Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 N 1197-р "О концепции федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы""


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 августа 2008 г. N 1197-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) - Минрегион России;

государственными заказчиками Программы - Минрегион России, МВД России, Минобороны России, МЧС России и ФСБ России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 48000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в ноябре 2008 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2008 г. N 1197-р

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ
ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Концепция федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее соответственно - Концепция, Программа) разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высокими уровнями сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации и 550 населенных пунктов с населением около 2 млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности проявлений сейсмической активности, в том числе землетрясение мощностью 9 баллов, произошедшее на Алтае в 2003 году, и серия землетрясений мощностью 10 баллов, произошедших в 2006 году в Корякском автономном округе.

По экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов капитального строительства жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.

В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению жилого фонда и отдельных объектов коммунальной инфраструктуры.

Вместе с тем указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечены необходимыми материальными ресурсами.

Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное предупреждение землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность этого природного явления не позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.

В этой связи в качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:

минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб, наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;

создание необходимых условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их последствий.

Ключевые мероприятия Программы будут направлены на повышение сейсмической устойчивости объектов жилищного фонда, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также на предотвращение негативных последствий разрушения объектов коммунальной инфраструктуры.

Концепцией предусматривается достижение следующих стратегических целей:

повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;

сокращение объемов финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления последствий разрушительных землетрясений;

повышение уровня координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по минимизации возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз для жизни и здоровья населения, а также разрушений жизненно важных объектов.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных территорий Российской Федерации, расположенных в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.

По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности жилищного фонда, устойчивое функционирование значимых инфраструктурных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, а также водоотведения и т.д.), мест массового пребывания населения, в том числе общественного и жилого назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Указанные значимые и многофункциональные объекты с учетом важности их функционирования в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по повышению их сейсмической устойчивости требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.

Недостаточная результативность федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690, которая действовала до 2006 года, в первую очередь была обусловлена следующими причинами:

нечеткость ее целей;

фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;

отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации мероприятий указанной программы;

недостаточность задействованных ресурсов для достижения целей указанной программы.

Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) был определен в размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При этом объем недофинансирования указанной программы за 2002 - 2006 годы составил 9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).

Реализацию программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) предполагалось осуществить в 2 этапа:

первый этап - 2002 - 2005 годы;

второй этап - 2006 - 2010 годы.

На первом этапе реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное указанной программой финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов жизнеобеспечения не осуществлялось.

В рамках первого этапа реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической опасности территорий некоторых субъектов Российской Федерации и на разработку конкретных технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов. После подведения итогов этого этапа и признания его результатов неэффективными было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р о прекращении реализации указанной программы.

Разработку и реализацию Программы предполагается осуществлять на новой концептуальной основе.

Концепция базируется на следующих принципах:

сейсмическое районирование территории Российской Федерации и уточнение ранее составленных прогнозов;

системный подход к повышению устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения;

научное обоснование приоритетности в реализации инвестиционных и практических мероприятий;

применение четких критериев отбора жизненно важных объектов, требующих сейсмоусиления;

учет региональных особенностей, включая природные и экономические факторы;

ориентация прикладных научных исследований на достижение практических результатов в области модернизации нормативного и экономического регулирования основных вопросов обеспечения сейсмической безопасности.

III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

По экспертным оценкам, до 50 процентов зданий и сооружений общественного и жилого назначения, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.

Прежде всего необходимо выделить среди них объекты жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей, системы жизнеобеспечения, здания и сооружения, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объекты, разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.

Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что субъекты Российской Федерации, расположенные в сейсмических районах, имеют наименьший уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:

отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;

невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Без использования программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.

С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости основных объектов и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться сроки достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затраты привлекаемых на эти цели ресурсов - в 3 - 5 раз.

IV. Возможные варианты решения проблемы

Для обеспечения требований по сейсмической устойчивости зданий и сооружений могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы.

Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.

