Заключение Минэкономразвития России "Об экспертизе приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе"


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ
ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 30 "О ТИПОВОМ
УСТАВЕ АККРЕДИТОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ
НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСНОВЕ"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" (зарегистрирован в Минюсте России 28 февраля 2008 г. N 11240, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 9 июня 2008 г. N 23), вступившего в действие с 20 июня 2008 г. (далее - нормативный акт), и сообщает.

В ходе проведения экспертизы нормативного акта были проведены в период с 27 августа 2012 г. по 24 сентября 2012 г. публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в Минкультуры России, а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (письма от 10 сентября 2012 г. N Д26и-2226, от 27 августа 2012 г. N Д26и-2146, от 27 августа 2012 г. N Д26и-2147). Кроме того, в течение декабря 2012 г. - января 2013 г. в аккредитованных организациях запрашивалась информация о деятельности и отчетах аккредитованных организаций.

Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Совещание с экспертной группой было проведено 5 сентября 2012 г.

По результатам публичных консультаций получены отзывы от Минкультуры России, Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество", Общероссийской общественной организации "Российский Союз Правообладателей", Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Курской торгово-промышленной палаты, Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Управления культуры Белгородской области, Министерства культуры Хабаровского края. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций (приложение 2 к настоящему заключению).

1. Общее описание рассматриваемого регулирования

В соответствии со статьями 1242 - 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены основные принципы создания, деятельности и государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Так, согласно пункту 1 статьи 1242 ГК РФ установлена возможность создания авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями <1>, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (далее - организации по управлению правами на коллективной основе).

--------------------------------

<1> Правообладатель - гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (пункт 1 статьи 1229 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).

Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 ГК РФ. При этом установлено, что указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ установлено, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (далее - аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Таким образом, в соответствии с действующим с 1 января 2008 г. порядком аккредитованной организации предоставлено право осуществлять полномочия по коллективному управлению авторскими и смежными правами неопределенного круга правообладателей (в сферах коллективного управления, установленных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ), независимо от того, является ли тот или иной правообладатель ее членом, а также независимо от заключения такой аккредитованной организацией с правообладателями договоров о передаче полномочий по управлению правами. Наряду с этим пунктом 2 статьи 1244 ГК РФ предусмотрено, что:

- государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе;

- организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ.

Иными словами ГК РФ допускает создание неограниченного числа организаций по управлению правами на коллективной основе, но только одна из них может получить государственную аккредитацию в каждой из шести сфер коллективного управления (пункт 1 статьи 1244 ГК РФ), из которых две сферы касаются вопросов авторского права, одна относится к вопросам права следования, одна - к вопросам сбора вознаграждения за воспроизведение в личных целях, и две сферы касаются вопросов смежных прав.

По сведениям, представленным Минкультуры России в письме от 24 сентября 2012 г. N 07-37-1223 (далее - письмо Минкультуры России), в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не существовало понятия "аккредитованная организация". В каждой сфере организаций по управлению правами на коллективной основе было несколько и все они, действуя от имени неограниченного количества правообладателей, имели правовые основания для сбора вознаграждения с пользователей - лиц, использующих объекты авторского и смежных прав. Согласно позиции Минкультуры России такой механизм сбора вознаграждения в пользу правообладателей приводил не к защите прав правообладателей, а скорее к их нарушениям. В связи с этим, в целях усиления правовой охраны авторских и смежных прав был введен институт государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, направленный на создание более эффективного механизма управления авторскими и смежными правами.

В целях осуществления контроля за деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 ГК РФ установлено, что аккредитованная организация осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 1244 ГК РФ предусмотрено утверждение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, типового устава аккредитованной организации. В целях реализации указанной нормы ГК РФ пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - постановление N 992) на Министерство культуры Российской Федерации возложено полномочие по утверждению типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.

Таким образом, в целях упорядочивания деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе, а также в целях реализации пункта 7 статьи 1244 ГК РФ и пункта 3 постановления N 992 Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации был разработан и утвержден нормативный акт, в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе (далее - Типовой устав).

2. Основания для проведения экспертизы

Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, является рассмотрение позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее - Заявитель), направленной в Минэкономразвития России письмом Заявителя от 29 сентября 2012 г. N САВ-01. Согласно позиции Заявителя нормативный акт устанавливает "недопустимые ограничения прав предпринимателей - юридических лиц на осуществление не запрещенной законом деятельности в сфере осуществления авторских и смежных прав".

