращение, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" обязательное для включения в план работы Счетной палаты, исполнение которого поручено одновременно правоохранительным и иным государственным органам, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия и представить их на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

Аудитор (аудиторы) Счетной палаты согласовывают с правоохранительными и иными государственными органами сроки проведения контрольного мероприятия, объекты и предварительные объемы работ.

В адрес органа государственной власти, от которого поступило поручение, направляется информация о решении Коллегии Счетной палаты о проведении контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов в срок не более 14 календарных дней со дня рассмотрения вопроса на заседании Коллегии Счетной палаты.

4.2. В случае если в ходе выполнения годового плана работы в Счетную палату поступило поручение или обращение, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" обязательное для рассмотрения Счетной палатой, исполнение которого требует проведения контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия.

В адрес правоохранительного и иного государственного органа направляется обращение за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) с предложением о принятии участия в контрольном мероприятии и предварительных сроках его проведения.

При получении от правоохранительного и иного государственного органа положительного ответа на обращение Счетной палаты контрольное мероприятие в установленном порядке включается в план работы Счетной палаты.

4.3. В случае если в ходе выполнения годового плана Счетной палаты поступило обращение правоохранительного и иного государственного органа о проведении контрольного мероприятия, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия и представить их на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в соответствии со стандартом СОД 12.

По результатам рассмотрения предложений аудиторов Счетной палаты Коллегия Счетной палаты принимает одно из возможных решений:

включить в план работы Счетной палаты и провести контрольное мероприятие с участием правоохранительных и иных государственных органов в соответствии с обращением и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ;

включить некоторые вопросы обращения в программы проведения иных контрольных мероприятий, предусмотренных планом работы Счетной палаты, и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ;

отклонить обращение и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ.

Ответы, содержащие информацию о соответствующих решениях Коллегии Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются правоохранительному и иному государственному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.

5. Определение порядка проведения
контрольных мероприятий с участием правоохранительных
и иных государственных органов Российской Федерации

5.1. Контрольные мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов проводятся на двусторонней и многосторонней основе по теме, предложенной стороной-инициатором, и в согласованные сроки.

5.2. Для проведения контрольного мероприятия Счетная палата в срок не менее 14 календарных дней до начала контрольного мероприятия подписывает с одним или несколькими правоохранительными и иными государственными органами соответствующий протокол, в котором определяются:

наименование контрольного мероприятия;

предмет контрольного мероприятия;

сроки проведения контрольного мероприятия;

лица, ответственные за проведение контрольного мероприятия;

условия и вопросы участия каждой из сторон исходя из их функций и полномочий, определенных законодательством, соглашениями и договорами о сотрудничестве между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами;

порядок обмена информацией, оформления результатов контрольных действий, в том числе форма, порядок подписания и согласования итоговых документов, составляющий служебную тайну;

порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольного мероприятия;

порядок и условия передачи итоговых документов.

Оформление протокола производится в соответствии с требованиями по защите информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Подписание протокола сторонами осуществляется в установленном порядке, в том числе с применением электронной подписи.

Типовая форма протокола приведена в приложении к настоящему Стандарту.

6. Подготовка программ проведения контрольных
мероприятий с участием правоохранительных и иных
государственных органов Российской Федерации

6.1. Проведение контрольных мероприятий осуществляется по программе контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов (далее - программа мероприятия).

6.2. Подготовка программы мероприятия осуществляется в соответствии с порядком, установленным стандартом СФК 101.

6.3. Программа мероприятия утверждается Коллегией Счетной палаты.

6.4. Сроки разработки и утверждения программ текущих (внеплановых) контрольных мероприятий определяются в порядке, определенном стандартом СФК 101.

7. Оформление распоряжений о проведении
контрольных мероприятий с участием правоохранительных
и иных государственных органов Российской Федерации,
удостоверений на право их проведения
и командировочных удостоверений

7.1. Подготовка распоряжений о проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, оформление удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты, иными внутренними нормативными документами Счетной палаты.

