Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 N 768-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2019 г. N 768-р

1. Утвердить прилагаемый стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - стандарт).

2. Рекомендовать:

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями стандарта;

субъектам естественных монополий руководствоваться положениями стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.

3. ФАС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить методики расчета ключевых показателей развития конкуренции, предусмотренных приложением к стандарту.

4. Минэкономразвития России:

образовать межведомственную рабочую группу по вопросам реализации положений стандарта;

представлять при необходимости в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения по внесению изменений в стандарт, одобренные межведомственной рабочей группой по вопросам реализации положений стандарта;

представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, в IV квартале года, следующего за отчетным, доклад о результатах внедрения стандарта, включающий оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по его внедрению.

5. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 37, ст. 5176);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 г. N 1969-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5702).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 2019 г. N 768-р

СТАНДАРТ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - стандарт, конкуренция) разработан в рамках реализации пункта 7 и подпункта "в" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".

2. Целями стандарта являются:

а) установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;

б) содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;

в) выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;

г) создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;

д) поддержание и развитие единого экономического пространства Российской Федерации, рост производительности труда и диверсификация экономики;

е) повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;

ж) преодоление и минимизация влияния несовершенной конкуренции на инфляцию;

з) содействие каждым субъектом Российской Федерации развитию конкуренции на товарных рынках, определяемых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, для достижения положительного эффекта в соответствующих отраслях (сферах) экономики Российской Федерации, характеризующихся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции. Под товарным рынком в стандарте понимается сфера обращения товара, работы, услуги, которые не могут быть заменены другими товаром, работой, услугой, или взаимозаменяемых товаров, работ, услуг, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, работу, услугу и за пределами которой такая возможность либо целесообразность отсутствует.

3. Принципами внедрения стандарта являются:

а) ориентация на потребителя - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с руководством муниципальных образований и сотрудниками органов местного самоуправления осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ, услуг, участников экономических отношений и общества в целом;

б) заинтересованность высшего должностного лица - высшее должностное лицо обеспечивает единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации для результативной и эффективной реализации стандарта;

в) системный подход - совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по анализу состояния товарных рынков, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг, планированию деятельности, а также формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

г) постоянное совершенствование деятельности - повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ, услуг, обеспечение информационного взаимодействия с потребителями товаров, работ, услуг и другими заинтересованными сторонами, проведение аудита и анализа результативности мероприятий по содействию развитию конкуренции;

д) прозрачность деятельности - содействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении открытости и доступности для потребителей товаров, работ, услуг и других участников экономической деятельности информации о мероприятиях по содействию развитию конкуренции, процедурах оказания услуг, а также о решениях, оказывающих воздействие на экономическую конкуренцию.

4. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления заключаются соглашения (меморандумы) о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта (далее - соглашения).

В соглашении отражаются положения, определяющие его цели и предмет, описываются порядок, формы и направления взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими стандарта.

5. Внедрение стандарта осуществляется на основании решения высшего должностного лица и может предусматривать использование проектного подхода, в рамках которого внедрение стандарта является приоритетным проектом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной сферой ведения (далее - ведомственный приоритетный проект), а задачи по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации в целом реализуются в рамках ведомственных приоритетных проектов в составе региональной приоритетной программы по внедрению стандарта, утверждаемой высшим должностным лицом.

Внедрение стандарта предполагает определение в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации должностных лиц с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, а также структурных подразделений, ответственных за разработку и реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в подведомственной сфере деятельности с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты и положения о структурных подразделениях.

6. Для достижения целей стандарта и соблюдения принципов его внедрения, формирования перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации (далее - перечень товарных рынков), а также для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции (далее - "дорожная карта") предполагается ознакомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также членов коллегиального координационного или совещательного органа, созданного при высшем должностном лице (далее - коллегиальный орган), с Инструментарием для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития.

Одним из основных средств достижения целей внедрения стандарта является планомерное увеличение финансирования за счет средств бюджетов всех уровней мероприятий, направленных на развитие частного сектора экономики, при одновременном сокращении бюджетных расходов в рыночных отраслях (сферах) экономики.

7. На официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации не реже чем раз в квартал размещаются информация и документы, касающиеся внедрения стандарта, и не реже чем раз в год - сведения об эффекте, достигнутом при внедрении стандарта.

8. Для повышения мотивации руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления к достижению высоких результатов в работе по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации рекомендуется учитывать результаты работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по внедрению стандарта и реализации "дорожной карты" при принятии в установленном порядке решений о поощрении руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

II. Определение уполномоченного органа

9. Уполномоченный орган определяется из числа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:

а) формирует с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих (координирующих) деятельность в установленных сферах ведения, проект перечня товарных рынков с аргументированным обоснованием выбора каждого товарного рынка и описанием текущей ситуации на каждом товарном рынке, а также с анализом основных проблем и методов их решения и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;

б) подготавливает проект ежегодного доклада о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - доклад) для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом;

в) разрабатывает проект "дорожной карты" и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;

г) организует проектную деятельность по вопросам внедрения стандарта, координирует в формате региональной приоритетной программы по внедрению стандарта деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выполнению мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" и соответствующими ведомственными приоритетными проектами;

д) организует или осуществляет проведение не реже 2 раз в год для органов местного самоуправления обучающих мероприятий и тренингов по вопросам содействия развитию конкуренции, а также повышения качества процессов, связанных с предоставлением услуг, влияющих на развитие конкуренции;

е) формирует при принятии высшим должностным лицом решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;

ж) размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет";

з) рассматривает обращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ, услуг и общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции, относящимся к компетенции уполномоченного органа;

и) организует проведение мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации (далее - мониторинг);

к) осуществляет оценку успешности и итогов реализации ведомственных приоритетных проектов, входящих в состав региональной приоритетной программы по внедрению стандарта.

