СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 1993 г. N 676
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД
В целях обеспечения содействия занятости населения и усиления социальной защиты граждан Российской Федерации на рынке труда Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить и внести на утверждение Верховного Совета Российской Федерации проект Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1993 год, разработанный Федеральной службой занятости России совместно с Министерством экономики Российской Федерации и другими заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти, согласно Приложению.
2. Министерству экономики Российской Федерации, Федеральной службе занятости России в месячный срок внести в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения о более полном учете в проектах федеральных целевых программ, разрабатываемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 г. N 638 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", показателей, характеризующих численность работников, необходимую для эксплуатации предприятий и объектов, предусматриваемых программами, а также о включении в указанные проекты мероприятий по трудоустройству и социальной защите высвобождаемых работников.
3. Федеральной службе занятости России, Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Федерации до 1 декабря 1993 г. подготовить проект Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Федерации осуществлять разработку и реализацию необходимых мер в области занятости населения регионов с учетом основных положений проекта Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1993 год.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
к Постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 13 июля 1993 г. N 676
Проект
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1993 ГОД
Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1993 год (далее именуется - Программа) подготовлена Федеральной службой занятости России совместно с Министерством экономики Российской Федерации и другими заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 г. N 32 "О мерах по выполнению Постановления VII Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации", а также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством Российской Федерации на 1993 год.
Программа одобрена Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
В условиях 1993 года проблемы занятости населения имеют преимущественно локальный характер, их решение сосредоточено, главным образом, на региональном уровне. В этой связи настоящая Программа нацелена на реализацию основных направлений государственной политики в области занятости населения общефедерального характера.
Характеристика проблемы
В 1992 году произошло обострение ситуации на рынке труда России. Численность высвобожденных работников значительно возросла и составила свыше 1,3 млн. человек. Численность зарегистрированных безработных возросла почти в 10 раз и достигла к началу 1993 года 577 тыс. человек. За пять месяцев текущего года она еще увеличилась и превысила 740 тыс. человек.
Прогнозы по ряду отраслевых комплексов показывают, что в 1993 году будет продолжаться процесс высвобождения работников. По оценке Комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, сокращение численности в военно-промышленном комплексе составит в текущем году 530 тыс. человек; при проведении приватизации в десяти ведущих отраслевых комплексах сокращение численности работников составит около 1 млн. человек, или более 4 процентов работающих (данные Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом).
В связи с обострением проблем в производственно - хозяйственной деятельности предприятий образовалась и достигла довольно значительных размеров частичная безработица (занятость с вынужденным неполным рабочим временем), которая, по оценке Федеральной службы занятости России, охватывает 3 - 4 процента работающих.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу граждан, их возможности работать с полной отдачей. Возникают осложнения с трудоустройством молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов.
Усиление напряженности на рынке труда обусловлено также возрастанием притока в Россию русскоязычного населения из бывших республик Союза ССР.
В 1992 году значительно сократилось количество свободных рабочих мест (вакансий). Заявленная в органы государственной службы занятости потребность работодателей в рабочей силе уменьшилась с 841 тыс. человек до 307 тыс. человек, или в 2,8 раза. В текущем году она несколько возросла и по состоянию на 1 июня 1993 г. составила 470 тыс. человек. Однако делать вывод о переломе неблагоприятных тенденций преждевременно.
На рынке труда сохраняется конкуренция за рабочее место. В апреле 1993 г. на одно свободное рабочее место претендовали почти трое зарегистрированных службой занятости незанятых граждан, ищущих работу.
Прогнозные оценки Федеральной службы занятости России, а также региональных служб занятости показывают, что закрытие неэффективных производств и намечаемые структурные сдвиги в экономике, сохранение комплекса факторов формирования рынка труда, действовавших в 1992 году, могут привести к увеличению числа безработных до 5 млн. человек к концу 1993 года, что составит 6 процентов численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (Приложения N 1 и N 2).
Складывающееся в 1993 году положение на рынке труда, ограниченные возможности находящейся в кризисе экономики требуют уточнения целей, приоритетов и направлений политики занятости населения, определяют состав и характер мероприятий Программы.
Основные цели и приоритеты государственной
политики занятости населения
Главной целью государственной политики в области занятости населения является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности деятельности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Для обеспечения продуктивной и социально ориентированной политики занятости населения предполагается:
учитывать фактор занятости при реализации мер, направленных на стабилизацию экономики;
содействовать экономической заинтересованности предприятий (предпринимателей) в сохранении и развитии системы рабочих мест, приеме на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
обеспечить трудоспособному населению частичную компенсацию потерь, вызванных временной вынужденной незанятостью;
совершенствовать качественный состав трудовых ресурсов в соответствии со структурными изменениями экономики;
усилить регулирующую роль региональных и отраслевых программ содействия занятости населения;
содействовать экономически и социально целесообразной трудовой миграции.
Направления содействия занятости населения
На занятость населения воздействует комплекс экономических, социальных, демографических и политических факторов. По этой причине положительные результаты могут быть достигнуты лишь при достаточно высокой эффективности действий государства в области финансовой стабилизации, реализации программы приватизации, структурной, инвестиционной, региональной, экономической, пенсионной, образовательной политики, влияющих на стабильность рынка труда, динамику и качество спроса и предложения рабочей силы.
При этом функции и методы государственного регулирования занятости населения и развития системы рабочих мест определяются в основном на региональном уровне через механизмы финансово - кредитной и налоговой политики, стимулирования инвестиционной активности предприятий и организаций, привлечения иностранных капиталов и ряд других мер, обеспечивающих прекращение спада и развитие производства товаров и услуг.
Меры государственного регулирования, обеспечивающего
сохранение и развитие системы рабочих мест
Особое место в данном направлении занимают:
развитие системы рабочих мест при реализации федеральных целевых программ производственного, конверсионного, научно - технического и инновационного характера, возрождения и развития отдельных регионов, отраслей и малочисленных народов (распределение на 1993 год капитальных вложений, финансируемых за счет республиканского бюджета Российской Федерации, указано в Приложении N 3);
создание условий для повышения предпринимательской активности в различных сферах деятельности, особенно в промышленном, сельскохозяйственном и строительном производстве, на транспорте, в системах коммуникаций, обращения товаров и капиталов, социальной сфере;
оказание избирательной финансовой поддержки предприятиям, определяющим ситуацию на рынке труда в малых и средних городах;
сохранение определенного числа рабочих мест при проведении приватизации, введение механизма гарантий занятости при банкротстве (несостоятельности) государственных предприятий;
поощрение предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, расширяющих возможности для занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, особенно в сфере социальных услуг;
развитие различных форм семейного производства (надомный труд, семейные предприятия), а также увеличение числа рабочих мест с неполным рабочим днем (неделей).
В настоящее время осуществляется реализация 16 федеральных целевых программ, связанных с развитием системы рабочих мест, еще 28 таких программ разрабатывается. Вопросы стабилизации занятости и сохранения рабочих мест нашли отражение в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160 "О Плане действий Совета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году", Указе Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации", а также распоряжении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 519-р.
Повышение качества рабочей силы, предлагающей
услуги на рынке труда
Потребность в увеличении объемов профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения вызывает необходимость формирования гибкой и разветвленной системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, расширения форм и условий их проведения.
При решении данной задачи необходимо, чтобы профессиональное обучение было ориентировано на потребность в рабочих местах, в том числе и на перспективу, постоянно адаптировалось к требованиям работодателей, соответствовало быстро меняющемуся спросу на рынке труда на определенные профессии и являлось доступным населению.