Вместе с тем предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая для принятия решения о целесообразности проведения работ по сейсмоусилению объектов и определения объема средств на их выполнение.

В связи с этим мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом.

Кроме того, при значительном увеличении количества строящихся и реконструируемых объектов может возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в сейсмических районах. При этом возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.

Такой подход требует установления четких критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на цели сейсмоусиления объектов.

Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

По предварительным оценкам ученых и независимых экспертов, первоочередного сейсмоусиления требуют около 20 тыс. объектов различного целевого назначения, в том числе жилых домов. При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного сейсмоусиления и защиты, составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается в 400 - 450 млрд. рублей.

При использовании этого варианта решения проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной потребности в финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий Программы, с учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.

Второй вариант решения проблемы ограничивает область программно-целевой разработки достижением требуемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий.

Исходя из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.

Первый этап (2009 - 2010 годы) является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.

На первом этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные работы.

На этом этапе также предусмотрена возможность реализации мероприятий по сейсмоусилению расположенных на наиболее сейсмически опасных территориях объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.

Второй этап (2011 - 2013 годы) является основным и предполагает проведение работ, обеспечивающих сейсмическую безопасность зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.

Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий Программы в рамках указанных этапов позволяет получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости их реализации.

Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в 2 этапа:

первый этап - 2009 - 2010 годы;

второй этап - 2011 - 2013 годы.

VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход
реализации Программы (по годам)

Концепцией предусматривается основная цель Программы - достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического и экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов;

сейсмоусиление объектов жилищного фонда, объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, а также зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих национальную безопасность;

создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмически опасных территориях.

Указанные задачи отвечают государственной системе достижения целей в сфере обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.

Концепцией предусматриваются целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы, представленные в приложении N 1.

Для оценки реализации Программы предполагается использование следующих целевых показателей:

снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

увеличение полноты, достоверности и доступности информации о нормативно установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Предварительно общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 72000 млн. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 48000 млн. рублей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - 22000 млн. рублей;

внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.

Расходы на капитальные вложения составят 99,6 процента (71691 млн. рублей), а затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).

Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и видам расходов представлены в приложениях N 2 - 4.

При расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых для выделения на софинансирование объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывалось осуществление обязательного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) внебюджетных источников.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом предусматривается обязательное финансирование в объемах, определенных Программой.

Предложения по ресурсному обеспечению Программы и соотношению расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные средства, привлекаемые на цели сейсмоусиления.

Формирование предложений по распределению инвестиционных затрат на указанных условиях позволит с высокой степенью вероятности завершить запланированные мероприятия Программы и исключить проблемные вопросы их ресурсного обеспечения в дотационных регионах.

Уточнение объектов в составе мероприятий Программы по основным направлениям ее реализации будет осуществляться с учетом заявок субъектов Российской Федерации при условии использования на цели сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы, предусмотренных в приложении N 1 к Концепции.

С учетом взаимосвязи отдельных показателей общая оценка экономической эффективности и результативности Программы выполнена для каждого ее варианта с использованием 2 групп показателей, характеризующих:

снижение потерь, понесенных вследствие землетрясений, в результате реализации первоочередных мероприятий Программы по сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;

повышение общей расчетной экономической эффективности комплекса мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях.

Численные значения показателей экономической эффективности Программы в период ее реализации определены приблизительно и при разработке проекта Программы должны быть уточнены с учетом оценки эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.

Эффективность и результативность предлагаемого варианта решения проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация мероприятий Программы позволит снизить социальный, экономический и экологический риск в сейсмических районах Российской Федерации, уменьшить потери, понесенные населением в результате разрушительных землетрясений, создать условия для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий, минимизировать ущерб, наносимый зданиям и сооружениям в результате сейсмических проявлений.

IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, предлагается определить Министерство регионального развития Российской Федерации.