7.2. В распоряжении о проведении контрольного мероприятия на объектах дополнительно указываются представители правоохранительных и иных государственных органов, участвующих в проведении данного мероприятия.

7.3. Удостоверения и иные документы, дающие право на проведение контрольного мероприятия, а также командировочные удостоверения оформляются каждой стороной самостоятельно.

8. Проведение контрольных мероприятий
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации

8.1. Проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии со стандартом СФК 101.

8.2. При проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных или иных государственных органов Российской Федерации руководство указанными мероприятиями осуществляется представителем Счетной палаты.

8.3. В процессе проведения контрольного мероприятия стороны осуществляют взаимодействие путем проведения рабочих совещаний и консультаций, обмена документами и информацией, определенных протоколом.

8.4. В случае возникновения между сторонами разногласий по вопросам организации, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия стороны для их разрешения проводят переговоры и согласительные процедуры, определенные протоколом.

8.5. Порядок обмена информацией, отнесенной к государственной и иной охраняемой законом тайне, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Оформление результатов контрольных действий
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации

9.1. По итогам контрольных действий на объектах оформляются акты в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты и стандарта СФК 101.

Форма представления результатов контрольных действий другой стороной определяется протоколом.

9.2. При наличии неразрешенных противоречий стороны вправе выразить особое мнение, что предусматривается протоколом.

10. Оформление результатов контрольного мероприятия
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации

10.1. По результатам контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов под руководством аудитора Счетной палаты, ответственного за его проведение, подготавливается отчет в соответствии с требованиями, установленными стандартом СФК 101.

Степень и форма участия представителей Счетной палаты, правоохранительного и иного государственного органа в подготовке отчета о результатах мероприятия согласовываются сторонами, участвующими в его проведении, и отражается в протоколе.

Отчет подписывается аудитором Счетной палаты, руководителем или уполномоченным им должностным лицом правоохранительного и иного государственного органа. Подписание отчета сторонами осуществляется в установленном порядке, в том числе с применением электронной подписи.

10.2. При наличии оснований по результатам контрольного мероприятия одновременно с отчетом могут подготавливаться представления, предписания, информационные письма в соответствии со стандартом СФК 101.

10.3. Отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия, а также проекты представлений, предписаний, информационных писем вносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.

10.4. На заседание Коллегии Счетной палаты при рассмотрении результатов контрольного мероприятия могут приглашаться руководители или уполномоченные ими должностные лица правоохранительных и иных государственных органов, участвующих в контрольном мероприятии, а также при необходимости руководители проверенных организаций (объектов контроля).

10.5. По решению Коллегии Счетной палаты копии отчета о результатах контрольного мероприятия направляются в правоохранительный и иной государственный орган, принимавший участие в контрольном мероприятии.

10.6. Контроль за исполнением представлений и предписаний Счетной палаты осуществляет аудитор Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, в соответствии с порядком, установленным Регламентом Счетной палаты.

Приложение
к пункту 5.2 Стандарта
организации деятельности Счетной
палаты Российской Федерации СОД 17
"Проведение Счетной палатой
Российской Федерации контрольных
мероприятий с участием
правоохранительных и иных
государственных органов
Российской Федерации",
утвержденному Коллегией Счетной
палаты Российской Федерации
(протокол
от 28 апреля 2012 г. N 19К (852)

                                 ПРОТОКОЛ
           о проведении контрольного мероприятия Счетной палатой
                      Российской Федерации с участием

___________________________________________________________________________
    (наименование правоохранительного и иного государственного органа)