Предусматривается реализация мер, включающих:
развитие системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, включая обучение непосредственно на рабочих местах, создание необходимой правовой базы для ее совершенствования;
максимальное использование имеющейся учебной базы, создание при необходимости в структуре органов государственной службы занятости собственных учебных центров;
оказание содействия негосударственным организациям, осуществляющим профессиональное обучение безработных;
пересмотр учебных планов и переподготовку преподавателей с ориентацией их на работу с безработными гражданами, выпуск соответствующих учебных пособий, создание базы аудио-, видео- и компьютерных средств обучения;
усиление взаимодействия органов государственной службы занятости с работодателями в части профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве.
В 1993 году осуществляется дальнейшее развитие системы профессионального обучения безработных граждан. За четыре месяца текущего года сеть учебных центров службы занятости увеличилась с 22 до 34 единиц, начал функционировать Российский учебный центр Федеральной службы занятости России. В текущем году намечается создать еще 16 учебных центров.
Стимулирование активных поисков работы,
содействие трудоустройству
В условиях возрастающей конкуренции на рынке труда основной задачей органов государственной службы занятости является оказание помощи безработным в поиске новой работы и содействие работодателям в подборе подходящих для них работников.
В этих целях предполагается:
приступить к разработке и реализации специальных программ, направленных на сокращение периода поиска работы и трудоустройство безработных;
принять неотложные меры по усилению сотрудничества органов государственной службы занятости с работодателями и расширению перечня услуг, оказываемых безработным, включая услуги по профессиональной ориентации и социально-психологической поддержке граждан, потерявших работу;
организовать учебные курсы по методам поиска работы, реализовать на практике специальные формы интенсивного консультирования граждан, испытывающих сложности с трудоустройством.
Для оказания профориентационной помощи гражданам, потерявшим работу, в органах государственной службы занятости создано 360 подразделений по профконсультации, ежемесячно обслуживающих более 100 тыс. человек. До конца 1993 года предусматривается дополнительно образовать 40 таких подразделений.
Содействие занятости отдельных категорий граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наибольшие сложности с трудоустройством возникают у молодежи, инвалидов, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей - инвалидов, а также иных категорий социально незащищенных граждан, поддержка которых рассматривается как один из важнейших приоритетов политики занятости населения.
Успешное решение вопросов трудоустройства указанных групп населения возможно лишь при комплексном подходе ко всей совокупности экономических, социальных, образовательных и других аспектов данной проблемы.
В качестве первоочередных действий предусматривается:
организация квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в первую очередь инвалидов;
оказание финансовой поддержки и стимулирование деятельности работодателей по организации рабочих мест для указанных категорий граждан и обеспечению их регулярной занятости;
осуществление трудовой реабилитации инвалидов, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе;
развитие надомного труда и гибких режимов работы инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
реализация в отношении молодежи специальных мер, включающих корректировку программ общего образования, профессионального обучения или трудовой практики для тех, кто не прошел обучение по обычным программам и не нашел место работы;
содействие производственному ученичеству и другим формам профессионального обучения молодежи, в том числе трудовой практике на предприятиях;
создание в учебных заведениях и учебных центрах государственной службы занятости специальных отделений по профессиональному обучению женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей - инвалидов, включая обучение народным ремеслам и промыслам.
В целях содействия занятости молодежи в Ростовской, Астраханской, Ярославской и ряде других областей разработаны специальные программы, а в Тюменской, Томской, Челябинской, Калужской и некоторых других областях - специальные мероприятия по содействию занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В настоящее время осуществляется разработка Федеральной целевой программы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов.
Начата реализация утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 203-рп Программы первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях экономической и военной реформ.
Временная и частичная занятость, общественные работы
В рамках данного направления предполагается реализация мер по дополнительному поощрению работодателей, содействующих занятости граждан, испытывающих сложности с трудоустройством, развитию различных форм временной занятости безработных. Для решения этих задач предусматривается:
организация для безработных граждан временных рабочих мест и общественных работ;
предоставление работодателям субсидий по частичному возмещению затрат на выплату заработной платы гражданам, нанимаемым из числа безработных с ограниченной трудоспособностью;
разработка и осуществление дополнительных мер, направленных на поддержку высвобождаемых работников и частично безработных.
В настоящее время в регионах утверждены виды и объемы общественных работ с учетом состояния рынка труда, определены источники их финансирования. За четыре месяца 1993 года в этих работах приняли участие около 30 тыс. человек, что в 3 раза больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако эта форма занятости не получила еще необходимого развития.
В целях содействия занятости работников предприятий текстильной промышленности Ивановской и Владимирской областей, вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени, из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации выделено 150 млн. рублей. В ближайшее время в связи с введением доплат до минимального размера заработной платы работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день (неделю), установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации", предусматривается ежеквартальное выделение средств на эти цели из данного фонда.
Содействие занятости в условиях массового
высвобождения работников
Реализация мероприятий, направленных на структурную перестройку экономики, может привести к возникновению качественно новой ситуации на рынке труда, обусловленной массовым высвобождением работников.
Одной из главных задач в этот период является разработка и реализация мер, направленных на избирательную экономическую поддержку предприятий в этот период и создание механизма социальной защиты высвобождаемых работников.
Для проведения эффективной работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения предполагается:
разработать систему льгот и компенсаций, стимулирующих работодателей на проведение мероприятий по сдерживанию единовременного массового высвобождения работников и созданию дополнительных рабочих мест;
подготовить нормативные акты, регламентирующие порядок проведения мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников, предоставления им дополнительных социальных гарантий, осуществления "гибкого" реагирования на складывающуюся ситуацию для предотвращения массовых увольнений;
создать механизм формирования специальных фондов на предприятиях для предоставления компенсаций увольняемым работникам.
В целях осуществления дополнительных мер по социальной защите граждан на рынке труда принято Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения" от 5 февраля 1993 г. N 99. Кроме того, эти вопросы нашли отражение в ряде заключенных на 1993 год отраслевых тарифных соглашений.
Содействие самостоятельной занятости граждан и поддержка
их предпринимательской инициативы
Данное направление предусматривает создание реальных возможностей для организации и развития самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности безработных.
В этих целях предполагается осуществить меры, включающие:
консультирование и профессиональную ориентацию безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных основам предпринимательства, выбранным ими профессиям или видам индивидуальной трудовой деятельности;
организацию консультаций по подготовке учредительных документов, необходимых для начала предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, составлению бизнес-плана;
предоставление данной категории граждан финансовой поддержки за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, фондов поддержки предпринимательства и других источников.
Реализации этого направления способствует Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральной службой занятости России 30 марта 1993 г. утверждено Положение о порядке работы с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело.
С помощью финансовой поддержки органов государственной службы занятости в Челябинской, Московской, Рязанской, Ульяновской, Пензенской областях, Красноярском и Алтайском краях создано свыше 5 тыс. рабочих мест для безработных граждан.
Центрами занятости населения организуется обучение безработных граждан для занятия предпринимательской деятельностью. В ряде городов создаются "бизнес-инкубаторы", целью которых является оказание комплексных услуг начинающим предпринимателям.
Материальная поддержка безработных
В области материальной поддержки безработных предполагается:
упорядочить систему исчисления и выплаты пособий по безработице;
создать унифицированную компьютерную систему регистрации и расчета выплат пособий по безработице;
сочетать систему пособий по безработице с иными средствами социальной поддержки безработных и членов их семей;
развивать программы поддержки граждан, потерявших право на пособия по безработице, а также нуждающихся в трудовой реабилитации.
Федеральной службой занятости России совместно с Министерством труда Российской Федерации установлен порядок исчисления средней заработной платы для определения размеров пособий по безработице. Разработан проект Типового положения об оказании материальной помощи безработным и членам их семей.
Меры по содействию занятости в условиях чрезвычайных
ситуаций на региональных рынках труда
Своевременное принятие неотложных мер в регионах с массовой безработицей обусловливает необходимость разработки специальных программ действий в условиях чрезвычайных ситуаций на рынке труда.
