ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. N 964

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ
И ИНВЕСТИЦИЙ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

2. Министерству финансов Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам предоставления государственной поддержки при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 100 "О порядке осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 756).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2011 г. N 964

ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - общество) деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, деятельности по перестрахованию, а также по обеспечению исполнения обязательств иностранных контрагентов при экспорте российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и осуществлении инвестиций за пределами Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящими Правилами и без получения разрешения (лицензии) общество:

а) осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, кредитных организаций, международных финансовых организаций, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ), а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;

б) осуществляет деятельность по перестрахованию с участием российских страховщиков, российских перестраховщиков, иностранных страховщиков, иностранных перестраховщиков и (или) экспортно-кредитных агентств;

в) обеспечивает исполнение обязательств иностранных контрагентов при экспорте и осуществлении инвестиций за пределами Российской Федерации в том числе путем выдачи независимых гарантий, предоставления поручительств и применения иных способов обеспечения исполнения обязательств в отношении проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации.

3. Для осуществления обществом деятельности, указанной в пункте 2 настоящих Правил, может предоставляться финансовая поддержка со стороны ВЭБ.РФ и (или) акционеров общества в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Российской Федерации.

4. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

"гарантия по стратегически значимому проекту" - сделка, заключаемая обществом с целью обеспечения исполнения обязательств иностранных должников для поддержки стратегически значимых проектов путем предоставления независимых гарантий, поручительств или иными способами, не запрещенными законом;

"долговое обязательство" - соглашение (несколько связанных между собой соглашений), в том числе вытекающее из кредитного договора либо договора займа, выпуска и размещения ценных бумаг, на основании которого российское юридическое лицо, иностранное юридическое лицо или международная организация (кредитор) предоставляют денежные средства должнику или указанному им лицу в размере и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением, а должник обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее и (или) иные платежи;

"должник" - суверенный должник, международная организация, иностранное юридическое лицо либо российское юридическое лицо, которым предоставлена финансовая поддержка в рамках сделки, связанной с экспортом, а также иные лица, являющиеся участниками отношений, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением общества;

"инвестиции" - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

"инвестиционная деятельность" - вложение инвестиций и осуществление действий за пределами Российской Федерации в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

"иностранное юридическое лицо" - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства;

"контролируемое иностранное лицо" - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, прямо или косвенно контролируемое российским юридическим лицом;

"кредитная организация" - кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иностранное юридическое лицо, осуществляющее выдачу кредитов в качестве одного из основных видов своей деятельности, действующее в соответствии с законодательством иностранного государства, имеющее, если требуется, соответствующее разрешение или лицензию;

"обеспечиваемое обязательство" - обязательство, исполнение которого обеспечивается гарантией по стратегически значимому проекту;

"проект организации российских производств за рубежом" - сделка или несколько сделок, заключаемых российским юридическим лицом или иностранным юридическим лицом с кредитной организацией или международной финансовой организацией и (или) ВЭБ.РФ, направленных на модернизацию и (или) создание (организацию) производств и (или) обслуживающих центров за пределами Российской Федерации для производства, переработки и (или) обслуживания продукции с долей промышленной продукции (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо ее компонентов российского происхождения в такой производимой, перерабатываемой и (или) обслуживаемой продукции не менее 30 процентов, а также финансовая поддержка таких сделок;

"проект поддержания российского интереса за рубежом" - сделка или несколько сделок, направленных на повышение и укрепление конкурентных позиций российских юридических лиц за рубежом, а также финансовая поддержка таких сделок;

"проект по развитию экспортного потенциала" - сделки, направленные на увеличение объема экспорта российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), поставок сопутствующих товаров (работ, услуг), заключаемые кредитными организациями, международными финансовыми организациями и (или) ВЭБ.РФ с российскими юридическими лицами либо физическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющими опыт экспорта российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), поставки сопутствующих товаров (работ, услуг) и намеревающимися заключить сделку, связанную с экспортом российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), поставкой сопутствующих товаров (работ, услуг);

"проект создания экспортной инфраструктуры" - сделка или несколько сделок, заключаемых российским юридическим лицом или иностранным юридическим лицом с кредитной организацией или международной финансовой организацией и (или) ВЭБ.РФ, направленных на модернизацию и (или) создание объектов инфраструктуры на территории Российской Федерации и за ее пределами, используемых в том числе для экспорта российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также финансовая поддержка таких сделок;