В частности, Заявителем отмечается, что согласно пункту 3.8 Типового устава члены аккредитованной общероссийской общественной организации (далее - Организация) вправе участвовать в управлении делами Организации в порядке, установленном Уставом и иными нормативными актами Организации. Вместе с тем, согласно пункту 3.1 Типового устава установлено, что членами Организации могут быть любые правообладатели, являющиеся физическими лицами или юридическими лицами - общественными объединениями и имеющие право на получение собираемого Организацией вознаграждения, за исключением тех случаев, когда принятие правообладателя в члены Организации противоречит закону. По мнению Заявителя, "правообладатели - юридические лица" исходя из положений Типового устава "лишены права на участие в управлении и контроле за деятельностью" Организации. Заявителем подчеркивается, что нормативный акт "не может устанавливать в качестве типового устава аккредитованной организации в сфере коллективного управления правами любых правообладателей устав общественной организации, поскольку государственная аккредитация не может быть предоставлена организации, созданной в организационно-правовой форме, ущемляющей членство в ней любых категорий правообладателей".

3. Круг заинтересованных лиц

Регулирование, предусмотренное нормативным актом, полагаем, может затрагивать интересы авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав, интересы аккредитованных организаций. По информации Минкультуры России, на настоящий момент аккредитованными организациями являются:

- Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" (далее - РАО), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. N 16 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункт 1 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ), а также в соответствии с приказом Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. N 15 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);

- Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства", аккредитованное в соответствии с приказом Росохранкультуры от 16 декабря 2008 г. N 140 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере управления правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (подпункт 3 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);

- Общероссийская общественная организация "Российский Союз Правообладателей" (далее - РСП), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 24 сентября 2010 г. N 167 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);

- Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее - ВОИС), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 136 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункт 5 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ); с осуществлением прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также в соответствии с приказом Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 137 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункт 6 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ).

Следует отметить, что три из четырех аккредитованных организаций - РАО, ВОИС и РСП созданы в организационно-правовой форме общественной организации.

Согласно данным, представленным в ходе экспертизы <1>, по состоянию на конец 2011 г.:

--------------------------------

<1> Информация о деятельности Некоммерческого партнерства "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" не представлялась в ходе экспертизы.

- число правообладателей, передавших РАО свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило 26 960 (в основном физические лица);

- число правообладателей, передавших ВОИС свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило около 3 500 (в том числе порядка 500 юридических лиц);

- число правообладателей, передавших РСП свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило около 2 550 (в том числе порядка 150 юридических лиц).

При этом в ходе экспертизы не представилось возможным оценить число правообладателей, являющихся членами аккредитованных организаций, поскольку данная информация не была представлена аккредитованными организациями.

В первый год действия части четвертой ГК РФ (2008 г.) сборы авторского вознаграждения РАО, получившего первым среди организаций по управлению правами на коллективной основе, государственную аккредитацию, выросли на 69,4 % (с 1,5 млрд. рублей в 2007 г. до 2,16 млрд. рублей в 2008 г.). Правообладателям в 2008 г. было выплачено около 1 млрд. рублей. Общее число договоров, заключенных РАО с пользователями, превысило 15 тыс., что составило 52-процентный прирост за предыдущий период.

Динамика показателей <1> собранного в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. аккредитованными организациями (в частности, РАО, ВОИС и РСП) вознаграждения с пользователей (плательщиков вознаграждения) представлена на рисунке 1 (в млн. руб.).

--------------------------------

<1> Подготовлено с использованием данных, размещенных в сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах аккредитованных организациях.

Рисунок 1 (не приводится)

Динамика показателей <1> собранного, распределенного и выплаченного аккредитованной организацией - РАО вознаграждения правообладателям, а также удержанных из вознаграждения сумм на покрытие необходимых расходов <2> по сбору, распределению и выплате вознаграждения в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. представлена на рисунке 2 (в млн. руб.).

--------------------------------

<1> Подготовлено с использованием данных, размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте РАО.

<2> Согласно пункту 4 статьи 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения.

Рисунок 2 (не приводится)

4. Результаты экспертизы

В ходе экспертизы были проанализированы все представленные позиции.

В представленном Минкультуры России письме подчеркивается, в частности, что, поскольку пунктом 1 статьи 1242 ГК РФ установлено, что организацией по управлению правами на коллективной основе "может быть только некоммерческая организация, основанная на членстве", а также в связи с тем, что Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрены три формы основанных на членстве некоммерческих организаций (некоммерческое партнерство, общественная организация, ассоциация), то, соответственно, нормативным актом были утверждены: Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме общественной организации; Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства; Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации.