Такие программы должны предусматривать:
организацию управления по жизнеобеспечению региона в этих условиях;
формирование материальных и финансовых резервов;
реализацию специальных программ действий органов государственной службы занятости в чрезвычайной ситуации;
усиление при необходимости контроля со стороны органов представительной и исполнительной власти за увольнением и использованием рабочей силы на предприятиях, в учреждениях и организациях;
реализацию дополнительных мер по социальной поддержке граждан в случае массовых увольнений;
организацию общественных работ и временного переселения из мест массовой безработицы.
В ряде регионов подготовлены и утверждены специальные программы организации общественных работ на случай чрезвычайной ситуации на рынке труда.
Развитие государственной службы занятости
Предполагаемый рост численности безработных и других категорий граждан, ищущих работу, потребует существенного укрепления государственной службы занятости.
В этих целях предполагается:
завершить создание единой системы органов государственной службы занятости, работающей по унифицированным стандартам и базовым процедурам на основе общей нормативно-правовой базы;
обеспечить развитие сети территориальных органов государственной службы занятости, включая оснащение их необходимыми техническими средствами;
создать типовые модели региональных служб занятости и центров занятости населения;
приступить к реализации долгосрочной программы создания единой системы информационного обеспечения органов государственной службы занятости и территориальных автоматизированных информационно - справочных систем;
при необходимости создать в системе органов государственной службы занятости специализированные подразделения для работы по содействию занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В I квартале 1993 г. открыта модельная биржа труда в г. Люберцы Московской области. Готовятся к открытию модельные центры занятости в городах Калуге и Самаре.
В системе органов государственной службы занятости создаются специализированные подразделения, занимающиеся содействием занятости инвалидов.
Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам
содействия занятости населения
Необходимым условием успешного функционирования социально - экономического механизма стимулирования занятости является дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.
Предусматривается, прежде всего, внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о занятости населения в части:
усиления социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других лиц, пострадавших от радиационного воздействия;
содействия занятости отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите;
совершенствования оплаты труда безработных граждан, занятых на общественных работах;
введения районных коэффициентов к пособию по безработице и стипендии в период переобучения по направлению органов государственной службы занятости гражданам, проживающим в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Намечено также провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области:
создания условий для развития предпринимательской деятельности;
формирования и эффективного использования средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;
разработки дополнительных мер по защите трудовых прав граждан.
Финансирование программы
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств:
республиканского бюджета Российской Федерации, внебюджетных и иных источников при реализации федеральных целевых программ производственного, конверсионного, научно-технического и инновационного характера, возрождения и развития отдельных регионов и малочисленных народов, а также других программ, связанных с развитием системы рабочих мест;
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации при осуществлении мероприятий по регулированию рынка труда, переобучению высвобождаемых работников и незанятого населения, организации общественных работ и социальной поддержке безработных.
В течение 1993 года на материальную поддержку безработных, обеспечение частичной и временной занятости предусматривается израсходовать 210 млрд. рублей (исходя из среднемесячного пособия по безработице - 14,4 тыс. рублей при минимальном его размере - 4,3 тыс. рублей).
На решение вопросов повышения качества рабочей силы на рынке труда планируется израсходовать 365,7 млрд. рублей, в том числе на:
обучение по направлению службы занятости - 148,3 млрд. рублей;
выплату стипендий - 207,4 млрд. рублей;
строительство учебных центров - 10 млрд. рублей (исходя из численности обучающихся - 1,2 млн. человек, стоимости обучения одного безработного - 10,3 тыс. рублей, среднего размера стипендии - 14,4 тыс. рублей).
В развитие государственной службы занятости предполагается вложить 61,9 млрд. рублей, в том числе израсходовать на заработную плату персонала 10,6 млрд. рублей (исходя из численности работающих - 40 тыс. человек, средней заработной платы - 26,6 тыс. рублей в месяц), а остальные средства направить на повышение квалификации и обучение специалистов государственной службы занятости, оснащение центров занятости населения техническими средствами и оргтехникой, аренду служебных помещений, социальное развитие коллективов и другие цели.
На информационную поддержку Программы предусматривается выделить 0,3 млрд. рублей.
На содействие занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, планируется израсходовать 7,3 млрд. рублей.
В итоге затраты средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на финансирование Программы составят 642,5 млрд. рублей.
Вместе с тем в условиях чрезвычайного положения на рынке труда возможно привлечение средств республиканского бюджета Российской Федерации.
Информационное обеспечение программы
В целях информационного обеспечения Программы намечается реализовать мероприятия, предусматривающие:
широкое освещение средствами массовой информации положения на рынке труда России и в различных регионах страны;
распространение информационно-справочных материалов о возможностях государственной службы занятости, направлениях государственной политики на рынке труда;
обеспечение методическими материалами негосударственных организаций по трудоустройству населения и общественных объединений;
разработку для граждан, нуждающихся в трудоустройстве, рекомендаций по самостоятельному поиску работы;
совершенствование статистического учета и отчетности по показателям, характеризующим положение на рынке труда, развитие соответствующей методической и аналитической базы.
Развитие программы
С учетом изменений социально-экономического положения Российской Федерации в 1993 году предполагается дальнейшая разработка отдельных подпрограмм:
на федеральном уровне в программах, связанных с приватизацией, конверсией, социальной защитой военнослужащих и членов их семей, инвалидов, молодежи, должны быть предусмотрены специальные разделы по оказанию дополнительной поддержки населению в условиях безработицы;
на региональном уровне при разработке программ содействия занятости населения республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов и городов;
при разработке отраслевых программ содействия занятости высвобождаемых работников;
при подготовке программ государственной поддержки отраслей и регионов, оказавшихся в кризисном положении;
при подготовке программ действий государственной службы занятости, направленных на упорядочение и расширение услуг, оказываемых населению и работодателям.
Отработка отдельных разделов Программы будет осуществляться с учетом динамики социально-экономического положения страны и регионов, а также на основе результатов научных исследований, проводимых по проблемам занятости населения.
Реализация направлений Программы обеспечивается осуществлением представленных конкретных мероприятий по содействию занятости с указанием ответственных исполнителей.