11. В рамках реализации мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие (координирующие) деятельность в установленной сфере ведения, при участии уполномоченного органа:

а) проводят мониторинг, при необходимости подготавливают предложения по улучшению конкурентной среды на товарных рынках субъекта Российской Федерации (в виде проектов актов, ведомственных приоритетных проектов или иных документов);

б) осуществляют реализацию мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции;

в) обеспечивают единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

г) обеспечивают информационное взаимодействие с потребителями товаров, работ, услуг, участниками экономической деятельности (предпринимательским сообществом) и другими заинтересованными сторонами, в том числе в целях доступности для потребителей товаров, работ, услуг и других участников экономической деятельности информации о решениях и мероприятиях, оказывающих воздействие на конкуренцию;

д) проводят анализ результативности мероприятий "дорожной карты", а также иных мероприятий по содействию развитию конкуренции, формируют разделы проекта доклада.

III. Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции
на заседаниях коллегиального органа

12. Коллегиальный орган на своих заседаниях рассматривает подготавливаемые в целях стимулирования развития конкуренции:

а) проект перечня товарных рынков с аргументированным обоснованием выбора каждого товарного рынка и описанием текущей ситуации на каждом товарном рынке, а также анализом основных проблем и методов их решения;

б) проект "дорожной карты", включая информацию о разработке и выполнении мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";

в) иную информацию и проекты правовых актов субъекта Российской Федерации в части их потенциального воздействия на состояние и развитие конкуренции, а также отчет об эффективности контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации;

г) результаты и анализ результатов мониторинга.

13. Коллегиальный орган рассматривает и утверждает доклад, а в случае необходимости представляет замечания, предложения и особые мнения членов коллегиального органа для включения их в доклад.

14. В состав коллегиального органа (в том числе в рамках отдельных специализированных рабочих групп по направлениям) включаются:

а) руководители или заместители руководителей уполномоченного органа, а также иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в функции которых входит реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции;

б) представители совета муниципальных образований, иных объединений муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления;

в) представители общественных организаций, действующих в интересах предпринимателей и потребителей товаров, работ, услуг;

г) представители комиссии по проведению административной реформы в субъекте Российской Федерации;

д) представители научных, исследовательских, проектных, аналитических организаций и технологических платформ, структурных подразделений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в субъекте Российской Федерации (при наличии);

е) представители потребителей товаров, работ, услуг, задействованные в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также представители некоммерческих объединений, действующих в интересах технологических и ценовых аудиторов;

ж) представители объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;

з) представители объединений, действующих в интересах сферы рыбного хозяйства (воспроизводство водных биологических ресурсов, аквакультура, марикультура, товарное рыбоводство, промышленное рыболовство, рыбопереработка и др.);

и) представители профессиональных союзов и обществ, в том числе организаций, действующих в интересах кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности;

к) представители организаций, сфера деятельности которых связана с объединением профессиональных (независимых) директоров;

л) эксперты и специалисты иных направлений (конструкторы, инженеры, изобретатели, инноваторы, специалисты в области программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий, альтернативной энергетики и энергоэффективности, нового материаловедения, представители научно-технологического и промышленно-делового сообщества, участники процесса, задействованные в рамках развития междисциплинарных исследований, направленных на прорывные разработки и открытия, и др.);

м) представители общественных палат субъектов Российской Федерации.

15. В случае необходимости в состав коллегиального органа помимо лиц, указанных в пункте 14 стандарта, могут включаться иные участники (с учетом региональной специфики).

16. В состав коллегиального органа, а также отдельных специализированных рабочих групп по направлениям целесообразно включение:

а) представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

б) уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;

в) уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;

г) представителей территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации.

17. Заседания коллегиального органа в очном формате целесообразно проводить не реже одного раза в квартал.

18. Указанные в настоящем разделе функции коллегиального органа в случае необходимости могут быть возложены на общественный координационный или совещательный орган, созданный в субъекте Российской Федерации с целью улучшения инвестиционного климата, либо на иной общественный координационный или совещательный орган, действующий в целях улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации.

19. Материалы заседаний коллегиального органа являются открытыми и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".

IV. Утверждение перечня товарных рынков

20. Уполномоченный орган разрабатывает проект перечня товарных рынков, обосновывает выбор каждого товарного рынка с описанием текущей ситуации и анализом основных проблем и методов их решения и устанавливает обязательные для достижения ключевые показатели.

21. В перечень товарных рынков включается не менее 33 товарных рынков из перечня товарных рынков согласно приложению.

В "дорожной карте" предусматриваются соответствующие мероприятия по развитию конкуренции на таких товарных рынках.

Числовые значения ключевых показателей и мероприятия по развитию конкуренции на товарных рынках в "дорожной карте" определяются на период 2019 - 2022 годов с учетом необходимости обязательного достижения к 2022 году числовых значений ключевых показателей не ниже числовых значений, установленных приложением к стандарту. При этом этапы реализации мероприятий по развитию конкуренции на конкретных товарных рынках и числовые значения ключевых показателей по каждому году в период 2019 - 2022 годов определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно с учетом специфики социально-экономического развития.

22. Перечень товарных рынков разрабатывается на основе анализа результатов мониторинга. При этом в него ежегодно вносятся изменения с учетом результатов указанного анализа.