"проект создания экспортно ориентированных производств" - сделка или несколько сделок, заключаемых российским юридическим лицом или контролируемым иностранным лицом с кредитной организацией, и (или) ВЭБ.РФ, и (или) международной финансовой организацией, направленных на модернизацию и (или) создание экспортно ориентированных производств на территории Российской Федерации и предусматривающих впоследствии экспорт продукции (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также финансовая поддержка таких сделок;

"российские работы (услуги)" - работы (услуги), осуществляемые российским лицом или контролируемым иностранным лицом;

"российские результаты интеллектуальной деятельности" - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, интеллектуальные права на которые, включая исключительное право, принадлежат российским лицам;

"российские товары" - товары, произведенные на территории Российской Федерации, или товары (их составляющие), ввезенные и переработанные на территории Российской Федерации, в том числе прошедшие монтаж, сборку, обработку, подгонку, ремонт и (или) восстановление;

"российское юридическое лицо" - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"сделки, связанные с инвестициями за рубежом" - инвестиционная деятельность российских инвесторов, а также финансовая поддержка такой деятельности;

"сделки, связанные с экспортом":

сделки, связанные с вывозом российских товаров из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, поставкой сопутствующих товаров (работ, услуг);

сделки, связанные с осуществлением российских работ (услуг) для иностранных юридических лиц за пределами Российской Федерации либо для использования результата выполнения работ или оказания услуг за пределами Российской Федерации, а также сделки, связанные с предоставлением российских услуг международной связи, в том числе космической или спутниковой, по запуску космических аппаратов, иностранному юридическому лицу;

сделки, связанные с производством, созданием, осуществлением подготовки к экспорту российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), в том числе закупкой сырья, материалов и комплектующих изделий, приобретением лицензий, иными расходами для целей подготовки к экспорту российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

сделки, связанные с предоставлением иностранному юридическому лицу прав использования российских результатов интеллектуальной деятельности;

сделки, связанные с продажей за рубежом ранее экспортированных российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), часть стоимости которых составляет стоимость российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

проекты организации российских производств за рубежом;

проекты поддержания российского интереса за рубежом;

проекты по развитию экспортного потенциала;

проекты создания экспортной инфраструктуры;

проекты создания экспортно ориентированных производств;

финансовая поддержка указанных сделок;

"сопутствующие товары (работы, услуги)" - товары (работы, услуги), произведенные за пределами Российской Федерации, поставка (выполнение, оказание) которых осуществляется совместно с экспортом российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), и товары (работы, услуги), произведенные иностранными юридическими лицами, входящими в одну группу лиц с российскими юридическими лицами;

"стратегически значимый проект" - проект, имеющий общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации и реализуемый при осуществлении или для осуществления экспорта российских товаров (работ, услуг), в том числе сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, а также финансовой поддержкой таких сделок;

"страхование экспортных кредитов и инвестиций" - отношения по защите интересов страхователей при осуществлении сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых обществом, а также за счет иных средств;

"страховая премия" - плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить обществу в порядке и сроки, которые определяются в договоре страхования;

"страховая стоимость" - сумма убытков при осуществлении сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, которые страхователь мог бы понести при наступлении страхового случая, но не более суммы, установленной в договоре страхования;

"суверенный должник" - иностранное государство в лице своего уполномоченного государственного органа, включая министерство финансов или центральный банк иностранного государства, который является участником отношений в рамках сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом;

"финансовая поддержка" - услуги, оказываемые кредитными организациями, международными финансовыми организациями, ВЭБ.РФ и иными юридическими лицами, включая предоставление кредитов и займов (в том числе путем приобретения ценных бумаг, выпущенных российскими и иностранными юридическими лицами), выдача банковских и иных гарантий, выдача поручительств, осуществление лизинговых операций, финансирование под уступку денежного требования, осуществление расчетов по аккредитиву, а также иные услуги и сделки;

"экономический капитал" - расчетная величина активов, необходимых обществу для самостоятельного выполнения всех принятых обществом обязательств, в том числе по договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям.

5. Настоящие Правила не применяются к деятельности страховщиков, получивших лицензию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - российский страховщик).

