Статья 64 КВВТ РФ. Права и обязанности арендатора при аренде судна без экипажа


1. Арендатор обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с его назначением и классом, а также целями, предусмотренными договором аренды. Арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, для эксплуатации арендуемого судна.

2. Арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности.

3. Арендатор обязан в течение срока действия договора аренды поддерживать судно в состоянии, пригодном к плаванию.

4. Арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора.

5. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в аренду с экипажем.

6. Арендатор несет ответственность перед арендодателем за гибель или повреждение судна, а также за вред, причиненный третьим лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. По истечении срока действия договора аренды арендатор обязан возвратить судно арендодателю в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа.


Комментарии к ст. 64 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
Издание: 2019 год

1. Комментируемая статья закрепляет права и обязанности арендатора при аренде судна без экипажа.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность арендатора осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с его назначением и классом, а также целями, предусмотренными договором аренды.

Указанная обязанность также предусмотрена п. 1 ст. 615 ГК, в соответствии с которым арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Поскольку договор аренды судна без экипажа, если иное не предусмотрено его сторонами, содержит право арендатора на заключение договора субаренды, то и требовать соблюдения согласованного в договоре режима использования судна от каждого арендатора имеет право арендодатель и судовладелец.

Кроме того, арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта, для эксплуатации арендуемого судна.

Полный перечень судовых документов, которые должны находиться на судне, содержится в ст. 14 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст. 14).

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность арендатора самостоятельно и за свой счет:

- осуществлять снаряжение судна;

- нести расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта;

- нести расходы, связанные со страхованием, включая страхование своей ответственности.

Приведенные обязанности арендатора также закреплены в ГК. Так, арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК). Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК). Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК).

Арендатор, исполняя обязанность по снаряжению судна, обязан выполнять требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Указанный Регламент к объектам регулирования относит:

1) объекты внутреннего водного транспорта, включающие в себя:

- суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов;

- паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;

- материалы и изделия для судов;

2) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;

3) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие в себя:

- судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;

- средства навигационного оборудования;

- перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

- причалы и портовые причальные сооружения;

4) процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта (п. 5).

Исполнение обязанности арендатора по содержанию и ремонту судна нередко является предметом судебных споров.

Пример: ООО "Судоходная компания "ТерПус" обратилось в Арбитражный суд с иском к ОАО "Волготанкер" о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с понесенными истцом расходами по договору аренды судов (без экипажа) судна. Судами установлено и следует из материалов дела, что между сторонами заключен договор аренды судов (без экипажа), согласно которому истцу (арендатору) передан ответчиком (арендодателем) во временное владение и пользование теплоход сроком на 11 месяцев по приемо-сдаточному акту. Согласно акту судно находится на отстое в затоне Волгореченск, аварийных повреждений нет, на момент приема-передачи судно не имеет класса Регистра Российской Федерации, разбиты стекла Клингера на трех гидрозатворах, заменен на неисправный тахометр и тахогенератор с приводом указателя оборотов. Истец, ссылаясь на факт передачи ему имущества, негодного к эксплуатации, указывает, что произвел расходы на капитальный ремонт и освидетельствование судна. Указанные расходы истец считает неосновательным обогащением ответчика. Из анализа представленных документов суд пришел к выводу, что расходы на осуществление ремонта спорного теплохода возникли у истца в связи с выполнением им принятых на себя обязательств по договору аренды. Поэтому требования арендатора о взыскании расходов на ремонт судна судом оставлены без удовлетворения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2014 г. по делу N А55-4658/2013).

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет обязанность арендатора в течение срока действия договора аренды поддерживать судно в состоянии, пригодном к плаванию.

Аналогичная обязанность арендатора закреплена в п. 2 ст. 616 ГК, в соответствии с которым арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Пригодность судна к эксплуатации подтверждается сторонами в момент передачи судна от арендодателя арендатору, затем при возврате судна при прекращении договора аренды.

Пример: между ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" (Арендодатель) и ОАО "Северречфлот" (Арендатор) был заключен договор на аренду судов без экипажа. Согласно п. 1.1 договора истец передал, а ответчик принял во временное владение и пользование суда, о чем был составлен акт приема-передачи судов в аренду. После прекращения договора аренды арендодатель заявил требование о взыскании с арендатора убытков, состоящих из расходов истца на восстановление поврежденного имущества. По утверждению истца, данные убытки возникли у него по той причине, что ответчик возвратил арендуемое им имущество (суда "Метеор-114", "Метеор-200", "Метеор-154") в технически неисправном состоянии.

Суды установили, что на основании акта сдачи судов в аренду, ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство", во исполнение условий Договора, передало в аренду ОАО "Северречфлот" суда: Метеоры-114, 154, 200, ДМ-06, ДМ-02. Указанный акт подписан генеральным директором ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" и генеральным директором ОАО "Северречфлот" и скреплен печатями организаций. Акт сдачи судов в аренду подписан без каких-либо возражений и замечаний со стороны ответчика. В акте указано, что арендатор по техническому состоянию принимаемых судов, претензий к арендодателю не имеет.

