КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 января 2018 г. N 5-КЭ
О ДОПУСТИМОСТИ
ПОЛУЧЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИОННОЙ ВЫПЛАТЫ СУДЬЕЙ
В ОТСТАВКЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА ИНВАЛИДОМ 1 ГРУППЫ,
А ТАКЖЕ ЗА ПРЕСТАРЕЛЫМ, НУЖДАЮЩИМСЯ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ
ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОСТОЯННОМ ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ
ЛИБО ДОСТИГШИМ ВОЗРАСТА 80 ЛЕТ
Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (с изм., внесенными Постановлением IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права (пункты 3 и 4 статьи 1 Кодекса судейской этики).
Кодекс судейской этики допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 2 статьи 14, статья 20).
Как исключения из общего запрета для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает виды и условия иной оплачиваемой деятельности, которую может осуществлять судья, пребывающий в отставке.
Указанная норма не допускает расширительного толкования видов органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.
Как следует из преамбулы Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", данный Указ издан в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан; круг получателей соответствующих ежемесячных компенсационных выплат определен в статье 1 Указа - неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за конкретными категориями нетрудоспособных граждан.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Правилами установлен такой порядок, при котором выплаты назначаются лицу, осуществляющему уход (в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним), но выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии (к пенсии лица, за которым осуществляется уход).
Это объясняется, с одной стороны, тем, что установление таких выплат направлено на усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан, а с другой стороны, эти выплаты носят компенсационный характер и призваны частично восполнить потери для граждан, способных к труду, но не работающих ввиду осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.
Согласно подпунктам "в", "г", "д" пункта 9 Правил назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице либо выполнение этим лицом другой оплачиваемой работы прекращает осуществление компенсационной выплаты.
Пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке, заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания.
По своей правовой природе ежемесячное пожизненное содержание судей, пребывающих в отставке, относится к социальным выплатам из бюджета, что подтверждает, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Поэтому, хотя ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, не указано в Правилах в качестве выплат, исключающих осуществление компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами, пребывающий в отставке судья, получающий ежемесячное пожизненное содержание, не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455, даже если он не достиг общего пенсионного возраста, не работает и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие этого Указа.
Что же касается пребывающего в отставке судьи, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, то в том случае, когда он не работает, является трудоспособным и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие названного Указа Президента Российской Федерации, получение таким судьей соответствующей компенсационной судьи не может рассматриваться в качестве нарушения судьей запретов и ограничений, установленных Законом о статусе судей.
Рассматривая вопрос о том, является ли осуществление ухода за нетрудоспособным лицом и получение компенсационной выплаты, предусмотренной названным Указом Президента Российской Федерации, "иной оплачиваемой деятельностью", запрет на осуществление которой установлен в статье 3 Закона о статусе судей, комиссия по этике исходит из следующего.
Соответствующая компенсационная выплата, "присоединяемая" к пенсии лица, за которым осуществляется уход, по своей правовой природе является одной из установленных государством мер социальной поддержки определенной категории нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и предполагает лишь частичную компенсацию потерь неработающего, способного к труду лица, осуществляющего такой уход.
Осуществление ухода в рассматриваемых правоотношениях не закрепляется рамками какого-либо договора (трудового договора либо гражданско-правового договора по оказанию услуг).
Сроки, объем выполняемой работы либо оказываемых услуг в данном случае участниками рассматриваемых правоотношений и законодателем не регламентируются. Размер компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, также не зависит от усмотрения (соглашения) участников рассматриваемых отношений.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством период ухода, осуществляемого неработающим трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, включается в страховой стаж (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О страховых пенсиях").
Предусмотренный статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" зачет в страховой стаж указанных в ее части первой периодов по буквальному содержанию названной нормы производится "наравне с периодами работами и (или) иной деятельности". Такие периоды законодатель именует "иными периодами", включение которых в страховой стаж не связывает ни с начислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни с осуществлением работы и (или) иной деятельности.
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, является частным случаем включения в страховой стаж нестраховых периодов, но в указанный период трудоспособный гражданин, осуществляющий уход и получающий соответствующую компенсационную выплату, не относится к числу занятых граждан (статья 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации").
Таким образом, с позиции федерального законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение, занятость населения, такой гражданин также относится к категории неработающих граждан.
Поэтому осуществление ухода за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации N 1455 с назначением предусмотренной этим Указом компенсационной выплаты по своим параметрам явно не является предпринимательской деятельностью либо иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой вытекает из особого публичного статуса судьи.
Назначение такой выплаты неработающему, трудоспособному, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом пребывающему в отставке судье, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, не может рассматриваться в качестве нарушения судьей запретов и ограничений, установленных Законом о статусе судей.
Эта позиция не подразумевает допустимость такого положения, когда пребывающий в отставке судья, не получающий ежемесячного пожизненного содержания, осуществляет уход за несколькими нетрудоспособными лицами с назначением компенсационной выплаты в отношении каждого из них. В таком случае, независимо от юридических оснований получения выплат, могут фактически возникнуть основания для вывода о несоблюдении пребывающим в отставке судьей установленных Законом о статусе судей ограничений.
Учитывая рекомендательный характер заключений комиссии, судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области