II. Требования к правилам страхования

6. Страхование экспортных кредитов и инвестиций осуществляется на основании договора страхования, общие условия и порядок заключения, исполнения и прекращения которого определяются правилами страхования, или договора перестрахования. Договор страхования может устанавливать исключения из объема страхового покрытия, предусмотренного правилами страхования.

Указанные правила страхования разрабатываются обществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и требованиями настоящих Правил и утверждаются советом директоров общества (далее - правила страхования). При заключении договора страхования общество и страхователь могут исключить, изменить и (или) дополнить отдельные положения правил страхования при условии, что такие исключения, изменения и (или) дополнения не противоречат настоящим Правилам.

Положения настоящего раздела не применяются к отношениям по перестрахованию, если не указано иное.

7. Правила страхования устанавливают:

а) стороны договора страхования;

б) объекты страхования;

в) страховые риски и страховые случаи;

г) перечень событий, связанных с предпринимательскими и (или) политическими рисками, которые могут повлечь реализацию страхового риска;

д) порядок определения размера страховой премии (страховых взносов) и ее уплаты;

е) порядок определения размера и процедуры выплаты страхового возмещения;

ж) порядок заключения, исполнения, расторжения и прекращения договора страхования, включающий основания и последствия такого расторжения и прекращения;

з) права и обязанности сторон (в том числе в части раскрытия и предоставления страхователем и выгодоприобретателем информации);

и) порядок и сроки определения размера убытков;

к) основания для отказа в страховой выплате и для требования о возврате уплаченной страховой выплаты;

л) ответственность сторон за нарушение договора страхования и (или) правил страхования.

8. Правила страхования могут содержать положения, не предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил.

9. Сторонами договора страхования являются общество, страхователь и выгодоприобретатель или общество и страхователь.

По договору страхования предпринимательский риск и (или) политический риск страхователя могут быть застрахованы в пользу выгодоприобретателя, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре имущественный интерес в заключении договора страхования.

При заключении договоров страхования общество вправе привлекать страховых брокеров.

10. Страхователями по договору страхования являются следующие лица, имеющие имущественный интерес в сделке, подлежащей страхованию обществом в соответствии с настоящими Правилами:

а) российское юридическое лицо, иностранное юридическое лицо либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, заключившие или намеревающиеся заключить сделку, связанную с экспортом;

б) российское юридическое лицо, контролируемое иностранное лицо либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие инвестиционную деятельность (далее - российский инвестор), а также иностранное юридическое лицо, имеющее имущественный интерес, прямо или косвенно связанный с осуществлением российским инвестором инвестиционной деятельности;

в) кредитная организация, ВЭБ.РФ или международная финансовая организация, предоставившие или намеревающиеся предоставить финансовую поддержку.

11. Сторонами договора перестрахования выступают общество, с одной стороны, и российский страховщик, российский перестраховщик, иностранный страховщик, иностранный перестраховщик или экспортно-кредитное агентство, с другой стороны. При заключении договоров перестрахования общество вправе выступать как в качестве перестрахователя (договоры исходящего перестрахования), так и в качестве перестраховщика (договоры входящего перестрахования). При заключении договоров перестрахования общество вправе привлекать страховых брокеров. В отношениях по перестрахованию общество вправе руководствоваться договорами страхования, применяемыми перестрахователем, с которым общество заключает договоры перестрахования, и самостоятельно определять порядок и условия передачи рисков, принятых обществом, в перестрахование. Принципы, регулирующие осуществление обществом перестрахования, возможные виды и формы перестрахования, в которых участвует общество, подлежат утверждению советом директоров общества.

12. Объектами страхования являются имущественные интересы страхователей (выгодоприобретателей), связанные с возможными убытками, вызванными предпринимательскими и (или) политическими рисками, реализовавшимися в процессе исполнения сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом.

13. Страховая сумма (лимит страховой ответственности) устанавливается в договоре страхования. Порядок расчета страховой суммы (лимита страховой ответственности) устанавливается правилами страхования.

14. Страховая сумма по договору страхования устанавливается в размере, не превышающем 90 процентов страховой стоимости при страховании предпринимательских рисков, и в размере, не превышающем 95 процентов страховой стоимости при страховании политических рисков.