23. Разработка перечня товарных рынков осуществляется в том числе на основе следующих данных:

а) информация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе информация территориального органа Федеральной антимонопольной службы, полученная в результате анализа состояния конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также информация территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации (при ее наличии);

б) информация территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, в том числе распространяемая в рамках выявления практик по содействию развитию конкуренции и по нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

в) показатели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (включая показатели по каждому из отдельных муниципальных образований);

г) инвестиционные приоритеты, определяемые субъектом Российской Федерации в установленном им порядке;

д) информация, содержащаяся в документах стратегического планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (при наличии);

е) результаты аналитических исследований и опросов субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов и советов потребителей, а также общественных организаций, представляющих интересы потребителей, включая результаты мониторинга;

ж) информация научных, исследовательских, аналитических и проектных организаций, экспертные оценки состояния товарных рынков и отраслей региональной экономики, а также данные хозяйствующих субъектов об их деятельности.

24. Информация о разработке проекта перечня товарных рынков и его проект размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет". Субъектам предпринимательской деятельности, потребителям товаров, работ, услуг и общественным организациям, представляющим интересы потребителей, обеспечивается возможность представления замечаний и предложений по проекту перечня товарных рынков.

25. Проект перечня товарных рынков рассматривается на заседании коллегиального органа, одобряется им и выносится на утверждение высшего должностного лица.

V. Разработка "дорожной карты"

26. Утверждение "дорожной карты" осуществляется высшим должностным лицом.

27. "Дорожная карта" разрабатывается на основе анализа результатов мониторинга, лучших практик работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению стандарта, информации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации и иных источников информации.

Допускается включение в "дорожную карту" мероприятий до проведения мониторинга при наличии достаточной информации и материалов о необходимости реализации мер по развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.

При этом в "дорожную карту" ежегодно вносятся изменения с учетом анализа результатов мониторинга и получаемой информации. Не допускается включение в "дорожную карту" фактически выполненных мероприятий с достигнутыми ключевыми показателями.

28. При разработке и реализации "дорожной карты", а также при внесении в нее изменений осуществляются:

а) определение процессов, необходимых для реализации требований по развитию конкуренции;

б) определение последовательности и взаимодействия этих процессов, а также их приоритетность;

в) определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности и эффективности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

г) обеспечение ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;

д) определение принципов и порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления;

е) мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов.

29. Органы местного самоуправления при наличии соглашения могут быть соисполнителями мероприятий "дорожной карты".

30. Наряду с мероприятиями, сформированными в целях достижения ключевых показателей, в "дорожной карте" предусматриваются также системные мероприятия, которые должны быть направлены на развитие конкуренции в субъекте Российской Федерации, в том числе:

а) на развитие конкурентоспособности товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства;

б) на обеспечение прозрачности и доступности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусматривающих:

устранение случаев (снижение количества) осуществления закупки у единственного поставщика;

введение механизма оказания содействия участникам закупки по вопросам, связанным с получением электронной подписи, формированием заявок, а также правовым сопровождением при осуществлении закупок;

расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

в) на включение в программы по повышению качества управления закупочной деятельностью субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием следующих показателей эффективности:

прирост объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение количества участников закупок из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение количества поставщиков (подрядчиков, исполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства и количества договоров, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства;

экономия средств заказчика за счет участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) на устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также на снижение административных барьеров, включая:

проведение анализа практики реализации государственных функций и услуг, относящихся к полномочиям субъекта Российской Федерации, а также муниципальных функций и услуг на предмет соответствия такой практики статьям 15 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции";

осуществление перевода услуг в разряд бесплатных государственных услуг, относящихся к полномочиям субъекта Российской Федерации, а также муниципальных услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения предпринимательской деятельности;

оптимизацию процесса предоставления государственных услуг, относящихся к полномочиям субъекта Российской Федерации, а также муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности путем сокращения сроков их предоставления, снижения стоимости предоставления таких услуг, а также перевода их предоставления в электронную форму;

наличие в порядках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаемых в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов, предусматривающих анализ воздействия таких проектов актов на состояние конкуренции, а также соответствующего аналитического инструментария (инструкций, форм, стандартов и др.);

д) на совершенствование процессов управления в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, а также на ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию, включая:

разработку, утверждение и выполнение комплексного плана по эффективному управлению государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, акционерными обществами с государственным участием, государственными и муниципальными некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в котором содержатся в том числе ключевые показатели эффективности деятельности, целевые показатели доли государственного и муниципального участия (сектора) в различных отраслях экономики, программа (план) приватизации государственных унитарных предприятий и пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, с учетом задачи развития конкуренции, а также меры по ограничению влияния государственных и муниципальных предприятий на условия формирования рыночных отношений;

организацию и проведение публичных торгов или иных конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при реализации или предоставлении во владение и (или) пользование, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, имущества хозяйствующими субъектами, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;

создание условий, в соответствии с которыми указанные хозяйствующие субъекты при допуске к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимают участие в указанных закупках на равных условиях с иными хозяйствующими субъектами;

е) на создание условий для недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки;

ж) на обеспечение и сохранение целевого использования государственных (муниципальных) объектов недвижимого имущества в социальной сфере;

з) на содействие развитию практики применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений, в социальной сфере (детский отдых и оздоровление, спорт, здравоохранение, социальное обслуживание, дошкольное образование, культура, развитие сетей подвижной радиотелефонной связи в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных районах);