На основании актов передачи-приема теплоходов "Метеор-200" "Метеор-114", "Метеор-154" ОАО "Северречфлот" возвратило ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" указанные суда из аренды. Данные акты составлены во исполнение условий договора на аренду судов без экипажа, содержат описание технического состояния передаваемых судов и подписаны представителями сторон. Исходя из содержания актов передачи-приема теплоходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что теплоходы "Метеор-200" "Метеор-114", "Метеор-154" были возвращены ответчиком истцу в техническом состоянии, не позволяющем в дальнейшем эксплуатировать данное имущество, поскольку на теплоходах отсутствовало основное оборудование, в частности - главные двигатели. В данном случае материалами дела подтверждается, что ответчик вернул истцу арендованное имущество (суда) в неисправном состоянии (суда были возвращены частично без оборудования), в связи с чем истцу были причинены убытки в виде расходов на приобретение отсутствующего оборудования и его последующую установку. Суд удовлетворил требование арендодателя (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2010 г. по делу N А70-11065/2009).

4. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет обязанность арендатора самостоятельно и за свой счет осуществлять укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта.

Также, в соответствии со ст. 645 ГК, арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Требования, предъявляемые к членам экипажа судна, содержатся в ст. 27 комментируемого Кодекса, согласно которой к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством РФ. Порядок проведения медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 2 ст. 27 КВВТ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 3 ст. 27 КВВТ).

Комментируемая статья содержит важное право арендатора оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в аренду с экипажем.

Аналогичное право закреплено в ст. 647 ГК, согласно которой, если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа. Также арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК).

Необходимость получения согласия собственника судна может быть предусмотрена условиями заключенного сторонами договора.

Пример: по договору на аренду теплохода и барж ОАО "Тюменский речной порт" (арендодатель) передало, а ООО "Пристань Березово" (арендатор) приняло в арендное пользование теплоход и две баржи. Арендованные баржи и теплоход возвращены ООО "Пристань Березово" истцу по актам приема судов из аренды. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по внесению арендной платы по договору, истец заявил о взыскании с ответчика задолженности.

Как установлено судом первой инстанции, теплоход принадлежит ОАО "Тюменский речной порт" на праве собственности. Несамоходные суда находились во владении ОАО "Тюменский речной порт" на основании договора на аренду несамоходных судов без экипажа с ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство". В силу п. 5.3 договора на аренду несамоходных судов без экипажа ОАО "Тюменский речной порт" (арендатор) не имеет права переуступать права и обязанности по договору или сдавать суда в субаренду без предварительного письменного согласия ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" (арендодателя). Согласно пояснениям представителя ОАО "Тюменский речной порт", данным суду первой инстанции, согласие собственника барж на передачу их в субаренду ответчику истцом не было получено.

Приняв во внимание пояснения представителя истца, суд первой инстанции признал договор субаренды ничтожным в части передачи в субаренду барж и отказал истцу во взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за пользование указанным имуществом.

Между тем судом апелляционной инстанции установлен факт получения предварительного письменного согласия ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство" (судовладельца) на передачу барж в субаренду ООО "Пристань Березово". При установлении наличия согласия собственника судна на передачу судна в субаренду договор субаренды порождает обязательства для заключивших его сторон (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2007 г. по делу N А75-1291/2007).

6. Пунктом 6 комментируемой статьи закреплена ответственность арендатора перед арендодателем за гибель или повреждение судна, а также за вред, причиненный третьим лицам, в соответствии с законодательством.

Аналогичное правило содержится в ст. 648 ГК, в соответствии с которой ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами гл. 59 ГК.

Статья 1079 ГК определяет особенности ответственности владельцев источников повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 ГК.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Таким образом, арендатор по договору аренды судна без экипажа является владельцем судна и отвечает за вред, причиненный судном третьим лицам.

Пример: между предпринимателем Ч. и ГУП "Шумейковский деревообрабатывающий комбинат" заключен договор аренды сухогрузного теплохода без экипажа для перевозки пиломатериалов из Пермской области в Саратовскую область. По условиям данного договора арендатор обязался нести полную материальную ответственность за техническое состояние теплохода, нести полную ответственность за эксплуатацию теплохода в случае любой аварии на борту, случившейся по вине действий команды (п. 2.3, 2.5), и производить аренду в соответствии с Уставом водного транспорта, действующего в момент аренды (п. 2.7).

В процессе эксплуатации судна во время маневров в г. Энгельсе теплоходу под управлением капитана-механика нанесены повреждения. Позже Средне-Волжская речная инспекция составила акт освидетельствования теплохода, в котором признала техсостояние судна негодным и запретила его эксплуатацию.

Арендодатель Ч., ссылаясь на ненадлежащее выполнение арендатором обязательств, предусмотренных п. 2.7 договора аренды судна, согласно которому арендатор несет полную материальную ответственность за техническое состояние судна, обратился в суд с иском о взыскании с арендатора убытков. Суд признал требование истца о взыскании убытков подлежащим удовлетворению (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23 ноября 2004 г. N Ф09-3896/04-ГК по делу N А50-11021/2004).

7. Пунктом 7 комментируемой статьи предусмотрена обязанность арендатора по истечении срока действия договора аренды возвратить судно арендодателю в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа.

Аналогичная обязанность арендатора закреплена в ст. 622 ГК, согласно которой при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области