Кроме того, к формированию и реализации Программы предлагается привлечь Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы

Предлагается определить:

государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации;

государственными заказчиками Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации;

разработчиком Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации.

XI. Предложения по основным направлениям
финансирования Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

исследования по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения населения;

формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей, разработка специальных мер сейсмической защиты;

разработка и реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов Российской Федерации (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях) и сооружений с массовым сосредоточением людей;

развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.

Основу мероприятий Программы, касающихся исследований по оценке сейсмического риска и совершенствования нормативных правовых актов, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, направленные на:

разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсморайонированию территорий поселений и городских округов;

совершенствование государственного управления территорий и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;

разработку технических регламентов, включающих в себя в том числе требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмически опасных районах;

развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер обеспечения сейсмической безопасности.

Основные мероприятия Программы по формированию системы мониторинга сейсмической устойчивости жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей и сейсмической защите указанных объектов и сооружений направлены на:

разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;

развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга;

создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости сооружений.

Концепцией предусматривается обеспечение реализации неотложных мероприятий по сейсмоусилению жилых домов, а также основных объектов и систем жизнеобеспечения, задействованных в единой системе реагирования в чрезвычайных ситуациях, снижение их уязвимости и повышение устойчивости в условиях землетрясений разрушительной силы, развитие и совершенствование систем и методов технической диагностики жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры.

Мероприятия Программы по развитию системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений направлены на повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии основных объектов систем жизнеобеспечения и уровне сейсмических рисков, в том числе в интересах развития экономики, объектов инфраструктуры и жилищного строительства.

Предполагается, что указанные мероприятия обеспечат решение следующих вопросов:

расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;

разработка и ведение информационных и аналитических экспертных систем и баз данных для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности, выработка вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;

обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.

Предполагаемые объемы финансирования по основным направлениям реализации Программы представлены в приложении N 3 к Концепции.

XII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений государственных заказчиков и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы.

При формировании перечня мероприятий Программы будут соблюдены требования законодательства Российской Федерации и нормативы целевого выделения средств с учетом дефицита сейсмостойкости систем жизнеобеспечения и стратегически значимых объектов в разрезе субъектов Российской Федерации.

XIII. Предложения по формам и методам управления
реализацией Программы

Механизм реализации Программы формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере повышения сейсмической устойчивости жизненно важных объектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы включает в себя:

стратегическое планирование и прогнозирование;

применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;

организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).

Концепцией предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

В связи с этим предполагается ежеквартальный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.

Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.

Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.

Государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации:

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

организует текущее управление реализацией Программы;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

подготавливает ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;

подготавливает целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы на очередной год в квартальном разрезе;

организует мониторинг хода реализации Программы;

несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;

организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.

Государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы.

Государственные заказчики Программы:

ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы;

организуют внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а также осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы;

осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также осуществляют анализ и контроль рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

предоставляют государственному заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты о ходе реализации Программы и об использовании бюджетных средств.

Государственные заказчики Программы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместные действия по реализации мероприятий Программы.

Средства федерального бюджета предоставляются при условии наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации и после представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об использовании средств в пропорциональном соотношении, установленном для финансового обеспечения мероприятия Программы.

В целях организации взаимодействия государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут заключаться соответствующие соглашения.

Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах
Российской Федерации
на 2009 - 2013 годы"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ
И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" <*>

────────────────────────┬───────────────┬──────────────┬────────────┬──────────┬───────────┬──────────────
                        │    Единица    │   2009 год   │  2010 год  │ 2011 год │ 2012 год  │   2013 год
                        │   измерения   │              │            │          │           │
────────────────────────┴───────────────┴──────────────┴────────────┴──────────┴───────────┴──────────────
 Снижение сейсмической    млрд. рублей   124,2 - 186,3  195 - 292,5  234 - 351   234 - 351  212,8 - 319,2
 уязвимости жилых домов,
 основных объектов и
 систем жизнеобеспечения