и) на содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций и "социального предпринимательства", включая наличие в региональных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей, мероприятий, направленных на поддержку негосударственного (немуниципального) сектора и развитие "социального предпринимательства" в таких сферах, как дошкольное, общее образование, детский отдых и оздоровление детей, дополнительное образование детей, производство на территории Российской Федерации технических средств реабилитации для лиц с ограниченными возможностями, включая мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и "социального предпринимательства";

к) на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей, в том числе путем разработки и реализации региональной программы по ускоренному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и достижения показателей ее эффективности;

л) на развитие механизмов поддержки технического и научно-технического творчества детей и молодежи, обучения их правовой, технологической грамотности и основам цифровой экономики, в том числе в рамках стационарных загородных лагерей с соответствующим специализированным уклоном, а также на повышение их информированности о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности;

м) на повышение в субъекте Российской Федерации цифровой грамотности населения, государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы в рамках соответствующей региональной программы;

н) на выявление одаренных детей и молодежи, развитие их талантов и способностей, в том числе с использованием механизмов наставничества и дистанционного обучения в электронной форме, а также социальную поддержку молодых специалистов в различных сферах экономической деятельности;

о) на обеспечение равных условий доступа к информации о государственном имуществе субъекта Российской Федерации и имуществе, находящемся в собственности муниципальных образований, в том числе имуществе, включаемом в перечни для предоставления на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства, о реализации такого имущества или предоставлении его во владение и (или) пользование, а также о ресурсах всех видов, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, путем размещения указанной информации на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) и на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет";

п) на мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда, включающую предварительное исследование потребностей товарного рынка, обучение и привлечение рабочей силы с квалификацией, соответствующей потребностям товарного рынка, в том числе привлечение высококвалифицированной рабочей силы из-за рубежа (приоритетом являются научно-технологические кадры);

р) на содействие развитию и поддержке междисциплинарных исследований, включая обеспечение условий для коммерциализации и промышленного масштабирования результатов, полученных по итогам проведения таких исследований;

с) на развитие механизмов практико-ориентированного (дуального) образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям (с учетом стандартов и разработок международной организации Ворлдскиллс Интернешнл (WorldSkills International), а также на содействие включению обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в трудовую деятельность с учетом стандартов и разработок Международной федерации Абилимпикс (International Abilympic Federation);

т) на создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений;

у) на содействие созданию и развитию институтов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности (прежде всего финансирование начальной стадии развития организации и гарантия непрерывности поддержки), обеспечивающих благоприятную экономическую среду для среднего и крупного бизнеса;

ф) на повышение уровня финансовой грамотности населения (потребителей) и субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем увеличения доли населения субъекта Российской Федерации, прошедшего обучение по повышению финансовой грамотности в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р;

х) на увеличение доли опрошенного населения, положительно оценивающего удовлетворенность (полностью или частично удовлетворенного) работой хотя бы одного типа финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

ц) на повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;

ч) на реализацию мер, направленных на выравнивание условий конкуренции как в рамках товарных рынков внутри субъекта Российской Федерации (включая темпы роста цен), так и между субъектами Российской Федерации (включая темпы роста и уровни цен);

ш) на обучение государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и работников их подведомственных предприятий и учреждений основам государственной политики в области развития конкуренции и антимонопольного законодательства Российской Федерации;

щ) на разработку и утверждение типового административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство для целей возведения (создания) антенно-мачтовых сооружений (объектов) для услуг связи, а также на разработку и утверждение типовых проектов для целей их повторного применения при возведении (создании) антенно-мачтовых сооружений (объектов) для услуг связи;

ы) на организацию в государственных жилищных инспекциях в субъектах Российской Федерации горячей телефонной линии, а также электронной формы обратной связи в сети "Интернет" (с возможностью прикрепления файлов фото- и видеосъемки);

э) на разработку и утверждение типового административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство и типового административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрение которых целесообразно осуществить на всей территории субъекта Российской Федерации, в рамках соответствующего соглашения или меморандума между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

31. "Дорожная карта" должна содержать следующую информацию:

а) исходная фактическая информация (в том числе в числовом выражении) в отношении ситуации, сложившейся в каждой отрасли (сфере) экономики (на отдельных товарных рынках) субъекта Российской Федерации, и ее проблематики;

б) сведения о мероприятиях (с указанием срока их разработки и реализации), обеспечивающих достижение установленных результатов (целей);

в) результаты (цели) и ключевые показатели развития конкуренции (с указанием срока их достижения);

г) сведения о исполнителях и соисполнителях, ответственных за разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих достижение установленных результатов (целей).

32. Планируется, что мероприятия, предусмотренные "дорожной картой", затронут все сферы деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при возможном взаимодействии по соисполнению этих мероприятий (предусматриваемом в рамках соглашения) в соответствии с реализуемыми функциями и полномочиями, напрямую или косвенно влияющими на развитие конкуренции.

33. Предусматривается включение в "дорожную карту" самостоятельных мероприятий, не входящих в планы мероприятий иных стратегических и программных документов субъекта Российской Федерации. Мероприятия, предусмотренные иными утвержденными в установленном порядке на федеральном уровне и (или) на уровне субъекта Российской Федерации стратегическими и программными документами, реализация которых оказывает влияние на состояние конкуренции, служат неотъемлемым дополнением к мероприятиям, предусмотренным "дорожной картой", и указываются в приложении к ней.

34. С учетом соглашения в "дорожную карту" могут включаться мероприятия в отношении муниципальных образований.

35. Каждому органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и каждому органу местного самоуправления, являющимся ответственными за выполнение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", рекомендуется разработать и утвердить план по реализации таких мероприятий.

