ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2013 г. N 211

О МЕРАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СРЕДИ
ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

В целях обеспечения развития ведущих университетов Российской Федерации для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Направить бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Министерству образования и науки Российской Федерации, в размере 9000000 тыс. рублей в 2013 году, 10500000 тыс. рублей в 2014 году, 10500000 тыс. рублей в 2015 году, 11100155,9 тыс. рублей в 2016 году, 10520710,2 тыс. рублей в 2017 году, 10067898,8 тыс. рублей в 2018 году, 10060995,8 тыс. рублей в 2019 году, 10231514,3 тыс. рублей в 2020 году на осуществление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной поддержки в размере не более 6 процентов указанных бюджетных ассигнований.

2. Образовать Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

Правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения по составу Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 марта 2013 г. N 211

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЕДУЩИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДИ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

1. Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - Совет) является постоянно действующим межведомственным совещательным органом, образованным для рассмотрения вопросов развития ведущих университетов Российской Федерации (далее - вузы) в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

2. Совет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Совет осуществляет следующие функции:

а) рассматривает перечень требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - государственная поддержка), который утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

б) рассматривает программы повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - программы повышения конкурентоспособности) вузов, включенных в перечень вузов, отобранных конкурсной комиссией;

в) формирует для Министерства науки и высшего образования Российской Федерации предложения на очередной финансовый год в отношении вузов, рекомендованных для предоставления государственной поддержки (далее - вузы-победители), предложения о возможности ротации вузов-победителей (проведение конкурса на предоставление государственной поддержки вузам, и (или) дифференциация предоставляемой вузам-победителям государственной поддержки, и (или) исключение вуза из числа вузов, рекомендованных для предоставления государственной поддержки) и значениях коэффициентов, используемых для расчета размера субсидий, предоставляемых вузам-победителям;

г) рекомендует вузам-победителям международные рейтинги для формирования показателей результативности достижения целей планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности ("дорожных карт") (далее - планы мероприятий);

д) готовит Министерству науки и высшего образования Российской Федерации заключения на представленные вузами-победителями планы мероприятий;

е) рассматривает планы мероприятий и отчеты вузов-победителей по реализации планов мероприятий (далее - отчеты);

ж) готовит ежегодно на основании рассмотрения планов мероприятий и (или) отчетов для Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в порядке, утверждаемом Советом, рекомендации о продолжении оказания государственной поддержки вузам-победителям при наличии бюджетных ассигнований на указанные цели в очередном финансовом году;

з) формирует для вузов-победителей предложения об обеспечении актуализации программ повышения конкурентоспособности путем внесения изменений в планы мероприятий не более одного раза в год.

4. Совет имеет право:

привлекать в установленном порядке к работе Совета представителей органов государственной власти, образовательных организаций высшего образования, научных и общественных организаций и предпринимательского сообщества на безвозмездной основе;

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и организаций материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета.

5. Состав Совета утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

6. Порядок деятельности Совета, вопросы внутренней организации его работы, в том числе порядок оценки Советом вузов-победителей в рамках рассмотрения планов мероприятий и (или) отчетов, определяются регламентом, утверждаемым Советом.

7. Основной формой деятельности Совета являются заседания.

Заседание Совета проводится один раз в год (а также по мере необходимости) и считается правомочным, если в нем участвует не менее 50 процентов общего числа членов Совета.

8. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель Совета или его заместитель, председательствовавший на заседании.

Решения, принимаемые на заседаниях Совета, оформляются протоколами, которые подписывает председатель Совета или его заместитель, председательствовавший на заседании.

9. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ему федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 марта 2013 г. N 211

ПРАВИЛА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПОДДЕРЖКУ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СРЕДИ ВЕДУЩИХ
МИРОВЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

1. Субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации (далее - вуз) в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее соответственно - субсидия, государственная поддержка) предоставляются на реализацию программ повышения конкурентоспособности вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - программы повышения конкурентоспособности).