Мероприятия по содействию занятости населения
1. Государственное регулирование, обеспечивающее
сохранение и развитие рабочих мест
1.1. Перечень утвержденных целевых программ, связанных
с развитием системы рабочих мест
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Наименование программ │Государственный заказчик│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────────┤ │"Электроэнергетика Дальнего Востока" │Минтопэнерго России │ │(1993 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │"Создание и производство системы машин│Минсельхоз России │ │для крестьянских (фермерских) хозяйств│ │ │и сельскохозяйственных кооперативов"│ │ │(1993 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │Государственная программа подготовки│Минсельхоз России, │ │фермеров в Российской Федерации│Минобразование России │ │(1993 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │Инновационная программа "Новое поколе-│Роскоммунхоз │ │ние технологий и комплектов оборудова-│ │ │ния для реконструкции подземных инже-│ │ │нерных сетей" (1993 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │Инновационная программа "Разработка и│Роскоммунхоз │ │освоение серийного производства новых│ │ │видов коммунальной техники" (1992 -│ │ │1995 годы) │ │ │ │ │ │Российская система транспортно-экспеди-│Минтранс России │ │ционного обслуживания "Терминал" │ │ │(1993 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │Научно-техническая программа "Наукоем-│Миннауки России │ │кие технологии" (1991 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │Государственная инновационная программа│Госкомпром России │ │"Новое поколение технологий и оборудо-│ │ │вания для суперфинишной обработки инс-│ │ │трумента, деталей машин и производства│ │ │материалов с памятью формы, ультрадис-│ │ │персных порошков и изделий из них"│ │ │(1991 - 1994 годы) │ │ │ │ │ │Государственная программа "Возрождение│администрации указанных │ │исторических малых и средних городов│городов │ │России" (1993 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие экономики и культуры малочис-│Роскомсевер │ │ленных народов Севера" (1991 - 1995 го-│ │ │ды) │ │ │ │ │ │Государственная программа развития ин-│Роскомпищепром, │ │дустрии детского питания в РСФСР на│Роскомрыболовство, │ │1991 - 1995 годы ("Детское питание")│Минздрав России │ │Государственная программа улучшения ле-│ │ │карственного обеспечения и развития│ │ │фармацевтической промышленности │ │ │1992 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │Государственная инновационная программа│ -"- │ │"Развитие производства новых лекарс-│ │ │твенных средств на основе использования│ │ │сырьевых ресурсов Дальневосточного эко-│ │ │номического района" (1992 - 1996 годы) │ │ │ │ │ │Государственная инновационная программа│ -"- │ │"Создание лекарственных препаратов но-│ │ │вого поколения на основе достижений би-│ │ │отехнологии и физико-химической биоло-│ │ │гии" (1991 - 1996 годы) │ │ │ │ │ │Государственная программа Российской│ -"- │ │Федерации по созданию современной меди-│ │ │цинской техники и увеличению ее произ-│ │ │водства (1992 - 1993 годы и на период│ │ │до 1995 года) │ │ │ │ │ │Инновационная программа "Разработка и│Роскоммунхоз, │ │освоение серийного производства новых│Госкомпром России │ │видов коммунальной техники" │ │ │1992 - 1995 годы) │ │ └───────────────────────────────────────┴────────────────────────┘
1.2. Перечень разрабатываемых целевых программ,
связанных с развитием системы рабочих мест
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │"Топливо и энергия" │Минтопэнерго России, │ │ │Минатом России, │ │ │Миннауки России, │ │ │Роскоммаш │ │ │ │ │в том числе подпрограммы: │ │ │ │ │ │"Освоение крупных газовых месторождений│Минтопэнерго России │ │полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовского│ │ │региона Тюменской области" │ │ │(1992 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Уголь Печоры, Кузбасса, Дальнего Вос-│Минтопэнерго России │ │тока, Ростовской и Тульской областей"│ │ │(1993 - 1995 годы - 1 этап) │ │ │ │ │ │"Газопереработка Западной Сибири" │Минтопэнерго России │ │1992 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Строительство АЭС" (1993 - 2000 годы) │Минатом России │ │ │ │ │"Увеличение производства сахара в Рос-│Роскомпищепром, │ │сийской Федерации" (1993 - 1996 годы и│Роскомхимнефтепром │ │на период до 2000 года) │ │ │ │ │ │"Возрождение российской деревни и раз-│Минсельхоз России, │ │витие агропромышленного комплекса"│Роскомпищепром, │ │(1991 - 1995 годы) │Минсвязи России, │ │ │Минтопэнерго России │ │ │ │ │"Развитие машиностроения для АПК Рос-│Минсельхоз России, │ │сии" (1993 - 1997 годы) │Роскоммаш │ │ │ │ │"Жилище" (1993 - 1995 годы и на период│администрации регионов │ │до 2000 года) │Российской Федерации │ │ │ │ │"Строительство на территории Российской│Роскомсевер │ │Федерации жилья для граждан, выезжающих│ │ │из районов Крайнего Севера и приравнен-│ │ │ных к ним местностей" (1993 - 2005 го-│ │ │ды) │ │ │ │ │ │"Создание и развитие производства машин│Роскоммаш │ │и оборудования для жилищного и дорожно-│ │ │го строительства и их фирменное обслу-│ │ │живание" (1993 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие производства оборудования для│Минтопэнерго России │ │топливно-энергетического комплекса"│ │ │(1992 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие производства комплекса машин│Государственная │ │и оборудования для лесопромышленного│корпорация │ │комплекса" (1992 - 1995 годы) │"Российские │ │ │лесопромышленники" │ │ │ │ │"Создание и развитие производства машин│Госстрой России │ │и оборудования для жилищного и дорожно-│ │ │го строительства" (1992 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │"Создание и развитие производства тех-│Минсельхоз России │ │нологического оборудования для перера-│ │ │батывающих отраслей АПК" │ │ │(1992 - 1997 годы) │ │ │ │ │ │"Создание и развитие производства тех-│Госкомпром России │ │нологического оборудования для легкой│ │ │промышленности" (1992 - 1997 годы) │ │ │ │ │ │"Создание и развитие производства тех-│Роскомторг │ │нологического оборудования для торговли│ │ │и общественного питания" │ │ │(1992 - 1998 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие производства и насыщение рын-│Госкомпром России │ │ка высококачественными товарами дли-│ │ │тельного пользования" (1992 - 1995 го-│ │ │ды) │ │ │ │ │ │"Разработка и производство новых видов│Минздрав России, │ │медицинской техники" (1992 - 1995 годы)│Роскомоборонпром │ │ │ │ │"Развитие электроники России" │Роскомоборонпром │ │(1992 - 1995 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие и совершенствование пасса-│МПС России │ │жирских перевозок на железнодорожном│ │ │транспорте (в том числе пригородном),│ │ │повышение безопасности движения на нем"│ │ │(1993 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Развитие сырьевой базы цветной метал-│Роскомметаллургия │ │лургии" (1993 - 1997 годы) │ │ │ │ │ │"Возрождение российского льна" │Минсельхоз России, │ │(1993 - 1995 годы) │объединение │ │ │"Росльнопеньковолокно" │ │ │ │ │"Развитие образования" (1993 - 1995 го-│Госкомвуз России, │ │ды) │Минобразование России │ │ │ │ │"Сохранение и развитие культуры и ис-│Минкультуры России, │ │кусства" (1993 - 1995 годы) │органы исполнительной │ │ │власти субъектов │ │ │Федерации, Государствен-│ │ │ная компания "Российский│ │ │цирк", │ │ │Роскомкино, │ │ │Росархив │ │ │ │ │"Поддержка печати и массовой информа-│Мининформпечать │ │ции" (1993 - 1995 годы) │России │ │ │ │ │"Социально-культурное развитие Тверской│администрация │ │области (территории Великого водоразде-│Тверской области │ │ла)" (1993 - 2000 годы) │ │ │ │ │ │"Дальний Восток" (1993 - 2000 годы) │исполнительная дирекция │ │ │Дальневосточной │ │ │ассоциации │ │ │экономического │ │ │взаимодействия │ │ │ │ │"Освоение зоны БАМа и железнодорожной│внесено предложение об │ │линии Беркакит-Томмот-Якутск" │утверждении │ │(1993 - 2000 годы) │государственным │ │ │заказчиком │ │ │исполнительной дирекции │ │ │Дальневосточной │ │ │ассоциации │ │ │экономического │ │ │взаимодействия │ │ │ │ │"Социально-экономическое развитие Ку-│администрация │ │рильских островов" (1993 - 2000 годы) │Сахалинской области │ │ │ │ │"Инженерная защита г. Астрахани от за-│администрация │ │топления и подтопления" │Астраханской области │ │(1993 - 1997 годы - 1 этап) │ │ │ │ │ │"Социально-экономическое развитие │Роскомсевер │ │районов Севера" │ │ └───────────────────────────────────────┴────────────────────────┘
2. Повышение качества рабочей силы, предлагающей
услуги на рынке труда
┌────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────┐ │ Наименование │ Основные исполнители │ Срок │ │ мероприятий │ │ исполнения │ ├────────────────────────┼─────────────────────────┼─────────────┤ │Подготовить концепцию │ФСЗ России с участием │ III квартал │ │профессиональной подго- │заинтересованных минис- │ 1993 г. │ │товки, повышения квали- │терств и ведомств Рос- │ │ │фикации и переподготов- │сийской Федерации │ │ │ки безработных граждан │ │ │ │и незанятого населения │ │ │ │ │ │ │ │Провести работу по фор- │ФСЗ России, │ 1993 год │ │мированию системы обра- │Минобразование │ │ │зовательных учреждений │России, │ │ │начального, среднего и │Миннауки России, │ │ │высшего образования, а │Госкомпром России │ │ │также учебно-курсовой │ │ │ │сети предприятий, на │ │ │ │базе которых будет осу- │ │ │ │ществляться переподго- │ │ │ │товка высвобождаемых │ │ │ │работников │ │ │ │ │ │ │ │Создать с участием ор- │ │ │ │ганов государственной │ │ │ │службы занятости насе- │ │ │ │ления: │ │ │ │ │ │ │ │ Российский учебный │ФСЗ России │ первое │ │ центр государственной │ │ полугодие │ │ службы занятости насе- │ │ 1993 г. │ │ ления │ │ │ │ │ │ │ │ межтерриториальные │ -"- │ 1993 год │ │ учебные центры госу- │ │ │ │ дарственной службы за- │ │ │ │ нятости населения │ │ │ │ │ │ │ │ спецфакультеты на базе │Миннауки России, │ -"- │ │ ведущих вузов России │ФСЗ России │ │ │ по подготовке и пере- │ │ │ │ подготовке специалис- │ │ │ │ тов государственной │ │ │ │ службы занятости │ │ │ │ │ │ │ │ спецфакультеты (цент- │Минобороны России, │ -"- │ │ ры, учебные потоки) в │МВД России │ │ │ учебных заведениях Во- │ │ │ │ оруженных Сил Российс- │ │ │ │ кой Федерации, МВД │ │ │ │ России для переподго- │ │ │ │ товки уволенных в за- │ │ │ │ пас военнослужащих │ │ │ │ │ │ │ │Разработать рекоменда- │ФСЗ России с участием │ IV квартал │ │ции по подготовке реги- │заинтересованных │ 1993 г. │ │ональных программ про- │министерств и ведомств │ │ │фессионального обучения │ │ │ │безработных граждан и │ │ │ │незанятого населения │ │ │ └────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────┘
3. Содействие занятости отдельных категорий граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
┌────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────┐ │Подготовить предложения │Минобразование │ 1993 год │ │по разработке и реали- │России │ │ │зации программ профес- │ │ │ │сионального ориентиро- │ │ │ │вания и обучения моло- │ │ │ │дежи для облегчения пе- │ │ │ │рехода от учебы в школе │ │ │ │к трудовой деятельности │ │ │ │ │ │ │ │Разработать предложения │ФСЗ России │ -"- │ │по поощрению работода- │ │ │ │телей в части найма и │ │ │ │профессионального обу- │ │ │ │чения незанятой молоде- │ │ │ │жи │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить предложения │Минобразование │ -"- │ │по поддержке предприя- │России │ │ │тий (участков, цехов) │ │ │ │системы Минобразования │ │ │ │России, использующих │ │ │ │труд подростков │ │ │ │ │ │ │ │Разработать рекоменда- │ФСЗ России, │ -"- │ │ции для центров заня- │Минобразование России, │ │ │тости по организации │МВД России │ │ │трудоустройства под- │ │ │ │ростков │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить перечень │Минтруд России │ -"- │ │видов работ и профес- │ │ │ │сий, на которых запре- │ │ │ │щается использовать │ │ │ │труд подростков │ │ │ │ │ │ │ │Разработать комплекс │ФСЗ России, │ III квартал │ │мер по профессиональной │Минтруд России, │ 1993 г. │ │реабилитации и обеспе- │Минобразование России, │ │ │чению занятости инвали- │Минсоцзащиты России, │ │ │дов │Минэкономики России, │ │ │ │Минфин России, │ │ │ │Минздрав России │ │ │ │ │ │ │Подготовить и направить │ФСЗ России, │ июль │ │в регионы рекомендации │Минтруд России, │ 1993 г. │ │по разработке регио- │Минобразование России, │ │ │нальных целевых прог- │Госкомвуз России │ │ │рамм профессиональной │ │ │ │реабилитации и обеспе- │ │ │ │чения занятости инвали- │ │ │ │дов │ │ │ │ │ │ │ │Разработать рекоменда- │ФСЗ России │ III квартал │ │ции по организации в │ │ 1993 г. │ │центрах занятости спе- │ │ │ │циального приема и кон- │ │ │ │сультирования женщин, │ │ │ │имеющих иждивенцев, │ │ │ │воспитывающих детей - │ │ │ │инвалидов, матерей - │ │ │ │одиночек, а также мно- │ │ │ │годетных женщин по воп- │ │ │ │росам их трудоустройс- │ │ │ │тва │ │ │ │ │ │ │ │Организовать в учебных │ФСЗ России │ 1993 год │ │заведениях и учебных │ │ │ │центрах службы занятос- │ │ │ │ти специальные отделе- │ │ │ │ния по профобучению │ │ │ │женщин, в том числе по │ │ │ │обучению народным ре- │ │ │ │меслам и промыслам │ │ │ └────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────┘
4. Содействие самостоятельной занятости граждан и
поддержка их предпринимательской инициативы