36. Предполагается, что проект "дорожной карты" должен рассматриваться, одобряться и выноситься на рассмотрение высшего должностного лица коллегиальным органом.

37. Информация о "дорожной карте" и реализации ее отдельных мероприятий размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".

VI. Проведение мониторинга

38. Уполномоченный орган ежегодно организует проведение мониторинга, для эффективности которого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, имеющих с указанным субъектом Российской Федерации общие территориальные границы, может быть заключено соглашение о проведении исследования межрегиональных границ товарных рынков, а также возможности согласованной разработки и реализации совместных мероприятий в рамках внедрения стандарта в таких субъектах Российской Федерации.

39. Мониторинг включает в себя:

а) мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности, предусматривающий:

выделение групп субъектов предпринимательской деятельности (малый, средний, крупный бизнес), а также вида деятельности (наименование товарного рынка, на котором субъект предпринимательской деятельности, представляющий свою оценку состояния конкуренции, осуществляет фактическую предпринимательскую деятельность);

сбор данных о состоянии и изменении конкуренции, а также построение на основе указанных данных репрезентативных оценок в отношении субъекта Российской Федерации и сегментов бизнеса;

сбор данных о наличии и уровне административных барьеров в сферах регулирования, в том числе данных о наличии жалоб в надзорные органы по этой проблематике и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом, а также формирование на основе указанных данных репрезентативных оценок в отношении субъекта Российской Федерации и сегментов бизнеса;

сбор данных о возможностях недискриминационного доступа на товарные рынки субъекта Российской Федерации, а также товарные рынки субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы, в части появления новых хозяйствующих субъектов и начала осуществления ими предпринимательской деятельности;

сбор данных о продолжительности осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, деятельность которых начата в период не ранее 5 и не позже 3 лет до начала сбора указанных данных;

б) мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции, предусматривающий:

выделение групп потребителей товаров, работ, услуг в соответствии с их социальным статусом (учащиеся, пенсионеры и др.);

сбор данных о восприятии и динамике оценки потребителями состояния конкуренции между продавцами товаров, работ, услуг в субъекте Российской Федерации посредством ценообразования;

сбор данных об удовлетворенности потребителей, приобретавших товар, работу, услугу в определенный период, качеством товара, работы, услуги на основе данных о наличии жалоб со стороны потребителей в надзорные органы по указанной проблематике и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом;

сбор данных об удовлетворенности потребителей, приобретавших товар, работу, услугу в определенный период, качеством товаров, работ, услуг, произведенных (оказываемых) в субъекте Российской Федерации, а также произведенных (оказываемых) соответственно в субъектах Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы;

в) мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг качеством (в том числе уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями;

г) мониторинг деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации, предусматривающий:

формирование перечня товарных рынков, на которых присутствуют субъекты естественных монополий;

сбор данных о развитии конкуренции и удовлетворенности качеством товаров, работ, услуг на выявленных товарных рынках как со стороны субъектов предпринимательской деятельности, взаимодействующих прямо или косвенно в экономической деятельности с субъектами естественных монополий, в том числе в электронном виде, так и со стороны потребителей товаров, работ, услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий;

сбор и анализ данных об уровнях тарифов (цен), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за текущий и прошедший периоды;

сбор и анализ данных о количестве нарушений субъектами естественных монополий установленных тарифов в соответствующих сферах регулирования (электроэнергетика, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение) с учетом тарифов на технологическое подключение к указанным видам инфраструктуры;

сбор данных об оценках эффективности реализации инвестиционной программы и отдельных инвестиционных проектов субъектов естественных монополий на основании оценок, осуществляемых представителями потребителей товаров, работ, услуг, задействованными в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

сбор и анализ данных об оказываемых ресурсоснабжающими организациями и субъектами естественных монополий услугах по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения в электронном виде, а также об оказании указанных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

д) мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, предусматривающий формирование реестра указанных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий), с обозначением товарного рынка их присутствия, на котором осуществляется такая деятельность, а также с указанием доли занимаемого товарного рынка каждого такого хозяйствующего субъекта (в том числе объема (доли) выручки в общей величине стоимостного оборота товарного рынка, объема (доли) реализованных на товарном рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении, объема финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований);

е) мониторинг удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации, предусматривающий:

сбор данных об уровне удовлетворенности населения деятельностью финансовых организаций на территории субъекта Российской Федерации, а также различными финансовыми продуктами и услугами (в рамках кредитования, сбережения и размещения свободных денежных средств, оказания платежных услуг, услуг страхования), в том числе их качеством, доступностью, стоимостью и др.;

анализ собранных данных в целом по населению и по выделенным группам населения в соответствии с их основным занятием (работающий по найму, предприниматель, самозанятый, пенсионер (в том числе по инвалидности), учащийся, студент, временно не работающий, безработный и др.) по субъекту Российской Федерации, в том числе в сравнении с результатами общероссийского опроса, проводимого Центральным банком Российской Федерации в рамках мониторинга финансовой доступности, результаты которого ежегодно публикуются на официальном сайте в сети "Интернет";

ж) мониторинг доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации, предусматривающий:

использование официальной статистики Центрального банка Российской Федерации в отношении деятельности финансовых организаций;

сбор данных об использовании населением финансовых продуктов и услуг различных финансовых организаций в определенный период (за последний год до опроса) и на конец периода (на дату опроса), возможности использования различных способов доступа к финансовым услугам (в том числе дистанционным), а также существующих барьерах для доступа к финансовым услугам;