 Снижение уровня           процентов к         10            20          40         60           80
 сейсмического риска      общему числу
 возникновения              объектов,
 чрезвычайных ситуаций      требующих
 вследствие              первоочередного
 разрушительных          сейсмоусиления
 землетрясений

 Увеличение полноты,       процентов по        10            20          40         60           80
 достоверности и           отношению к
 доступности информации    показателям
 о нормативно               2008 года
 установленных
 требованиях в сфере
 обеспечения
 сейсмической
 безопасности и
 сейсмической
 устойчивости жилых
 домов, основных
 объектов и систем
 жизнеобеспечения
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Численные значения показателей определены приблизительно и при разработке проекта программы должны быть уточнены с учетом программных мероприятий и оценки их эффективности.

Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах
Российской Федерации
на 2009 - 2013 годы"

ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПО ИСТОЧНИКАМ
ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВИДАМ РАСХОДОВ

(млн. рублей)

─────────────────────┬───────┬─────────────────────────────────────────────
                     │ 2009 -│                 В том числе
                     │ 2013  ├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────
                     │годы - │2009 год│2010 год│2011 год│2012 год│2013 год
                     │ всего │        │        │        │        │
─────────────────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────
              За счет средств всех источников финансирования

 НИОКР                  309      72      87,5     77,5     64         8

 Капитальные вложения  71691   10600    14100     15650   15741     15600

 Прочие                  -       -        -         -       -         -

                   За счет средств федерального бюджета

 НИОКР                  200      51      57,5     44,5      41        6

 Капитальные вложения  47800    6000     9500    11000     11000    10300

 Прочие                  -       -        -         -       -         -

          За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

 НИОКР                  109      21        30        33       23       2

 Капитальные вложения  21891    4250      4250      4250     4291     4850

 Прочие                  -        -        -         -         -       -

                  За счет средств внебюджетных источников

 НИОКР                   -        -        -        -        -        -

 Капитальные вложения  2000      350      350      400      450      450

 Прочие                  -        -        -        -        -        -
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 3
к Концепции федеральной целевой
программы "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах
Российской Федерации
на 2009 - 2013 годы"

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПО ОСНОВНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(млн. рублей)

────────────────────────────────┬────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────
                                │Объемы  │                          В том числе
                                │финанси-├────────────────────┬────────────────────┬─────────────────────
                                │рования │ федеральный бюджет │ бюджеты субъектов  │    внебюджетные
                                │- всего │                    │Российской Федерации│      источники
                                │        ├───────┬──────┬─────┼───────┬──────┬─────┼───────┬──────┬──────
                                │        │капи-  │прочие│НИОКР│капи-  │прочие│НИОКР│капи-  │прочие│НИОКР
                                │        │тальные│нужды │     │тальные│нужды │     │тальные│нужды │
                                │        │вло-   │      │     │вло-   │      │     │вло-   │      │
                                │        │жения  │      │     │жения  │      │     │жения  │      │
────────────────────────────────┴────────┴───────┴──────┴─────┴───────┴──────┴─────┴───────┴──────┴──────
 1. Исследования по оценке           59      -       -     57     -       -     2      -       -     -
    сейсмического риска и
    совершенствование
    нормативных правовых,
    методических и
    организационных основ
    государственного управления
    в области повышения защиты
    жизненно важных объектов и
    систем жизнеобеспечения
    населения

 2. Формирование системы             37      -       -     27     -       -     10     -       -      -
    мониторинга сейсмической
    устойчивости жилых домов,
    жизненно важных объектов и
    сооружений с массовым
    сосредоточением людей,
    разработка специальных мер
    сейсмической защиты

 3. Разработка и реализация       71691    47800     -     -    21891     -     -     2000     -     -
    практических мер по
    повышению сейсмической
    устойчивости жилых домов,
    жизненно важных объектов
    Российской Федерации (в том
    числе критически важных
    объектов, систем
    энергоснабжения,
    коммунальной
    инфраструктуры, объектов
    системы реагирования в
    чрезвычайных ситуациях) и
    сооружений с массовым
    сосредоточением людей