Программы повышения конкурентоспособности включают следующие мероприятия:

а) реализация мер по формированию кадрового резерва руководящего состава вузов и привлечению на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

б) реализация мер по привлечению в вузы молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

в) реализация программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и в других формах;

г) реализация мер по совершенствованию деятельности аспирантуры и докторантуры;

д) реализация мер по поддержке студентов, аспирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников;

е) внедрение в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями;

ж) осуществление мер по привлечению студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов, и абитуриентов, проявивших творческие способности и интерес к научной (научно-исследовательской) деятельности;

з) реализация в рамках планов проведения научно-исследовательских работ в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, с программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период в вузах, а также с учетом приоритетных международных направлений фундаментальных и прикладных исследований:

научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и (или) совместно с перспективными научными организациями, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в вузах;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов совместно с российскими и международными высокотехнологичными организациями, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в вузах.

2. Субсидии предоставляются вузам, отобранным по результатам конкурса на предоставление государственной поддержки (далее соответственно - конкурс, вуз-победитель), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию программ мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

Участниками конкурса могут быть образовательные организации высшего образования (за исключением казенных учреждений), соответствующие перечню требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки (далее - перечень требований), утверждаемому Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и представившие заявки в соответствии с объявлением о конкурсе.

3. Контроль выполнения мероприятий программ повышения конкурентоспособности вузов-победителей осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании отчетов о достижении показателей результативности планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности ("дорожных карт") (далее - планы мероприятий).

Планы мероприятий, разработанные вузами-победителями, в том числе при актуализации программ повышения конкурентоспособности, согласовываются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при наличии положительного заключения Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - Совет) и утверждаются вузом. Планы мероприятий включают показатели результативности достижения целей с учетом критериев международных глобальных рейтингов (включая отраслевые (предметные) рейтинги), рекомендуемых Советом, в том числе ARWU - академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), THE - рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings), QS - всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings).

4. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:

а) принимает решение о проведении конкурса не чаще одного раза в 2 года, в том числе с учетом предложений Совета о возможности ротации вузов-победителей;

б) создает конкурсную комиссию в целях подготовки предложений по перечню вузов-победителей (далее - конкурсная комиссия) и определяет регламент ее работы;

в) утверждает перечень требований;

г) публикует объявление о конкурсе на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в средствах массовой информации;

д) определяет с учетом предложений Совета вузы-победители и публикует информацию об итогах конкурса на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в средствах массовой информации;

е) готовит предложения о распределении субсидий между вузами-победителями на очередной финансовый год;

ж) распределение субсидий между вузами-победителями рассчитывается по формуле:

где:

Vi - размер субсидии, предоставляемой i-му вузу-победителю в очередном финансовом году;

V - общий размер субсидии, запланированный на очередной финансовый год;

ki - коэффициент, установленный Советом для i-го вуза-победителя;

N - общее число вузов-победителей;

kn - коэффициент, установленный Советом для n-го вуза-победителя.

Коэффициенты определяются Советом по итогам ранжирования вузов-победителей в порядке убывания баллов, полученных вузами-победителями по итогам рассмотрения планов мероприятий и (или) отчетов;

з) расчет баллов осуществляется по формуле:

где:

Ti - итоговый балл i-го вуза-победителя;

Pi - оценка i-го вуза-победителя, рассчитываемая по итогам достижения показателей, предусмотренных перечнем требований к отчетам, определяемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - показатели);

Ci - оценка i-го вуза-победителя Советом, нормированная по шкале от 1 до 10.

Оценка i-го вуза-победителя по итогам достижения показателей рассчитывается по формуле:

Pi = Ai + Bi,

где:

Ai - балл i-го вуза-победителя, полученный за вхождение в институциональные и предметные (отраслевые) рейтинги;

Bi - балл i-го вуза-победителя, полученный за достижение прочих показателей.

Баллы Ai и Bi нормируются по шкале от 1 до 10.