сбор данных об оценке населением своего уровня финансовой грамотности (осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения);

анализ собранных данных в целом по населению и по выделенным группам населения в соответствии с их основным занятием (работающий по найму, предприниматель, самозанятый, пенсионер (в том числе по инвалидности), учащийся, студент, временно не работающий, безработный и др.) по субъекту Российской Федерации, в том числе в сравнении с результатами общероссийского опроса, проводимого Центральным банком Российской Федерации в рамках мониторинга финансовой доступности, результаты которого ежегодно публикуются на официальном сайте в сети "Интернет";

з) мониторинг цен (с учетом динамики) на товары, входящие в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения", а также проведение оценки факторов, способных оказать влияние на такие цены (например, изменение стоимости топлива, электрической энергии, основного сырья в пищевом производстве, аренды и т.п.);

и) мониторинг логистических возможностей субъекта Российской Федерации с учетом логистических возможностей субъектов Российской Федерации, имеющих с ним общие территориальные границы, включающий сбор и анализ данных об обеспеченности его транспортной инфраструктурой, времени и объеме ее пропускной способности, существующих транспортных хабах и потенциале создания новых, а также о сервисной и сопутствующей инфраструктуре, необходимой как для транспортных средств, так и для работников, задействованных в этом сегменте, включая наличие стабильной подвижной радиотелефонной связи на удаленных дорогах;

к) мониторинг развития передовых производственных технологий и их внедрения, а также процесса цифровизации экономики и формирования ее новых рынков и секторов.

40. При проведении мониторинга уполномоченный орган использует в том числе:

а) результаты опросов субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, проводимых уполномоченным органом, общероссийскими общественными организациями (в том числе Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), ассоциациями (союзами) и организациями, представляющими интересы потребителей;

б) обращения субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, потребителей товаров, работ, услуг, касающиеся состояния конкуренции, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, политические и общественные организации, в частности организации, представляющие интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг;

в) информацию о результатах деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с которыми для получения указанной информации предполагается заключение соответствующих соглашений;

г) информацию научных, исследовательских, аналитических и проектных организаций, в том числе структурных подразделений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в субъекте Российской Федерации (при наличии), экспертные оценки состояния товарных рынков и отраслей региональной экономики, информацию хозяйствующих субъектов об их деятельности, а также иные данные, в том числе данные, опубликованные в средствах массовой информации;

д) информацию о результатах мониторинга, организация проведения которого планируется в рамках соглашения и может стать частью мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", осуществляемого муниципальными образованиями;

е) показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы каждого муниципального образования;

ж) информацию о результатах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

з) информацию о результатах анализа правоприменительной практики территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, которая представляется Федеральной антимонопольной службой, в том числе о доле оспоренных в судах решений территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, а также о доле их решений, вступивших в законную силу, с разбивкой по направлениям деятельности;

и) информацию территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, в том числе распространяемую в рамках выявления практик по содействию развитию конкуренции и по нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

41. Уполномоченный орган вправе направить в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации запрос о представлении следующей информации:

а) данные по ожидаемому потребителями темпу роста цен;

б) перечни товарных рынков, на которых наблюдается значительное отклонение темпов роста цен в субъекте Российской Федерации в сравнении с уровнем цен в субъектах Российской Федерации, имеющих с таким субъектом Российской Федерации общие территориальные границы, или среднероссийским уровнем;

в) данные об оценке субъектами малого и среднего предпринимательства использования финансовых продуктов и услуг различных финансовых организаций в определенный период (за последний год до опроса) и на конец периода (на день опроса), а также использования различных способов доступа к финансовым услугам (в том числе дистанционным) и существующих барьеров для доступа к финансовым услугам;

г) данные об удовлетворенности субъектами малого и среднего предпринимательства работой финансовых организаций, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, и различными финансовыми продуктами и услугами;

д) данные об оценке субъектами малого и среднего предпринимательства своего уровня финансовой грамотности и навыков по использованию финансовых услуг и инструментов для развития бизнеса.

42. Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации вправе представить в уполномоченный орган указанную в пункте 41 стандарта информацию.

43. Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, а также при участии Центрального банка Российской Федерации и автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" утверждает единую методику мониторинга.

Уполномоченный орган при отсутствии единой методики мониторинга товарных рынков вправе самостоятельно определить методику проведения мониторинга в соответствии с пунктами 39 - 41 стандарта, а также установить критерии:

а) оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности;

б) установления наличия и уровня административных барьеров и их оценки субъектами предпринимательской деятельности;

в) удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации, а также состоянием ценовой конкуренции;

г) иные критерии.

44. На основе мониторинга наличия административных барьеров и оценки состояния конкуренции, результаты которых представляются субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках осуществляются формирование главных показателей для анализа деятельности и подготовка выводов и предложений по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые могут быть включены в показатели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (в рамках соглашения).

45. Результаты мониторинга наличия административных барьеров и оценки состояния конкуренции, представляемые субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках являются обязательными при анализе деятельности и планировании мероприятий по содействию развитию конкуренции и разработке показателей развития конкуренции на предстоящий период.