 4. Развитие системы                213      -       -    116     -       -    97      -       -      -
    информационного обеспечения
    и ситуационного анализа
    сейсмических рисков
    устойчивости зданий и
    сооружений

    Всего по Программе            72000    47800     -    200   21891     -    109    2000     -     -
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 4
к Концепции федеральной целевой
программы "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах
Российской Федерации
на 2009 - 2013 годы"

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ,
ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

(млн. рублей)

────────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────
                                        │ 2009 - 2013  │                             В том числе
                                        │ годы - всего ├─────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────
                                        │              │   2009 год  │   2010 год  │   2011 год  │   2012 год  │   2013 год
                                        ├───────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬───────
                                        │общий  │в том │феде- │бюд-  │феде- │бюд-  │феде- │бюд-  │феде- │бюд-  │феде- │бюд-
                                        │объем  │числе │раль- │жеты  │раль- │жеты  │раль- │жеты  │раль- │жеты  │раль- │жеты
                                        │финан- │сред- │ный   │субъ- │ный   │субъ- │ный   │субъ- │ный   │субъ- │ный   │субъ-
                                        │сиро-  │ства  │бюджет│ектов │бюджет│ектов │бюджет│ектов │бюджет│ектов │бюджет│ектов
                                        │вания  │феде- │      │Рос-  │      │Рос-  │      │Рос-  │      │Рос-  │      │Рос-
                                        │       │раль- │      │сийс- │      │сийс- │      │сийс- │      │сийс- │      │сийс-
                                        │       │ного  │      │кой   │      │кой   │      │кой   │      │кой   │      │кой
                                        │       │бюд-  │      │Феде- │      │Феде- │      │Феде- │      │Феде- │      │Феде-
                                        │       │жета  │      │рации │      │рации │      │рации │      │рации │      │рации
────────────────────────────────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────
 1. Исследование прикладной                10      10    5,5     -     4,5     -      -      -      -      -      -       -
    эффективности шкал,
    применяемых в мировой практике
    для целей сейсмической оценки и
    нормативно-правового
    регулирования, создание и
    апробирование новой
    макросейсмической шкалы,
    учитывающей геологические
    проявления землетрясений,
    разработка требований по
    применению сейсмической шкалы
    в проектировании и
    строительстве

 2. Разработка методики, критериев и       14      14    4,5     -     3,5     -      3      -      2      -       1      -
    процедур оценки дефицита
    сейсмостойкости зданий и
    сооружений в системах
    жизнеобеспечения

 3. Разработка территориальных схем        110     16     8      15     8      29     -      30     -      20     -       -
    оценки уровней риска и
    сейсмостойкости зданий и
    сооружений

 4. Разработка основных элементов и       16,5    16,5    3      -      4      -     3,5     -      3      -      3       -
    порядка проведения оценки
    сейсмических рисков на
    земельных участках,
    предоставляемых для
    строительства объектов
    экономики и инфраструктуры

 5. Разработка порядка и процедур         18,5    16,5   4,5     -     5,5     -     4,5     2      2      -      -       -
    осуществления мониторинга
    сейсмического риска на
    критически важных объектах

 6. Создание и обеспечение                 113    100     20     6      25     1      25     1      30      3      -      2
    функционирования единой
    информационной базы данных
    "Сейсмобезопасность России"
    с региональными и тематическими
    разделами, уточняющими
    исходную сейсмичность и
    сейсмический риск в
    информационной системе
    обеспечения градостроительной
    деятельности

 7. Развитие механизмов страхования       10,5    10,5   2,5     -      3      -      4      -      1       -      -      -
    жизненно важных объектов с
    учетом уровня сейсмических
    рисков

 8. Развитие экспериментальной базы       16,5    16,5    3      -      4      -     4,5     -      3      -      2       -
    моделирования сценарных
    условий воздействия
    сейсмических событий на
    элементы конструкций зданий и
    сооружений
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области