Балл i-го вуза-победителя, полученный за вхождение в институциональные и предметные (отраслевые) рейтинги, рассчитывается по формуле:

Ai = Ii + Si,

где:

Ii - сумма баллов за результаты i-го вуза-победителя в институциональных рейтингах с точностью до 100 мест (баллы устанавливаются в зависимости от диапазона институционального рейтинга, а именно - 50 баллов - 1 - 100-я позиции, 30 баллов - 101 - 200-я позиции, 15 баллов - 201 - 300-я позиции, 10 баллов - 301 - 400-я позиции, 5 баллов - 401 - 500-я позиции, 1 балл - 501-я+ позиции);

Si - сумма баллов за результаты i-го вуза-победителя в предметных (отраслевых) рейтингах с точностью до 100 мест (баллы устанавливаются в зависимости от диапазона предметного (отраслевого) рейтинга, а именно - 10 баллов - 1 - 100-я позиции, 6 баллов - 101 - 200-я позиции, 3 балла - 201 - 300-я позиции, 2 балла - 301 - 400-я позиции, 1 балл - 401-я+ позиции).

Балл i-го вуза-победителя, полученный за достижение прочих показателей, рассчитывается по формуле:

где:

- балл, полученный за достижение j-го показателя для i-го вуза-победителя (4 лучших вуза по этому показателю получают по 10 баллов, следующие 4 вуза - по 6 баллов, следующие 4 вуза - по 3 балла, следующие 4 вуза - по 2 балла, остальные - по 1 баллу);

N - число показателей, за исключением показателей вхождения в рейтинги.

Оценка i-го вуза-победителя рассчитывается Советом по формуле:

где:

- оценка, полученная i-м вузом-победителем от g-го члена Совета, участвовавшего в оценке вуза-победителя;

Z - число членов Совета, давших оценку вузу-победителю.

Коэффициент для вузов-победителей, не рекомендованных Советом для предоставления государственной поддержки, устанавливается равным нулю.

Коэффициенты для вузов-победителей, рекомендованных для предоставления государственной поддержки, устанавливаются в диапазоне от 1 до 10;

и) на основании рекомендаций Совета принимает решение о продолжении осуществления государственной поддержки вузов-победителей в очередном финансовом году при наличии бюджетных ассигнований на указанные цели.

5. Предоставление субсидий вузам-победителям осуществляется в соответствии с распределением субсидий, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. В случае если в число вузов-победителей входят вузы, не находящиеся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных ему на соответствующий финансовый год на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета для передачи в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке соответствующих бюджетных ассигнований главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится вуз-победитель, или вузу-победителю, осуществляющему полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.

7. В случае если вуз-победитель находится в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, субсидия вузу-победителю предоставляется на основании соглашения между вузом-победителем и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заключаемого по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

8. Субсидия вузам-победителям, не находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и не осуществляющим полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляется на основании соглашения между вузом-победителем, главным распорядителем средств федерального бюджета, на которого возложено исполнение функций и полномочий учредителя вуза-победителя, и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

9. Субсидия вузам-победителям, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации и функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставляется на основании соглашения между вузом-победителем, Управлением делами Президента Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

10. Субсидия вузу-победителю, являющемуся негосударственной организацией, предоставляется на основании соглашения между вузом-победителем и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

11. В соглашении, предусмотренном пунктами 7 - 10 настоящих Правил, предусматриваются:

а) цели предоставления субсидии, ее размер, порядок и направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

б) право главного распорядителя средств федерального бюджета и (или) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение проверок соблюдения вузом-победителем условий, установленных соглашением;

в) порядок возврата сумм, использованных вузом-победителем, в случае установления по итогам проверок, проведенных главным распорядителем средств федерального бюджета и (или) Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий настоящих Правил и соглашения;

г) порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета и (или) Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

д) условие о перечислении субсидий на счета территориальных органов Федерального казначейства (кроме вузов-победителей, являющихся негосударственными организациями), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими вузам-победителям, в соответствии с заявками и (или) отчетами по форме и в сроки, которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета и (или) Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

12. В случае если вуз-победитель является организацией, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в установленном порядке осуществляет предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.

13. Главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся вузы-победители (вузы-победители, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета), высшие исполнительные органы государственной власти (уполномоченные органы исполнительной власти) субъектов Российской Федерации (в отношении вузов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления), вузы-победители, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации и функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, негосударственные вузы представляют отчет о целевом использовании субсидий в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

14. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или главный распорядитель средств федерального бюджета, осуществляющий полномочия учредителя в отношении вуза-победителя, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.