По решению совета директоров общества, порядок и условия принятия которого определяются внутренним документом общества, страховая сумма по договору страхования (нескольким договорам страхования) в отношении политических и (или) предпринимательских рисков может устанавливаться в размере, не превышающем 100 процентов страховой стоимости.

15. Для целей статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

а) значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков должно быть не менее 70 процентов;

б) размер денежных средств по гарантии по стратегически значимому проекту, получение которых на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем, должно быть обеспечено бенефициаром, должен быть не менее размера денежных средств, подлежащих выплате бенефициару по гарантии по стратегически значимому проекту, сумма которой составляет не менее 70 процентов суммы обеспеченного ею обязательства.

16. Размер страховой премии определяется обществом в соответствии со страховым тарифом. Страховой тариф рассчитывается исходя из следующих факторов (тарифных факторов):

а) финансовое состояние должника;

б) уровень риска, связанный с государством (государствами), в отношении которого осуществляется страховое покрытие (территория покрытия);

в) сумма и срок долгового обязательства или обязательства контрагента при осуществлении сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом;

г) доля собственного удержания риска страхователем и (или) перестрахователем;

д) страховая сумма (лимит страховой ответственности);

е) иные факторы, установленные внутренними документами общества и (или) особенностями сделки.

17. Страховая премия, рассчитанная исходя из тарифных факторов и на основании утвержденного советом директоров общества положения о страховых тарифах, должна соответствовать:

а) страхуемому риску;

б) объему предоставляемого страхового покрытия.

18. Расчет и уплата страховой премии и страхового возмещения осуществляются в валюте долгового обязательства или обязательства контрагента при осуществлении сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, если иное не оговорено в договоре страхования.

19. Методика расчета страховых тарифов устанавливается и утверждается советом директоров общества в соответствии с настоящими Правилами.

20. Совет директоров общества утверждает пределы полномочий, в рамках которых исполнительные органы общества вправе принимать решения о принятии обществом на себя обязательств по страхованию рисков и по выплате страхового возмещения.

21. Общество осуществляет страхование и перестрахование страхового риска в отношении одного или нескольких страховых событий, указанных в пунктах 23 и (или) 24 настоящих Правил.

Заключая договор входящего перестрахования в части страховых событий, связанных с политическими рисками, общество вправе руководствоваться договором страхования, применяемым перестрахователем, с которым общество заключает договор входящего перестрахования.

22. Страховым случаем является страховой риск, реализовавшийся в результате наступления страхового события, связанного с предпринимательскими и политическими рисками, и повлекший убытки страхователя (выгодоприобретателя), порядок определения и размер которых устанавливаются в соответствии с правилами страхования и (или) договором страхования.

23. Событиями, связанными с предпринимательскими рисками, являются:

а) несостоятельность или неплатежеспособность должника (за исключением суверенного должника) и (или) его гаранта, признанная в соответствии с применимым законодательством или определенная в соответствии с условиями договора страхования перестрахователя, с которым общество заключает договор входящего перестрахования;

б) неисполнение должником (за исключением суверенного должника) своих обязательств;

в) необоснованное приостановление (прекращение) должником (за исключением суверенного должника) исполнения обязательств или отказ от обязательств по компенсации расходов, связанных с производством, созданием, осуществлением подготовки к экспорту российских товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), поставке сопутствующих товаров (работ, услуг).

24. Событиями, связанными с политическими рисками, являются:

а) необоснованный отказ суверенного должника от исполнения своих обязательств, в том числе отказ от осуществления платежей;

б) необоснованное приостановление суверенным должником исполнения обязательств или отказ от обязательств, в том числе неисполнение обязательств по компенсации расходов при осуществлении сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом;

в) вмешательство иностранного государства, в том числе действия или решения иностранного государства, или государственного органа, или иного уполномоченного государственного образования, которое:

препятствует исполнению сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом;

приводит к национализации, экспроприации, реквизиции, конфискации или иным аналогичным действиям иностранного государства без равноценного возмещения;

нарушает обязательства, принятые на себя иностранным государством в рамках инвестиционной деятельности страхователя;

изменяет договорные обязательства, принятые на себя иностранными государствами в рамках структурированного финансирования;

приводит к изменениям в нормативных правовых актах, на основании которых планировалось осуществление инвестиций;

г) установленная на основании закона иностранного государства отсрочка исполнения должником обязательств в рамках сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом (мораторий);