Таким образом, нормативным актом установлено, что аккредитованная организация может быть создана только в указанных организационно-правовых формах (при этом выбор организационно-правовой формы осуществляется аккредитованной организацией самостоятельно).

По мнению РАО, ВОИС и РСП, утверждая нормативный акт, Минкультуры России действовало в рамках ГК РФ и в соответствии с постановлением N 922, в связи с чем нормативный акт является оптимальным и сбалансированным для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами и не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Указанными аккредитованными организациями отмечена нецелесообразность внесения каких-либо изменений в данный нормативный акт.

Следует отметить, что ни одна из представленных позиций, в том числе позиция Минкультуры России, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", представителей экспертной группы, не содержала каких-либо количественных показателей или расчетов, характеризующих негативное влияние нормативного акта на предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Соответственно, на основании имеющейся по результатам экспертизы информации не считаем целесообразным вносить предложения в части изменения (отмены) нормативного акта. По результатам экспертизы нормативного акта в соответствии с постановлением N 633 Минэкономразвития России пришло к выводу, что в отношении нормативного акта не может быть сделан вывод о наличии в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Безусловно, нельзя отрицать наличие ряда недостатков в целом в регулировании, действующем в сфере управления правами на коллективной основе. Так, например, считаем необходимым обратить внимание на некоторые проблемы действующего института бездоговорного управления правами на коллективной основе. В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ порядок осуществления аккредитованной организацией полномочий по коллективному управлению авторскими смежными правами, независимо от заключения с правообладателями договоров о передаче полномочий по управлению правами, действует с 1 января 2008 г. Указанный порядок законодательно не проработан и имеет некоторые пробелы. В частности, не ясны принципы распределения и выплаты собранного авторского вознаграждения в случаях, когда правообладатель устанавливается в течение некоторого периода или когда правообладатель не установлен. Данные факты, полагаем, оказывают негативное влияние на прозрачность и эффективность деятельности аккредитованных организаций.

Кроме того, в связи с присоединением к Всемирной торговой организации Российской Федерацией приняты, в частности, обязательства, содержащиеся в пункте 1218 Доклада Рабочей группы, об отмене управления авторскими и смежными правами на бездоговорной основе в течение пяти лет после вступления в силу части четвертой ГК РФ (вступили в действие с 1 января 2013 г.).

Указанные причины в совокупности, полагаем, потребуют пересмотра принципов бездоговорного управления правами на коллективной основе.

О.В.ФОМИЧЕВ

Приложение 1

СОСТАВ
ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЛОЖЕНИЙ
НОРМАТИВНОГО АКТА

N
п/п
Ф.И.О.
Организация
1
2
3
1.
Мирясова Ксения Васильевна
Минкультуры России
2.
Ананьева Екатерина Викторовна
Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество"
3.
Кубышкин Алексей Викторович
Общероссийская общественная организация "Российский Союз Правообладателей"
4.
Осипов Виктор Михайлович
Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности"
5.
Семенов Анатолий Вячеславович
Председатель комитета по интеллектуальной собственности Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

Приложение 2

СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНОГО АКТА

В настоящей справке приводится информация о ряде поступивших в Минэкономразвития России отзывов, которые были рассмотрены при проведении экспертного исследования положений нормативного акта. Полагаем целесообразным ознакомиться с нижеприведенными позициями участников публичных консультаций.

1. По мнению Минкультуры России, нормативный акт является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрагивает предпринимательской и инвестиционной деятельности. Действие нормативного акта не распространяется на других субъектов, за исключением аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе, которым он не создавал препятствий к осуществлению своей деятельности.

2. В отзыве Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество" отмечено следующее:

"С 1 января 2008 года в силу вступила четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая установила, что на определенные сферы коллективного управления правами, перечисленными в ГК РФ, может выдаваться государственная аккредитация.

Редакция статей действовавшего до 1 января 2008 года Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" позволяла существовать множеству организаций по управлению правами на коллективной основе, которые, не имея соответствующих полномочий от правообладателей, выдавали разрешения на использование произведений и собирали вознаграждение для всех правообладателей, что приводило к тому, что собранные с пользователей суммы авторского вознаграждения к надлежащим правообладателям не поступали.

В результате действия такого рода псевдоорганизаций по управлению правами причинялся ущерб как правообладателям, так и пользователям.