"__" _________ 20__ г.                                  г. ________________

    Счетная палата Российской Федерации и
    ______________________________________________________________________,
      (наименование правоохранительного и иного государственного органа)
    именуемые   в   дальнейшем   Сторонами,   договорились   о   проведении
контрольного мероприятия
"________________________________________________________________________",
                  (наименование контрольного мероприятия)
руководствуясь нижеследующим:
    1. Стороны исходят из того, что контрольное мероприятие послужит:
___________________________________________________________________________
    (указать, например, исполнение доходных и расходных статей бюджетов
    Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов,
            законность и своевременность движения этих средств)
__________________________________________________________________________.
    2. При подписании настоящего Протокола определяются:
    сроки контрольного мероприятия - _____________________________________;
    лица, ответственные за проведение контрольного мероприятия:
    ______________________________________________________________________;
    организационные процедуры проведения контрольного мероприятия:
___________________________________________________________________________
   (указать составляющие подготовительного, основного и заключительного
         этапов контрольного мероприятия, требующие согласования)
__________________________________________________________________________;
    порядок подготовки и утверждения программы:
___________________________________________________________________________
 (указать ответственного за подготовку программы контрольного мероприятия,
          сроки утверждения, внесение возможных изменений и т.д.)
__________________________________________________________________________;
    порядок  подготовки  и  принятия  решений  по  результатам контрольного
мероприятия, не регламентированных нормативными документами Сторон
__________________________________________________________________________.
                         (если таковые необходимы)
    3.  При  проведении  контрольного  мероприятия Стороны в пределах своих
полномочий договариваются о порядке передачи необходимой информации
___________________________________________________________________________
(указать, на каких носителях передается информация, количество экземпляров,
             сроки передачи с каждого объекта контроля и т.п.)
__________________________________________________________________________.
    При   обмене   информацией   в   рамках  настоящего  Протокола  Стороны
руководствуются  законодательством  о защите государственной тайны или иной
конфиденциальной информации.
    4.  Стороны  при  необходимости  проводят координационные совещания, по
результатам  которых  принимаются  и  подписываются решения по контрольному
мероприятию
___________________________________________________________________________
   (указать тему совещания, место проведения совещания, срок проведения
                             совещания и т.п.)
__________________________________________________________________________.
    5.    Оформление   результатов   контрольных   действий   на   объектах
осуществляется в форме
__________________________________________________________________________.
                        (акты на объектах контроля)
    После  окончания  контрольных действий Стороны информируют друг друга о
результатах контрольных действий
___________________________________________________________________________
          (указать форму, сроки предоставления информации и т.п.)
__________________________________________________________________________.
    Стороны при необходимости проводят консультации в целях обсуждения
                     результатов контрольных действий
___________________________________________________________________________
    (указать место проведения консультации, сроки проведения, выражение
                              особого мнения)
__________________________________________________________________________.
    6. По результатам проведения контрольного мероприятия подготавливается
__________________________________________________________________________,
                                  (отчет)
порядок  подготовки, согласования  и  утверждения  которого  осуществляется
по согласованию Сторон
___________________________________________________________________________
(указать ответственного исполнителя отчета, сроки подготовки отчета, сроки
согласования, представления отчета на утверждение Коллегии Счетной палаты,
               порядок обмена итоговыми документами и т.п.)
__________________________________________________________________________.
    Объем  и  порядок  предоставления дополнительных материалов контрольных
мероприятий определяются по согласованию между Сторонами
___________________________________________________________________________
      (указать перечень дополнительных материалов, форму согласования
       дополнительных материалов, сроки согласования дополнительных
                            материалов и т.п.)
__________________________________________________________________________.
    7.  Все  изменения  к  настоящему  Протоколу оформляются дополнениями к
Протоколу и подписываются Сторонами.
    8.  Настоящий  Протокол вступает в силу с момента подписания его обеими
Сторонами и действует до окончания контрольного мероприятия.
    Действие  Протокола  не  может  быть  прекращено  до полного завершения
контрольного мероприятия.
    Датой   окончания   контрольного  мероприятия  является  дата  принятия
Коллегией  Счетной  палаты  решения  об  утверждении  отчета  о результатах
проведенного мероприятия.

    Совершено в ________ экземплярах.

         Председатель                  ____________________________________
        Счетной палаты                 (наименование должности руководителя
     Российской Федерации                   правоохранительного и иного
                                             государственного органа)

______________________________         ____________________________________
(подпись /инициалы и фамилия/)            (подпись /инициалы и фамилия/)

        ______________                            ______________
            (дата)                                    (дата)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области