д) невозможность или задержка осуществления должником платежей в пользу страхователя в рамках сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, вследствие событий политического характера, экономических проблем, а также законодательных или административных мер за пределами территории Российской Федерации;

е) принятие в государстве должника (иностранном государстве), в котором осуществлены инвестиции, законодательных актов, в соответствии с которыми признается надлежащим погашением долга осуществление должниками платежей (в том числе в иной валюте, чем валюта обязательства), которые на дату перечисления средств не покрывают сумму долга в валюте обязательства;

ж) принятие Российской Федерацией или международной организацией решений по вопросам внешней торговли, в том числе решений, вводящих запрет на экспорт, если последствия таких решений не будут компенсированы Российской Федерацией иным образом;

з) обстоятельства непреодолимой силы, возникшие за пределами территории Российской Федерации, в том числе боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные события, гражданские войны, забастовки, народные волнения и беспорядки массового характера, если их последствия не застрахованы иным образом.

25. Для заключения договора страхования страхователь подает в общество подписанное заявление, а также документы по перечню, установленному обществом.

Страхователь (выгодоприобретатель) несет ответственность за достоверность и полноту данных, представленных обществу для заключения договора страхования.

26. При заключении договора страхования общество проводит самостоятельно или посредством привлечения эксперта оценку объекта страхования для определения степени страхового риска. Риск недействительности и (или) неисполнимости условий сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом (в том числе условий осуществления инвестиционной деятельности), несет страхователь (выгодоприобретатель).

27. При заключении договора страхования между сторонами должно быть достигнуто соглашение относительно:

а) объекта страхования;

б) событий, связанных с политическими и (или) предпринимательскими рисками;

в) страховых рисков и страховых случаев;

г) страховой суммы (лимита страховой ответственности);

д) страховой премии (страховых взносов, в случае если страховая премия выплачивается в рассрочку);

е) страховой стоимости;

ж) срока действия страхования и (или) договора страхования;

з) иных условий, которые по решению общества и (или) в соответствии с правилами страхования должны быть включены в договор страхования.

28. Общество вправе односторонне расторгнуть договор страхования в случае неисполнения страхователем (выгодоприобретателем) обязанности незамедлительно сообщать обществу о ставших ему известными изменениях в обстоятельствах, сообщенных обществу при заключении договора и (или) имеющих отношение к предмету договора страхования или риску, принятому на страхование обществом, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска.

29. Общество освобождается от выплаты страхового возмещения в отношении убытка, возникшего вследствие:

а) действий или бездействия страхователя (выгодоприобретателя) или его представителя;

б) ограничения прав страхователя, предусмотренного любым заключенным им договором;

в) любого последующего соглашения, заключенного страхователем после заключения сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, препятствующего погашению задолженности либо задерживающего такое погашение, в случае если заключение такого соглашения не было предварительно согласовано с обществом;

г) неисполнения обязательств третьими лицами, привлеченными страхователем для исполнения сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом, при условии, что такое неисполнение не было вызвано событиями, связанными с политическими рисками, указанными в пункте 24 настоящих Правил;

д) недействительности или неисполнимости права требования страхователя (выгодоприобретателя) к должнику или иному обязанному лицу, в соответствии с правом, применимым к такому требованию.

30. Иные случаи освобождения общества от обязанности по выплате страхового возмещения (основания для отказа в выплате страхового возмещения), помимо случаев, предусмотренных пунктом 29 настоящих Правил, устанавливаются правилами страхования и (или) договором страхования.

31. Общество осуществляет страховую выплату в соответствии с настоящими Правилами, правилами страхования, договором страхования и положением об урегулировании убытков, утверждаемым советом директоров общества.

32. В положении об урегулировании убытков содержатся:

а) порядок оценки и анализа заявления о страховой выплате;

б) методология оценки размера убытка и расчета страховой выплаты;

в) порядок осуществления страховой выплаты.

33. К обществу, выплачивающему страховое возмещение, переходит право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещаемые в результате страхования, в порядке, объеме и на условиях, которые определены договором страхования. Перешедшее к обществу право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами, правилами страхования и договором страхования.

