1. Реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение.
2. На селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ, указанный в пункте 1 настоящей статьи, выдается только патентообладателем и лицензиатом.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Комментарии к ст. 1444 ГК РФ
1. В отличие от ранее действовавшей ст. 32 Закона о селекционных достижениях, предусматривавшей регулирование публично-правовых вопросов, связанных с допуском селекционного достижения к использованию независимо от его патентоспособности, в комментируемой статье сохранены правила, относящиеся только к охраняемым селекционным достижениям.
Решая более узкую и цивилистически более содержательную задачу, комментируемая статья, однако, воспроизводит название и целый ряд формулировок ч. 3 ст. 32 Закона о селекционных достижениях, рассчитанных на регулирование более широкого круга отношений.
Так, название комментируемой статьи, посвященной только одному вопросу, связанному с использованием селекционного достижения, гораздо шире ее содержания, при том что вопросы использования охраняемых селекционных достижений исчерпывающим образом регулируются § 2 комментируемой главы.
Не имеет четкого юридического содержания и словосочетание реализация семян и племенного материала (п. 1 комментируемой статьи). В контексте закрепленных в п. 3 ст. 1421 ГК правомочий обладателя исключительного права на селекционное достижение под "реализацией" следует понимать всякое введение семян и племенного материала в гражданский оборот.
Лишено нормативного значения и указание на территориальную сферу действия комментируемых правил. Для внутреннего законодательства по общему правилу, распространяющемуся на территорию соответствующего государства, такая ссылка допускается преимущественно в коллизионных нормам, к числу которых комментируемая норма, безусловно, не относится.
2. В пункте 1 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, отсылающая к законодательству о семеноводстве и животноводстве путем воспроизведения в наиболее общей форме положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и ст. 8 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", обусловливающих гражданско-правовой оборот семян сельскохозяйственных растений и племенного материала наличием сертификатов (свидетельств), удостоверяющих их сортовую и породную принадлежность. Таким образом, Кодекс исходит из того, что общие требования к основаниям, условиям, порядку и формам выдачи таких сертификатов относятся к ведению указанного законодательства.
Из указанного подхода в п. 2 комментируемой статьи сделано только одно исключение, императивно определяющее субъектов, управомоченных на выдачу соответствующих документов в отношении семян и племенного материала охраняемых селекционных достижений. К таким субъектам Кодекс, прежде всего, относит патентообладателя, который имеет право на производство и воспроизводство соответствующих семян и племенного материала (подп. 1 п. 3 ст. 1421 ГК) и от усмотрения которого зависит введение селекционного достижения в гражданский оборот (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1421 ГК). Указанные правомочия могут принадлежать и лицензиату, приобретающему по лицензионному договору право использования селекционного достижения в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК, ст. 1428 ГК).
Поэтому именно на указанных лиц в п. 2 комментируемой статьи возлагается гражданско-правовая ответственность за соответствие реализуемых ими семян и племенного материала биологическим и морфологическим признакам, обусловившим предоставление правовой охраны соответствующему селекционному достижению (ст. 1413 ГК).