46. По результатам мониторинга уполномоченный орган подготавливает проект доклада, содержащий в том числе:

а) характеристику состояния конкуренции на товарных рынках, включенных в перечень товарных рынков, а также анализ факторов, ограничивающих конкуренцию;

б) данные мониторинга наличия административных барьеров и оценки состояния конкуренции субъектами предпринимательской деятельности, а также мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации;

в) информацию о результатах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также об эффективности контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации;

г) анализ результативности и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции, включая оценку результатов реализации мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";

д) предложения о повышении эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области содействия развитию конкуренции, а также об улучшении качества (уровня доступности, полноты, скорости и удобства получения) официальной информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

е) оценку успешности и итогов реализации ведомственных приоритетных проектов, входящих в состав региональной приоритетной программы по внедрению стандарта, и оценку соответствия итогов реализации каждого ведомственного приоритетного проекта целям стандарта и задачам по его внедрению в субъекте Российской Федерации с указанием:

доли достигнутых показателей в общем количестве показателей;

средней суммы фактических значений достижения показателей (процентов плана);

доли показателей, по которым приняты корректирующие решения, в общем количестве показателей региональной приоритетной программы по внедрению стандарта;

доли достигнутых показателей, закрепленных за органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной сфере ведения, в общем количестве показателей, по которым приняты корректирующие решения;

доли выполненных мероприятий в общем количестве мероприятий;

доли выполненных мероприятий в общем количестве мероприятий, по которым приняты корректирующие решения;

доли показателей, достигнутых в запланированные сроки, в общем количестве показателей в соответствии с ключевыми этапами и контрольными точками.

47. Доклад рассматривается и утверждается коллегиальным органом и размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".

48. Доклад направляется ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным, уполномоченным органом в Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Центральный банк Российской Федерации, а также автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

49. Материалы доклада могут использоваться Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой для формирования с участием Центрального банка Российской Федерации и автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" единой позиции при подготовке представляемых в Правительство Российской Федерации предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на развитие конкуренции и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

50. На основе предложений об улучшении деятельности в области содействия развитию конкуренции, содержащихся в докладе, коллегиальный орган вносит предложения о корректировке "дорожной карты".

VII. Создание и реализация механизмов общественного
контроля за деятельностью субъектов естественных монополий

51. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечиваются создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 1689-р, а также внедрение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и крупных инвестиционных проектов с государственным участием, проведение которого целесообразно осуществлять в отношении объектов сметной стоимостью от 1 млрд. рублей.

В рамках указанных механизмов обеспечивается учет мнения потребителей товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий при осуществлении тарифного регулирования, а также при согласовании и утверждении схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов.

Также могут быть учтены мнения представителей потребителей товаров, работ, услуг, задействованных в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, при согласовании и утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Для частичного достижения этих целей органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах установленной компетенции рекомендуется принять соответствующие правовые акты и провести информационные кампании, обеспечивающие донесение до всех участников общественного контроля информации о порядке проведения указанных процедур.

Под учетом мнения потребителей товаров, работ, услуг понимается необходимость на всех стадиях рассмотрения инвестиционных проектов (программ) субъектов естественных монополий, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов и принятия решений по тарифам получать мнения потребителей товаров, работ, услуг, предпринимателей и экспертов, задействованных в рамках общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в случае несогласия с мнениями указанных лиц давать в письменной форме развернутые обоснованные ответы на них с указанием причин несогласия, обеспечивать для представителей таких потребителей товаров, работ, услуг полноту доступа к информации, раскрытие которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также открытость и публичность указанного взаимодействия.

52. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, обеспечивают контроль за раскрытием информации и деятельностью субъектов естественных монополий. Высшее должностное лицо обеспечивает общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих регулирование деятельности субъектов естественных монополий и реализацию крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

53. Субъектам естественных монополий, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, необходимо размещать для общего сведения информацию о своей деятельности, обязательное раскрытие которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:

а) информацию о реализуемых и планируемых к реализации на территории субъекта Российской Федерации инвестиционных программах, включая ключевые показатели эффективности реализации таких программ;

б) информацию о результатах технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с указанием экспертной организации, осуществляющей технологический и ценовой аудит, об условиях заключенного с такой экспертной организацией договора на проведение технологического и ценового аудита (техническом задании, цене договора, сроках исполнения этапов работ по договору), а также об итогах экспертного обсуждения результатов технологического и ценового аудита представителями потребителей товаров, работ, услуг, задействованными в осуществлении общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

в) информацию о структуре тарифов на услуги (включая проект тарифной заявки), параметрах качества и надежности предоставляемых товаров, работ, услуг, стандартах качества товаров, работ, услуг (стандартах качества обслуживания потребителей товаров, работ, услуг) и процедурах предоставления товаров, работ, услуг потребителям, а также о наличии в составе инвестиционного комитета при совете директоров субъектов естественных монополий представителей потребителей товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий и независимых экспертов;

г) иную информацию о своей деятельности, обязательное раскрытие которой предусмотрено законодательством Российской Федерации.

54. Раскрытие информации, указанной в пункте 53 стандарта, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке на определяемом Правительством Российской Федерации интернет-портале, в том числе с помощью ссылок на указанную информацию, размещенную на официальных сайтах субъектов естественных монополий и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", включая интернет-портал субъекта Российской Федерации, созданный с целью информирования об инвестиционных возможностях субъекта Российской Федерации.