34. В целях реализации перешедших к обществу прав требования правила страхования и (или) договоры страхования в том числе предусматривают:

а) обязанность страхователя (выгодоприобретателя) передать обществу все документы и доказательства, необходимые для осуществления обществом перешедшего к нему права требования, а также сообщить ему все сведения, необходимые для этого;

б) условие о том, что общество освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения в случае, если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные или подлежащие возмещению обществом, или осуществление этого права стало невозможным в силу действий (бездействия) страхователя (выгодоприобретателя).

35. Общество на основании решения совета директоров вправе обращаться в Министерство финансов Российской Федерации с предложением о заключении договора уступки прав требования по обязательствам, перешедшим к обществу.

III. Требования к предоставлению гарантий по стратегически
значимому проекту

36. Совет директоров общества вправе принять решение об утверждении общих условий обеспечения обществом исполнения обязательств иностранного контрагента по стратегически значимым проектам (далее - общие условия). Общие условия устанавливают требования к порядку и условиям предоставления обществом гарантии по стратегически значимому проекту, а также предусматривают положения, направленные на определение механизма отбора проектов для обеспечения обществом исполнения обязательств иностранного контрагента по стратегически значимым проектам, с учетом результатов рассмотрения Правительством Российской Федерации отчетов общества о рассматриваемых и выданных обществом гарантиях по стратегически значимым проектам.

37. По проекту, в отношении которого советом директоров общества принимается решение о предоставлении поддержки в форме выдачи обществом гарантии по стратегически значимому проекту, совет директоров общества утверждает условия предоставления такой гарантии, которые в том числе определяют:

а) стратегическое значение рассматриваемого проекта;

б) существенные условия гарантии по стратегически значимому проекту, включая лимит ответственности общества по гарантии по стратегически значимому проекту;

в) необходимость или отсутствие необходимости предоставления обществом гарантии по стратегически значимому проекту только при условии получения обществом финансовой поддержки в форме государственной гарантии Российской Федерации для обеспечения обязательств общества по гарантии по стратегически значимому проекту.

38. Лимит ответственности общества перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства, обеспечиваемого гарантией по стратегически значимому проекту, ограничивается суммой, на которую выдается гарантия по стратегически значимому проекту.

Размер вознаграждения общества за предоставление гарантии по стратегически значимому проекту определяется в порядке, аналогичном порядку определения размера страховой премии, предусмотренному пунктом 16 настоящих Правил, если иное не указано в решении совета директоров общества о предоставлении гарантии по стратегически значимому проекту. Совет директоров общества вправе утвердить порядок или общие принципы определения расчета вознаграждения общества за предоставление гарантии по стратегически значимому проекту.

39. Гарантия по стратегически значимому проекту предоставляется (заключается) в форме любой сделки, заключение которой прямо не запрещено для общества, в том числе в форме поручительства, независимой гарантии, гарантийного письма или иной сделки.

40. Бенефициаром гарантии по стратегически значимому проекту выступает любое лицо, являющееся стороной сделки, связанной с экспортом и (или) инвестициями за рубежом.

41. При предоставлении обществом гарантии по стратегически значимому проекту в форме независимой гарантии в случае, если отсутствует указание об ином в тексте гарантии по стратегически значимому проекту, к соответствующим правоотношениям подлежат применению нормы российского законодательства о независимой гарантии.

42. Для рассмотрения вопроса о возможности выдачи обществом гарантии по стратегически значимому проекту должник (принципал) или любое иное заинтересованное лицо по согласованию с обществом подает в общество подписанное заявление и документы по перечню, установленному обществом.

43. При предоставлении гарантии по стратегически значимому проекту на основании заявления, указанного в пункте 42 настоящих Правил, общество проводит самостоятельно или посредством привлечения эксперта предварительную оценку объекта гарантийной поддержки в целях определения степени риска по гарантии по стратегически значимому проекту.

44. В случае осуществления обществом платежа по гарантии по стратегически значимому проекту принципал обязан возместить обществу выплаченные в соответствии с условиями гарантии по стратегически значимому проекту суммы в размере, порядке и сроки, которые установлены соглашением о выдаче гарантии по стратегически значимому проекту, если указанным соглашением не предусмотрено иное.

IV. Требования к обеспечению финансовой
устойчивости общества

45. Совокупный лимит страховой ответственности общества по принятым обществом обязательствам по договорам страхования и договорам перестрахования, исполнение которых обеспечивается банковской гарантией ВЭБ.РФ, обеспеченной государственной гарантией Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 1233 "О государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств открытого акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций", до момента вступления в силу государственной гарантии Российской Федерации, предоставляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 759 "О государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - постановление N 759), не может превышать сумму государственной гарантии, предоставленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 1233 "О государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств открытого акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций".