┌────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────┐ │Подготовить рекоменда- │Минэкономики России, │ июль 1993 г.│ │ции по разработке реги- │Госкомпром России, │ │ │ональных программ под- │ГКАП России, │ │ │держки малого предпри- │Роскомоборонпром │ │ │нимательства │ │ │ │ │ │ │ │Создать Российский фонд │Роскоммолодежи, │ -"- │ │федеральных молодежных │Минэкономики России, │ │ │программ │Минфин России, │ │ │ │Минюст России │ │ │ │ │ │ │Разработать комплекс │Роскадры, │ -"- │ │мер и программ по пере- │Академия народного │ │ │подготовке и повышению │хозяйства при │ │ │квалификации работников │Правительстве │ │ │центральных органов фе- │Российской Федерации, │ │ │деральной исполнитель- │Российская академия │ │ │ной власти и территори- │управления │ │ │альных органов управле- │ │ │ │ния, занимающихся под- │ │ │ │держкой предпринима- │ │ │ │тельства │ │ │ │ │ │ │ │Создать банк данных о │Госкомпром России │ октябрь │ │неиспользуемых произ- │совместно │ 1993 г. │ │водственных мощностях, │с заинтересованными │ │ │объектах незавершенного │министерствами и │ │ │строительства, местных │ведомствами │ │ │источниках сырья, тех- │Российской Федерации │ │ │нологиях и "ноу-хау" │ │ │ │для малых предприятий │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить Федеральную │Минэкономики России, │ август │ │программу государствен- │ГКАП России, │ 1993 г. │ │ной поддержки малого │Госкомпром России, │ │ │предпринимательства │Минфин России, │ │ │ │Роскоммолодежи │ │ │ │с участием общественных │ │ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │Организовать обучение │ФСЗ России │ 1993 год │ │незанятого населения │ │ │ │основам предпринима- │ │ │ │тельской деятельности │ │ │ │на курсах при образова- │ │ │ │тельных учреждениях │ │ │ │высшего, среднего и на- │ │ │ │чального профессиональ- │ │ │ │ного образования и │ │ │ │учебных центрах службы │ │ │ │занятости │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить рекоменда- │ -"- │ -"- │ │ции по организации со- │ │ │ │действия со стороны │ │ │ │центров занятости насе- │ │ │ │ления развитию предпри- │ │ │ │нимательской деятель- │ │ │ │ности и самостоятельной │ │ │ │занятости │ │ │ │ │ │ │ │Разработать проект соз- │ФСЗ России, │ -"- │ │дания региональных │Союз малых пред- │ │ │центров поддержки │приятий России │ │ │предпринимательства в │ │ │ │отдельных регионах Рос- │ │ │ │сии │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить положение о │ФСЗ России │ II квартал │ │порядке работы органов │ │ 1993 г. │ │государственной службы │ │ │ │занятости населения с │ │ │ │безработными граждана- │ │ │ │ми, желающими организо- │ │ │ │вать собственное дело, │ │ │ │и условиях выдачи им │ │ │ │субсидий │ │ │ └────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────┘
5. Материальная поддержка безработных
┌────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────┐ │Разработать типовое по- │ФСЗ России │ первое │ │ложение об оказании ма- │ │ полугодие │ │териальной помощи без- │ │ 1993 г. │ │работным и членам их │ │ │ │семей │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить предложения │ -"- │ II квартал │ │о порядке исчисления │ │ 1993 г. │ │средней заработной пла- │ │ │ │ты для определения раз- │ │ │ │меров пособий по безра- │ │ │ │ботице и стипендий в │ │ │ │период профессиональной │ │ │ │подготовки, повышения │ │ │ │квалификации и перепод- │ │ │ │готовки по направлению │ │ │ │государственной службы │ │ │ │занятости │ │ │ │ │ │ │ │Разработать порядок ин- │ -"- │ июль 1993 г.│ │дексации пособий по │ │ │ │безработице │ │ │ │ │ │ │ │Разработать временный │ -"- │ II квартал │ │порядок предоставления │ │ 1993 г. │ │работникам предприятий, │ │ │ │учреждений, организа- │ │ │ │ций, вынужденно работа- │ │ │ │ющим неполный рабочий │ │ │ │день (неделю) по причи- │ │ │ │нам финансово-экономи- │ │ │ │ческого положения, еже- │ │ │ │месячных компенсацион- │ │ │ │ных выплат │ │ │ │ │ │ │ │Осуществлять пересмотр │ФСЗ России │ в течение │ │максимального размера │ │ 1993 г. │ │пособий по безработице │ │ │ │и стипендий в период │ │ │ │профессиональной подго- │ │ │ │товки, повышения квали- │ │ │ │фикации и переподготов- │ │ │ │ки по направлению госу- │ │ │ │дарственной службы за- │ │ │ │нятости │ │ │ └────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────┘
6. Развитие государственной службы занятости
┌────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────┐ │Разработать типовую │ФСЗ России │ 1993 год │ │технологию работы цент- │ │ │ │ров занятости, начать │ │ │ │ее тиражирование │ │ │ │ │ │ │ │Создать сеть модельных │ -"- │ -"- │ │центров занятости для │ │ │ │отработки базовых стан- │ │ │ │дартов и услуг службы │ │ │ │занятости │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить сборник │ -"- │ -"- │ │инструкций и рекоменда- │ │ │ │ций по базовой техноло- │ │ │ │гии работы центров за- │ │ │ │нятости │ │ │ │ │ │ │ │Отработать систему уп- │ -"- │ -"- │ │равления Государствен- │ │ │ │ным фондом занятости │ │ │ │населения Российской │ │ │ │Федерации, включая пла- │ │ │ │нирование и контроль за │ │ │ │поступлением и расходо- │ │ │ │ванием средств │ │ │ │ │ │ │ │Провести работу по соз- │ -"- │ 1993 год │ │данию единой информаци- │ │ (I этап) │ │онно-справочной системы │ │ │ │занятости населения │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить предложения │ -"- │ II квартал │ │по совершенствованию │ │ 1993 г. │ │системы показателей и │ │ │ │форм государственной │ │ │ │статистической отчет- │ │ │ │ности по занятости на- │ │ │ │селения │ │ │ │ │ │ │ │Оснастить органы госу- │ -"- │ 1993 год │ │дарственной службы за- │ │ │ │нятости вычислительной │ │ │ │техникой и средствами │ │ │ │связи │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить методичес- │ -"- │ III квартал │ │кие рекомендации по │ │ 1993 г. │ │разработке региональных │ │ │ │и отраслевых программ │ │ │ │содействия занятости │ │ │ │населения │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить базовый пе- │ФСЗ России │ 1993 год │ │речень обязательных и │ │ │ │рекомендуемых программ │ │ │ │действий службы заня- │ │ │ │тости и оказываемых ус- │ │ │ │луг, разработать мето- │ │ │ │дические рекомендации │ │ │ │по их применению │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить рекоменда- │ -"- │ III квартал │ │ции по разработке прог- │ │ 1993 г. │ │раммы действий в усло- │ │ │ │виях чрезвычайной ситу- │ │ │ │ации на рынке труда │ │ │ │ │ │ │ │Разработать методичес- │Минтруд России, │ -"- │ │кие рекомендации по │ФСЗ России, │ │ │критериям определения и │Минэкономики России │ │ │расчету социально до- │ │ │ │пустимого уровня безра- │ │ │ │ботицы в регионе │ │ │ └────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────┘
7. Совершенствование нормативно-правовой базы
по вопросам содействия занятости населения, сохранения
и развития системы рабочих мест