55. При взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации субъектам естественных монополий рекомендуется обеспечить доступность и наглядность в сети "Интернет":

а) информации о свободных резервах трансформаторной мощности с указанием и отображением на географической карте субъекта Российской Федерации ориентировочного места подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций 110-35 кВ с детализацией информации о количестве поданных заявок и заключенных договоров на технологическое присоединение, а также о планируемых сроках их строительства и реконструкции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) информации, отображающей на географической карте субъекта Российской Федерации ориентировочное место подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределительных станций, включая информацию о проектной мощности (пропускной способности) газораспределительных станций и наличии свободных резервов мощности и размере этих резервов, а также о планируемых сроках строительства и реконструкции газораспределительных станций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (с указанием перспективной мощности газораспределительных станций по окончании ее строительства, реконструкции);

в) информации об услугах (подача заявки на технологическое присоединение, подача правоустанавливающих документов (по объекту, юридическому и физическому лицу, участку), подача заявки на заключение договора, расчет предположительной стоимости технологического присоединения, отслеживание (мониторинг) хода (статуса) технологического присоединения, получение условий технологического присоединения, заключение и получение договора о технологическом присоединении, внесение платежа по договору о технологическом присоединении, запись на прием для сдачи необходимой части документов на бумажном носителе) по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения, к электрическим сетям, к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, оказываемых в электронном виде субъектами естественных монополий и ресурсоснабжающими организациями физическим и юридическим лицам.

56. Объем и детализация раскрытия информации должны обеспечивать прозрачность формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и отображать согласованность инвестиционных программ субъектов естественных монополий с планами территориального развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также с иными документами стратегического планирования Российской Федерации.

VIII. Повышение уровня информированности субъектов
предпринимательской деятельности и потребителей товаров,
работ, услуг о состоянии конкуренции и деятельности
по содействию развитию конкуренции

57. На официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" в отдельном разделе размещаются информация о выполнении требований стандарта и мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", документы, принимаемые во исполнение стандарта и "дорожной карты" и в целях содействия развитию конкуренции, а также сведения об эффекте, достигнутом при внедрении стандарта. Аналогичная информация размещается в отдельном разделе интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информация о деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (в рамках соглашения) по содействию развитию конкуренции также размещается для общего сведения в средствах массовой информации.

На официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" и интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации в отдельном разделе размещается информация о мерах и инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (включая отдельный подраздел для производителей сельскохозяйственной продукции), систематизированная по приоритетам развития субъекта Российской Федерации и видам деятельности, с указанием порядка получения указанной поддержки (в том числе в виде схемы) и показателей эффективности региональной программы, в рамках которой осуществляется эта деятельность.

58. Общественным организациям, представляющим интересы субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг, а также представителям потребителей товаров, работ, услуг, задействованным в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий (в том числе с учетом результатов технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий), должна обеспечиваться возможность размещения на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" либо ином специализированном интернет-портале:

а) информации о своей деятельности в сфере содействия развитию конкуренции и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ, услуг;

б) экспертных заключений указанных общественных организаций (представителей потребителей товаров, работ, услуг) на размещенные на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" документы и информацию;

в) вопросов и предложений, адресованных высшему должностному лицу и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

59. В целях общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию конкуренции на заседаниях общественных советов при территориальных органах Федеральной антимонопольной службы, проводимых не реже 1 раза в 6 месяцев, обсуждаются вопросы достижения ключевых показателей развития конкуренции и внедрения стандарта.

Приложение
к стандарту развития конкуренции
в субъектах Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ
В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наименование товарного рынка
Наименование ключевого показателя
Минимальное значение ключевого показателя в 2022 году
1.
Рынок услуг дошкольного образования
доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, процентов
1,6, но не менее 1 частной организации
2.
Рынок услуг общего образования
доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, процентов
1, но не менее 1 частной организации
3.
Рынок услуг среднего профессионального образования
доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, процентов
5, но не менее 1 частной организации
4.
Рынок услуг дополнительного образования детей
доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей, процентов
5
5.
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности, процентов
20
6.
Рынок медицинских услуг
доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, процентов
10
7.
Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами
доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, процентов
60
8.
Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, процентов
3
доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, процентов
10
9.
Рынок социальных услуг
доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, процентов
10
10.
Рынок ритуальных услуг
доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг, процентов
20
11.
Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)
доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии), процентов
20
12.
Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов
доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, процентов
20
13.
Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды
доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по благоустройству городской среды, процентов
20
14.
Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, процентов
20
15.
Рынок поставки сжиженного газа в баллонах
доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах, процентов
50
16.
Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)
доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), процентов
30
17.
Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации
доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, процентов
30
18.
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов
20
19.
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок
доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов
30
20.
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации
доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, процентов
70
21.
Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств
доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, процентов
40
22.
Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, процентов по отношению к показателям 2018 года
20
доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", процентов
98
23.
Рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)
доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства), процентов
80
24.
Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства
доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, процентов
80
25.
Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)
доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), процентов
80
26.
Рынок архитектурно-строительного проектирования
доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования, процентов
80
27.
Рынок кадастровых и землеустроительных работ
доля организаций частной формы собственности в сфере кадастровых и землеустроительных работ, процентов
80
28.
Рынок реализации сельскохозяйственной продукции
доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции, процентов
5
29.
Рынок лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов
доля организаций частной формы собственности в сфере лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, процентов
20
30.
Рынок племенного животноводства
доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства, процентов
20
31.
Рынок семеноводства
доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, процентов
20
32.
Рынок вылова водных биоресурсов
доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов, процентов
80
33.
Рынок переработки водных биоресурсов
доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов, процентов
80
34.
Рынок товарной аквакультуры
доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры, процентов
80
35.
Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения
доля организаций частной формы собственности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, процентов
80
36.
Рынок нефтепродуктов
доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов, процентов
90
37.
Рынок легкой промышленности
доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности, процентов
70
38.
Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева
доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, процентов
70
39.
Рынок производства кирпича
доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича, процентов
70
40.
Рынок производства бетона
доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона, процентов
70
41.
Сфера наружной рекламы
доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, процентов
100
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области