С даты вступления в силу государственной гарантии Российской Федерации, предоставляемой в соответствии с постановлением N 759, совокупный лимит ответственности общества по принятым им обязательствам по договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям, исполнение которых обеспечивается указанной в настоящем абзаце государственной гарантией Российской Федерации, в любой момент не может превышать сумму такой государственной гарантии.

46. Ограничения, указанные в пункте 45 настоящих Правил, не применяются:

а) к обязательствам общества по договорам страхования, в отношении которых страхователям предоставлены отдельные государственные гарантии Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств общества по таким договорам страхования;

б) к обязательствам общества по предоставленным обществом гарантиям по стратегически значимым проектам, обеспеченным отдельными государственными гарантиями Российской Федерации.

47. Для осуществления своей деятельности общество может привлекать заемные средства. Совокупный объем заемных средств в любой момент не должен превышать 50 процентов собственных средств общества.

48. Для обеспечения финансовой устойчивости общества величина экономического капитала в любой момент не может превышать величину собственных средств общества, увеличенную на величину сформированных страховых резервов. Методология расчета экономического капитала устанавливается и утверждается советом директоров общества.

При принятии решений о заключении договоров страхования, договоров перестрахования, договоров поручительства и независимых гарантий, обеспечиваемых государственной гарантией Российской Федерации, предоставляемой в соответствии с постановлением N 759, общество обязано соблюдать установленные требования к обеспечению финансовой устойчивости общества, определяемой с учетом и на день принятия решения о заключении договора страхования, договора перестрахования, договора поручительства, решения о предоставлении соответствующей независимой гарантии.

49. Для обеспечения исполнения обязательств по договорам страхования и перестрахования, а также по обязательствам по выданным гарантиям по стратегически значимым проектам общество формирует страховые резервы. Состав страховых резервов, методы и правила их формирования определяются в положении о страховых резервах, утверждаемом советом директоров общества.

50. Состав страховых резервов, методы и правила их формирования должны соответствовать федеральным стандартам актуарной деятельности и определяться в положении о страховых резервах таким образом, чтобы выполнялись следующие требования:

а) страховые резервы формируются по обязательствам общества по осуществлению будущих страховых и гарантийных выплат и их обслуживанию по страховым случаям или требованиям по гарантиям, которые произошли или были заявлены в предшествующие отчетные периоды и могут произойти или быть заявлены в будущем, в достаточном для этого размере;

б) методы расчета страховых резервов соответствуют общепринятой мировой актуарной практике;

в) метод оценки обязательств по договорам страхования, перестрахования и гарантиям по стратегически значимым проектам основывается на статистических данных общества по страховым премиям, страховым выплатам или выплатам по гарантиям по стратегически значимым проектам за период, составляющий не менее 10 финансовых лет с начала финансовой деятельности. В случае отсутствия указанного объема статистических данных могут использоваться упрощенные методы оценки указанных обязательств, рыночные статистические данные и экспертные оценки;

г) методы расчета страховых резервов учитывают оценку возможных будущих доходов, связанных с исполнением договоров страхования, перестрахования и гарантий по стратегически значимым проектам, в частности поступлений по суброгационным (регрессным) требованиям, долей перестраховщиков в убытках и (или) расходах;

д) страховые резервы учитывают курсы валют, в которых номинированы обязательства договоров страхования, перестрахования и гарантий по стратегически значимым проектам.

51. Общество рассчитывает долю участия перестраховщиков в страховых резервах одновременно с расчетом страховых резервов. Доля перестраховщика (перестраховщиков) в страховых резервах определяется по каждому договору (группе договоров) в соответствии с условиями договора (договоров) перестрахования.

52. Размещение средств страховых резервов определяется внутренним документом общества, утверждаемым советом директоров общества.

53. Размещение средств страховых резервов и собственных средств общества осуществляется на основе следующих принципов:

а) обеспечение сохранности указанных средств;

б) обеспечение диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности;

в) определение стратегии размещения средств на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке, учет надежности ценных бумаг;

г) информационная открытость процесса размещения средств для акционеров (единственного акционера) общества;

д) прозрачность процесса размещения средств для органов государственного надзора и контроля;

е) профессиональное управление инвестиционным процессом.