┌──────────────┬────────────────────┬────────────┬───────────────┐ │ Наименование │Основные исполнители│ Срок │ Форма │ │ мероприятий │ │ исполнения │ документа │ ├──────────────┼────────────────────┼────────────┼───────────────┤ │Внесение изме-│ФСЗ России, │ 1993 год │Закон │ │нений и допол-│Минюст России │ │Российской │ │нений в зако-│ │ │Федерации │ │нодательство │ │ │"О внесении │ │Российской Фе-│ │ │изменений и │ │дерации о за-│ │ │дополнений в │ │нятости насе-│ │ │Закон │ │ления │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │"О занятости │ │ │ │ │населения в │ │ │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации" │ │ │ │ │ │ │Подготовка │Минэкономики России,│ -"- │Постановление │ │предложений о│ФСЗ России, │ │Верховного │ │придании ста-│Госкомпром России, │ │Совета │ │туса террито-│Роскомоборонпром, │ │Российской │ │рий приоритет-│Минтопэнерго России │ │Федерации │ │ного развития│ │ │ │ │городам и по-│ │ │ │ │селкам России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка по-│Госкомимущество │ -"- │Указ Президента│ │рядка продажи│России, │ │Российской │ │незавершенных │Минэкономики России,│ │Федерации │ │строительных │Минфин России, │ │ │ │объектов и│Госкомпром России │ │ │ │мощностей, не-│ │ │ │ │установленного│ │ │ │ │оборудования │ │ │ │ │юридическим и│ │ │ │ │физическим ли-│ │ │ │ │цам с целью│ │ │ │ │создания новых│ │ │ │ │рабочих мест │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Создание фонда│ГКАП России, │ апрель │Постановление │ │поддержки │Минфин России, │ 1993 г. │Правительства │ │предпринима- │Минэкономики │ │Российской │ │тельства и│России, │ │Федерации │ │развития кон-│Госкомпром России, │ │ │ │куренции │Госкомимущество │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка │Госкомпром России, │ август │Указ Президента│ │концепции и│Минэкономики │ 1993 г. │Российской │ │механизма реа-│России, │ │Федерации │ │лизации про-│Миннауки России, │ │ │ │мышленной по-│Госкомимущество │ │ │ │литики России│России, │ │ │ │в 1994 году │ГКАП России │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка │Минэкономики │ декабрь │Постановление │ │комплексного │России, │ 1993 г. │Правительства │ │прогноза раз-│Госкомсотрудничест- │ │Российской │ │вития и разме-│во России, │ │Федерации │ │щения произво-│Госкомпром России, │ │ │ │дительных сил │Российская академия │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │Создание спе-│Минэкономики │ 1993 год │Указ Президента│ │циализирован- │России, │ │Российской │ │ных инвестици-│Минфин России, │ │Федерации, │ │онных институ-│Госкомпром России │ │постановление │ │тов для креди-│с участием Банка │ │Правительства │ │тования прио-│России │ │Российской │ │ритетных от-│ │ │Федерации │ │раслей эконо-│ │ │ │ │мики │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Подготовка го-│Минэкономики России,│ II квартал │Постановление │ │сударственной │Минфин России с │ 1993 г. │Правительства │ │инвестиционной│участием заинтере- │ │Российской │ │программы на│сованных министерств│ │Федерации │ │1993 год │и ведомств Россий- │ │ │ │ │ской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка до-│Минтруд России, │ II квартал │Указ Президента│ │полнительных │Минфин России, │ 1993 г. │Российской │ │мер по защите│ФСЗ России │ │Федерации │ │трудовых прав│ │ │ │ │граждан Рос-│ │ │ │ │сийской Феде-│ │ │ │ │рации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка мер│Минсоцзащиты России,│ I квартал │Указ Президента│ │по профессио-│Минтруд России, │ 1993 г. │Российской │ │нальной реаби-│ФСЗ России, │ │Федерации │ │литации и│Минюст России с │ │ │ │обеспечению │участием Координа- │ │ │ │занятости ин-│ционного комитета │ │ │ │валидов │по делам инвалидов │ │ │ │ │при Президенте │ │ │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка мер│ФМС России, │ 1993 год │Постановление │ │по социальной│ФСЗ России │ │Правительства │ │поддержке не-│ │ │Российской │ │занятых тру-│ │ │Федерации │ │доспособных │ │ │ │ │беженцев и вы-│ │ │ │ │нужденных пе-│ │ │ │ │реселенцев │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка по-│ФСЗ России, │ III квартал│совместная │ │рядка исчисле-│Госналогслужба │ 1993 г. │инструкция ФСЗ│ │ния подоходно-│России │ │России и│ │го налога с│ │ │Госналогслужбы │ │пособий по│ │ │России │ │безработице │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Подготовка │ФСЗ России, │ 1993 год │Постановление │ │предложений о│Минсельхоз России, │ │Правительства │ │льготах для│Минфин России │ │Российской │ │граждан, пере-│ │ │Федерации │ │селяющихся в│ │ │ │ │сельскую мест-│ │ │ │ │ность Российс-│ │ │ │ │кой Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка По-│ФСЗ России, │ -"- │Постановление │ │ложения о Го-│Минтруд России, │ │Верховного │ │сударственном │Минфин России │ │Совета │ │фонде занятос-│ │ │Российской │ │ти населения│ │ │Федерации │ │Российской Фе-│ │ │ │ │дерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Подготовка │ФСЗ России, │ -"- │ -"- │ │предложений о│Минфин России │ │ │ │порядке уплаты│ │ │ │ │обязательных │ │ │ │ │отчислений в │ │ │ │ │Государствен- │ │ │ │ │ный фонд заня-│ │ │ │ │тости населе-│ │ │ │ │ния Российской│ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ └──────────────┴────────────────────┴────────────┴───────────────┘
Приложение N 1
к Федеральной программе
содействия занятости населения
Российской Федерации
ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА НА КОНЕЦ 1993 ГОДА
┌───────────────────────────────────────┬────────────┬───────────┐ │ │Рабочая сила│В процентах│ │ │ (млн. │ │ │ │ человек) │ │ ├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤ │Предложение рабочей силы - всего по│ │ │ │Российской Федерации │ 15,6 │ 100 │ │ │ │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │высвобожденные работники │ 7,8 │ 50,1 │ │молодежь │ 1,6 │ 10,3 │ │уволенные по причинам текучести │ 3,2 │ 20,6 │ │сокращенные из Вооруженных Сил │ 0,45 │ 2,9 │ │освобожденные из мест лишения свободы │ 0,35 │ 2,2 │ │незанятое трудоспособное население в │ │ │ │трудоспособном возрасте │ 1,7 │ 10,9 │ │женщины, выходящие из отпуска по уходу│ │ │ │за ребенком до достижения им│ │ │ │трехлетнего возраста │ 0,17 │ 1,1 │ │механический прирост населения в │ │ │ │трудоспособном возрасте │ 0,3 │ 1,9 │ │Спрос на рабочую силу - всего │ │ │ │по Российской Федерации │ 10,4 │ 100 │ │в том числе: │ │ │ │потребность в работниках для вновь │ │ │ │создаваемых рабочих мест - всего │ 6,2 │ 59,6 │ │ │ │ │ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ │ в государственном секторе │ 0,4 │ 3,8 │ │ в альтернативных секторах экономики │ 5,8 │ 55,8 │ │ │ │ │ │потребность в работниках на замену│ │ │ │выбывающих по причинам, предусмотренным│ │ │ │законодательством <*> │ 2 │ 19,2 │ │потребность в работниках на замену │ │ │ │выбывающих по причинам текучести │ 2,2 │ 21,2 │ │ │ │ │ │Распределение рабочей силы, │ │ │ │составляющей рынок труда │ │ │ │ │ │ │ │Трудоустроятся самостоятельно │ 8,7 │ 55,8 │ │Обратятся за содействием в службу │ │ │ │занятости - всего │ 6,9 │ 44,2 │ │в том числе: │ │ │ │будут трудоустроены │ 0,5 │ 7,2 │ │пройдут переподготовку │ 1,2 │ 17,4 │ │окажутся безработными - всего │ 5,2 │ 75,4 │ │ │ │ │ │ из них: │ │ │ │ │ │ │ │будут получать пособие по безработице │ 4 │ 90,4 <**>│ │примут участие в общественных работах │ 1,2 │ 23,1 <**>│ │ │ │ │ │Уровень безработицы <***> │ │ 6,4 │ └───────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘
--------------------------------
<*> Данные скорректированы с учетом процента высвобождения работников.
<**> В процентах от численности безработных.