Для разрешения ситуации и в целях усиления правовой охраны авторских прав в статье 1244 ГК РФ был введен институт государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, а также понятие "аккредитованная организация", которые направлены на создание более эффективного механизма управления авторскими и смежными правами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ только организации по управлению правами на коллективной основе, которые получили государственную аккредитацию в соответствующей сфере (пункт 1 статьи 1244 Гражданского кодекса устанавливает 6 сфер), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми они заключили соответствующие договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения и для тех правообладателей, с которыми у них такие договоры не заключены.

Пункт 2 статьи 1244 ГК РФ устанавливает, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из 6 сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе, а также то, что по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются нормы антимонопольного законодательства.

В целях осуществления контроля над деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 ГК РФ устанавливается, что:

- аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

- аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.

Кроме того, для осуществления контроля за деятельностью аккредитованных организаций, пункт 7 статьи 1244 ГК РФ установил, что Типовой устав таких организаций должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 был утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.

В настоящее время организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, получившими государственную аккредитацию, являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Российский Союз Правообладателей (РСП).

Российское Авторское Общество получило право на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, а также на осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфире или по кабелю его произведения (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности предоставлена государственная аккредитация в сфере осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Российский Союз Правообладателей получил государственную аккредитацию на осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, основными субъектами, на которых распространяется регулирование положениями вышеуказанного приказа Министерства культуры РФ являются перечисленные выше аккредитованные организации. Интересы иных субъектов, в том числе, субъектов, связанных с ведением предпринимательской и инвестиционной деятельности, вышеуказанный нормативный правовой акт не затрагивает и затрагивать не может.

Устав РАО был принят 12 августа 1993 года, в соответствии с нормами, заложенными в Уставе, изменения и дополнения были внесены в него на общем собрании 13 декабря 2007 года. Устав РАО полностью соответствует нормам действующего законодательства и отвечает интересам правообладателей.

Министерство культуры РФ, утверждая приказ от 19 февраля 2008 года, действовало в рамках ГК РФ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует вопросы деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе и никаким образом не отражается на конкурентной среде в какой-либо отрасли бизнеса, поскольку не затрагивает интересы какого-то бы ни было бизнеса, никаких издержек, связанных с принятием и действием приказа Министерства культуры РФ субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности не несут.

Таким образом, РАО полагает, что приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и поэтому представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данный нормативный правовой акт".

3. В отзыве Общероссийской общественной организации "Российский Союз Правообладателей" отмечено следующее (аналогичный отзыв представлен также Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности"):

"Принятию приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" способствовало появление в российском законодательстве понятия "аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе", которое впервые было введено законодателем в части четвертой Гражданского кодекса РФ.

В ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" существовало понятие "организация по управлению правами на коллективной основе". Подобных организаций по управлению правами на коллективной основе в России в каждой сфере было несколько, и все эти организации имели правовые основания для сбора вознаграждения в пользу обладателей авторских и смежных прав в соответствующих сферах. Такой механизм сбора вознаграждения в пользу правообладателей, при котором все организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе имели право осуществлять деятельность от неопределенного круга правообладателей, за почти 15-летний срок действия вышеуказанного закона так и не начал эффективно действовать на практике.

Таким образом, в целях усиления правовой охраны авторских и смежных прав в статье 1244 Гражданского кодекса РФ было введено понятие "аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе", которое в своей сущности подразумевает более эффективный механизм управления авторскими и смежными правами. В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ только те организации по управлению правами на коллективной основе, которые получили государственную аккредитацию в соответствующей сфере (пункт 1 статьи 1244 Гражданского кодекса устанавливает 6 сфер) вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Кроме того, пункт 2 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Между тем, в целях осуществления контроля над деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что:

- аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

- аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.

Еще одной мерой контроля над деятельностью аккредитованных организаций является введение в соответствии с пунктом 7 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ типового устава таких организаций, который должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ.

В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 был утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.

Основными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами и получившими государственную аккредитацию, в настоящее время являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Российский Союз Правообладателей (РСП).

Российское Авторское Общество получило право на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, а также осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфире или по кабелю его произведения (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности предоставлена государственная аккредитация в сфере осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Российский Союз Правообладателей получил государственную аккредитацию на осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, основными субъектами, на которых распространяется государственное регулирование положениями вышеуказанного приказа Министерства культуры РФ, являются перечисленные аккредитованные организации. Интересы иных субъектов, в том числе, субъектов, связанных с ведением предпринимательской и инвестиционной деятельности, вышеуказанный нормативный правовой акт не затрагивает.

Устав РСП разработан в соответствии с приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 и принят на Учредительной конференции РСП 13 ноября 2009 года. В рамках деятельности Российского Союза Правообладателей с момента создания организации и до настоящего времени вышеуказанный нормативный правовой акт не создавал и не создает препятствий в осуществлении деятельности РСП, а также не ущемляет интересы и права правообладателей.