V. Требования к деятельности общества в связи
с предоставлением ему финансовой поддержки
ВЭБ.РФ, а также государственной поддержки

54. ВЭБ.РФ и (или) иные акционеры общества вправе оказывать необходимую финансовую поддержку обществу в виде предоставления банковских гарантий, увеличения уставного капитала общества и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

55. Правительство Российской Федерации вправе оказывать необходимую финансовую поддержку обществу в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций и (или) государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

56. Требования к деятельности общества в связи с предоставлением ему государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Российской Федерации, определяются в порядке, установленном в отношении соответствующего вида государственной поддержки.

VI. Порядок и формы осуществления контроля
за деятельностью общества

57. Контроль за деятельностью общества осуществляется в следующих формах:

а) представление обществом совету директоров общества ежеквартальных отчетов о результатах своей деятельности. Состав и формы отчета о результатах деятельности общества, а также порядок и сроки его представления определяются советом директоров общества в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил;

б) осуществление обществом внутреннего контроля;

в) проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества и показателей финансовой устойчивости общества, результаты которого подлежат опубликованию;

г) представление обществом в Правительство Российской Федерации полугодовых отчетов о рассматриваемых и выданных обществом гарантиях по стратегически значимым проектам;

д) представление обществом в Правительство Российской Федерации отчета о результатах своей деятельности за отчетный год в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил одновременно с актуарным заключением, подготовленным обществом.

58. Целями осуществления внутреннего контроля являются:

а) эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности общества при совершении страховых и иных операций;

б) эффективность управления активами (включая обеспечение сохранности), собственным капиталом, страховыми и иными обязательствами общества;

в) эффективность управления рисками общества (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя обществом, принятие мер по их поддержанию на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности общества);

г) достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

д) поддержание этических принципов и профессионализма (компетентности) работников;

е) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

59. В отчете о результатах деятельности общества содержатся:

а) сведения о размере и структуре страхового портфеля;

б) отчет о поддержке сделок, связанных с экспортом и (или) инвестициями за рубежом;

в) отчет о заявленных страховых случаях и деятельности по урегулированию и взысканию долгов;

г) сведения о размере и структуре страховых резервов общества;

д) сведения о размере и структуре инвестиционного портфеля;

е) отчет о состоянии финансовой устойчивости общества;

ж) сведения о расходах на ведение дела;

з) заключение о достаточности страховых резервов общества для исполнения обязательств общества по осуществлению будущих выплат и их обслуживанию, подготовленное обществом;

и) иные сведения.

60. В ежеквартальных отчетах о результатах деятельности общества (II - IV кварталы) содержатся сведения, подготовленные нарастающим итогом с начала отчетного года.

61. При совете директоров общества создается комитет по контролю за деятельностью общества (далее - комитет).

62. Для достижения предусмотренных пунктом 56 настоящих Правил целей комитет контролирует:

а) организацию и осуществление обществом внутреннего контроля;

б) соблюдение законодательства, регулирующего деятельность общества;

в) достоверность отчетности общества;

г) обеспечение обществом финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств общества, нормативного соотношения собственных средств общества и принятых обязательств;

д) выдачу обществом гарантий и поручительств.

63. Комитет проводит проверки деятельности исполнительных органов общества и создаваемых при них иных комитетов, а также структурных подразделений общества на основании поручений совета директоров и в соответствии с графиком, утверждаемым советом директоров.

64. Комитет представляет свои рекомендации совету директоров, по решению которого такие рекомендации подлежат исполнению органами общества.

65. Комитет согласовывает следующие внутренние документы общества:

а) квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа общества;

б) требования к нормативам достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков деятельности общества, в том числе порядок расчета величины собственных средств;

в) требования к финансовой устойчивости общества в части состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств общества и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств общества, выдачи гарантий и поручительств.

66. Комитет представляет в совет директоров общества информацию, содержащуюся в представляемой в комитет отчетности, в объеме и по форме, которые согласованы с советом директоров общества.

67. Комитет имеет право:

а) запрашивать у органов управления и структурных подразделений общества сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции комитета вопросам;

б) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).