<***> Уровень безработицы определен как отношение численности безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Приложение N 2
к Федеральной программе
содействия занятости населения
Российской Федерации
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ В 1993 ГОДУ
(ПО ДАННЫМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ)
(процентов) ┌───────────────────────────────┬───────────┬──────────┬─────────┐ │ │На 1 января│ На 1 мая │На конец │ │ │ 1993 г. │ 1993 г. │1993 года│ │ │ (отчет) │ (отчет) │(прогноз)│ ├───────────────────────────────┼───────────┼──────────┼─────────┤ │ Северный район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Архангельская область │ 1,3 │ 2 │ 6,1 │ │Ненецкий автономный округ │ 0,7 │ 1,3 │ 1,7 │ │Вологодская область │ 0,7 │ 0,9 │ 1,8 │ │Мурманская область │ 1,7 │ 1,7 │ 3 │ │Республика Карелия │ 0,8 │ 1,4 │ 1,5 │ │Республика Коми │ 1,1 │ 1,3 │ 2,9 │ │ │ │ │ │ │ Северо-Западный район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │г. Санкт-Петербург │ 1,3 │ 1,5 │ 3,3 │ │Ленинградская область │ 1,3 │ 1,9 │ 6,4 │ │Новгородская область │ 1 │ 1,3 │ 8,1 │ │Псковская область │ 2,4 │ 3,2 │ 5,1 │ │ │ │ │ │ │ Центральный район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Брянская область │ 0,8 │ 1,1 │ 2,5 │ │Владимирская область │ 1,6 │ 2,4 │ 3,9 │ │Ивановская область │ 1,6 │ 3,8 │ 4,9 │ │Тверская область │ 0,8 │ 1 │ 2,2 │ │Калужская область │ 0,4 │ 0,5 │ 4,9 │ │Костромская область │ 2,2 │ 3,2 │ 3,9 │ │г. Москва │ 0,4 │ 0,4 │ 2,9 │ │Московская область │ 0,8 │ 0,9 │ 4,9 │ │Орловская область │ 0,4 │ 0,7 │ 1,9 │ │Рязанская область │ 0,5 │ 0,6 │ 3,5 │ │Смоленская область │ 0,2 │ 0,3 │ 3,4 │ │Тульская область │ 0,4 │ 0,5 │ 2,6 │ │Ярославская область │ 2,8 │ 3,7 │ 3,1 │ │ │ │ │ │ │ Волго-Вятский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Нижегородская область │ 1 │ 1,3 │ 5,5 │ │Кировская область │ 1,4 │ 2 │ 6,4 │ │Марийская ССР - │ │ │ │ │Республика Марий Эл │ 1,4 │ 1,8 │ 7,6 │ │Мордовская ССР │ 1,4 │ 2,1 │ 3,7 │ │Чувашская Республика - │ 1,3 │ 2,1 │ 5,3 │ │Чаваш республики │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Центрально-Черноземный район│ │ │ │ │ │ │ │ │ │Белгородская область │ 0,3 │ 0,3 │ 2,5 │ │Воронежская область │ 0,5 │ 0,4 │ 0,77 │ │Курская область │ 0,2 │ 0,3 │ 2,6 │ │Липецкая область │ 0,5 │ 0,5 │ 1,7 │ │Тамбовская область │ 0,9 │ 1,2 │ 2,8 │ │ │ │ │ │ │ Поволжский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Астраханская область │ 0,9 │ 1,2 │ 3,5 │ │Волгоградская область │ 0,3 │ 0,3 │ 1,4 │ │Самарская область │ 0,2 │ 0,3 │ 3 │ │Пензенская область │ 1 │ 1,4 │ 2 │ │Саратовская область │ 0,8 │ 1 │ 6,8 │ │Ульяновская область │ 0,6 │ 0,7 │ 1,6 │ │Республика Калмыкия - │ 1 │ 1,6 │ 2,5 │ │Хальмг Тангч │ │ │ │ │Республика Татарстан │ 0,1 │ 0,2 │ 0,7 │ │(Татарстан) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Северо-Кавказский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Краснодарский край │ 0,4 │ 0,5 │ 7,1 │ │Республика Адыгея (Адыгея) │ 1,1 │ 1,6 │ 4,1 │ │Ставропольский край │ 0,5 │ 0,4 │ 2 │ │Карачаево-Черкесская Республика│ 0,2 │ 0,3 │ 2 │ │Ростовская область │ 0,4 │ 0,4 │ 2,2 │ │Дагестанская ССР - │ 2,2 │ 3 │ 3,9 │ │Республика Дагестан │ │ │ │ │Кабардино-Балкарская Республика│ 0,5 │ 0,7 │ 4,7 │ │Северо-Осетинская ССР │ 1,7 │ 1,2 │ 4,2 │ │Ингушская Республика │ - │ 0,1 │ │ │Чеченская Республика │ - │ 0,1 │ 8,3 │ │ │ │ │ │ │ Уральский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Курганская область │ 1 │ 1,3 │ 8,2 │ │Оренбургская область │ 0,2 │ 0,3 │ 1,3 │ │Пермская область │ 0,5 │ 0,9 │ 3,8 │ │Коми-Пермяцкий автономный округ│ 1,7 │ 2,4 │ 1,8 │ │Свердловская область │ 0,7 │ 1,1 │ 1,2 │ │Челябинская область │ 0,8 │ 1 │ 4,1 │ │Республика Башкортостан │ 0,4 │ 0,5 │ 1,5 │ │Удмуртская Республика │ 1,44 │ 2,1 │ 3,6 │ │ │ │ │ │ │ Западно-Сибирский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Алтайский край │ 0,7 │ 1,1 │ 3,3 │ │Республика Горный Алтай │ 0,5 │ 0,7 │ 8,7 │ │Кемеровская область │ 0,3 │ 0,4 │ 1,7 │ │Новосибирская область │ 0,7 │ 0,8 │ 6,6 │ │Омская область │ 0,4 │ 0,5 │ 1,9 │ │Томская область │ 0,5 │ 0,8 │ 3,1 │ │Тюменская область │ 0,3 │ 0,2 │ 1,6 │ │Ханты-Мансийский автономный │ 0,5 │ 0,6 │ 7,5 │ │округ │ │ │ │ │Ямало-Ненецкий автономный округ│ 0,3 │ 0,7 │ 2,7 │ │ │ │ │ │ │ Восточно-Сибирский район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Красноярский край │ 0,2 │ 0,4 │ 1,8 │ │Республика Хакасия │ 0,4 │ 0,6 │ 3,7 │ │Таймырский (Долгано-Ненецкий) │ 0,5 │ 0,7 │ 1,8 │ │автономный округ │ │ │ │ │Эвенкийский автономный округ │ 0,3 │ 0,4 │ 1,5 │ │Иркутская область │ 0,4 │ 0,7 │ 2,6 │ │Усть-Ордынский Бурятский │ │ │ │ │автономный округ │ 0,2 │ 0,4 │ 2,1 │ │Читинская область │ 0,2 │ 0,3 │ 2,4 │ │Агинский Бурятский автономный │ 0,3 │ 0,3 │ 6,9 │ │округ │ │ │ │ │Республика Бурятия │ 0,3 │ 0,4 │ 2,3 │ │Республика Тува │ 0,2 │ 0,3 │ 1,9 │ │ │ │ │ │ │ Дальневосточный район │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Приморский край │ 0,4 │ 0,5 │ 2,5 │ │Хабаровский край │ 0,3 │ 0,5 │ 3 │ │Еврейская автономная область │ 0,7 │ 0,9 │ 3,5 │ │Амурская область │ 0,4 │ 0,5 │ 3,6 │ │Камчатская область │ 0,7 │ 0,9 │ 5,8 │ │Корякский автономный округ │ 0,7 │ 1 │ 0,9 │ │Магаданская область │ 0,5 │ 0,9 │ 3 │ │Чукотский автономный округ │ 1,3 │ 1,4 │ 5,8 │ │Сахалинская область │ 1,4 │ 1,8 │ 3 │ │Республика Саха (Якутия) │ 0,1 │ 0,2 │ 3,2 │ │Калининградская область │ 1,1 │ 1,5 │ 4,6 │ └───────────────────────────────┴───────────┴──────────┴─────────┘
Приложение N 3
к Федеральной программе
содействия занятости населения
Российской Федерации
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
НА 1993 ГОД КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА
СЧЕТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИНВЕСТИЦИОННОГО КРЕДИТА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ИЗ
ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОГРАММ НА 1993 ГОД)
(млрд. рублей) ┌───────────────────────────────┬───────┬─────────┬──────────────┐ │ │ Всего │ Бюджет │Инвестиционный│ │ │ │ │ кредит │ ├───────────────────────────────┼───────┼─────────┼──────────────┤ │ Всего по народному │ │ │ │ │ хозяйству │2555,88│ 2155,88 │ 400 │ │ │ │ │ │ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Машиностроительный комплекс │ 107,57│ 20,6 │ 86,97 │ │Топливно-энергетический │ │ │ │ │комплекс │ 267,24│ 210,77 │ 56,47 │ │Металлургический комплекс │ 28,25│ 0,9 │ 27,35 │ │Химико-лесной комплекс │ 102,16│ 55,29 │ 46,87 │ │Строительный комплекс │ 29,95│ 0,1 │ 29,85 │ │Агропромышленный комплекс │ 672,98│ 591,98 │ 81 │ │Транспорт и связь │ 222,57│ 192,71 │ 29,86 │ │Социальный комплекс │ 826,23│ 822,6 │ 3,64 │ │Отрасли, не входящие в │ │ │ │ │комплексы │ 69,54│ 57,41 │ 12,13 │ │Государственная программа │ │ │ │ │развития экономики и │ │ │ │ │культуры малочисленных │ │ │ │ │народов Севера │ 30 │ 30 │ - │ │Специальный комплекс │ 152,8 │ 151,5 │ 1,3 │ │Прочие │ 46,57│ 22 │ 24,57 │ └───────────────────────────────┴───────┴─────────┴──────────────┘