Таким образом, РСП полагает, что приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" является оптимальным и сбалансированным нормативным актом для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами, не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности иных субъектов и поэтому представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данный нормативный правовой акт".

4. В отзыве Курской Торгово-Промышленной Палаты указано следующее: нормативным актом "утверждены Типовые уставы некоммерческих организаций, создаваемых в организационно-правовых формах общественной организации, некоммерческого партнерства, ассоциации, основанных на членстве и осуществляющих свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иным законодательством Российской Федерации. В числе источников формирования имущества указанных организаций Типовыми уставами предусмотрены регулярные поступления - взносы. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами. В предлагаемых к рассмотрению Типовых уставах отсутствуют положения, определяющие порядок уплаты взносов". На основании изложенного предложено раздел "7. Средства и имущество организации" каждого Типового устава дополнить пунктом, предусматривающим порядок регулярных поступлений.

5. В отзыве Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" представлена следующая информация:

"Согласно пункту 6 статьи 1242 ГК РФ правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 статьи 1244 ГК РФ).

Часть 1 статьи 1242 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) устанавливает, что в случаях, когда осуществление обладателей авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, такие правообладатели могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В соответствии с п. (2) статьи 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. <1> пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)" // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, N 29, ст. 3046/.

Аналогичные положения содержатся и в 20-й статье Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам <1>, согласно которой "обладание правами и осуществление прав, предусмотренных настоящим Договором, не связаны с соблюдением каких-либо формальностей".

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 998-р г. Москва о присоединении к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г.

Согласно ч. 2 статьи 41 Соглашения ТРИПС процедуры, обеспечивающие соблюдение прав интеллектуальной собственности, должны быть равными для всех и справедливыми. Они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими и не должны приводить к необоснованному увеличению сроков или неправомерным задержкам. <1>

--------------------------------

<1> Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. ЧАСТЬ III ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, РАЗДЕЛ 1 "Общие обязательства".

Ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", опубликованным 23 июля 2012 г. в "Российской Газете" - Федеральный выпуск N 5839, и вступившим в силу 3 августа 2012 г.

Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 255-О указал, что "положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус".

Предусмотренное статьей 34 Конституции Российской Федерации право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности означает, в частности, что правообладатель вправе являться членом некоммерческой организации и, в соответствии с законодательством Российской Федерации иметь права члена организации, принимать в установленном порядке участие в управлении такой организацией.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (статья 30) право на объединение, детализированное в пункте 5 статьи 1244 ГК, согласно которому "если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения", предполагает, что правообладатель вправе принимать решение о своем членстве в некоммерческой организации по управлению правами на коллективной основе и такое право может быть ограничено исключительно прямым указанием на это в законе.

Приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", или, в частности, основанный на нем Приказ от 6 августа 2009 года N 136 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), которым Общероссийская общественная организация Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее - ВОИС) аккредитована в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и иные подобные подзаконные нормативные и ненормативные акты федеральным законом не являются.

Выводы:

1) Конституцией, международными обязательствами и законодательством Российской Федерации императивно установлен запрет на любые формы дискриминации участников гражданских правоотношений, в том числе, в сфере осуществления авторских и смежных прав.

2) Законом установлено, что аккредитованные организации по управлению правами (далее ОКУП) обязаны действовать в интересах правообладателей, к которым помимо физических лиц - авторов и исполнителей, относятся, в том числе, юридические лица, которые приобретают авторские и смежные права в силу закона или договора.

3) Правообладатели имеют право стать членами аккредитованных ОКУПов, кроме случаев, когда такое право специально не ограничено в соответствии с требованиями ч. 3 статьи 55 Конституции РФ - т.е. только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Заявителю не известно о существовании законов, ограничивающих по перечисленным основаниям предусмотренное ч. 1 статьи 1242 и п. 5 статьи 1244 ГК РФ право правообладателей - юридических лиц на членство в аккредитованных ОКУПах, осуществляющих авторским и смежные права, принадлежащие таким правообладателям.

4) Проверяемый нормативный акт не может устанавливать в качестве типового устава аккредитованной организации в сфере коллективного управления правами любых правообладателей устав общественной организации, поскольку государственная аккредитация не может быть предоставлена организации, созданной в организационно-правовой форме, ущемляющей членство в ней любых категорий правообладателей, указанных в пункте 1 статьи 1242 Гражданского Кодекса РФ".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области