ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 1007

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.

2. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 347 "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 17, ст. 2093);

пункт 36 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4924).

4. Установить, что включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках государственного надзора в области гражданской обороны, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 1007

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны (далее - федеральный государственный надзор).

2. Объектом федерального государственного надзора (далее - объект надзора) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

3. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы).

5. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении федерального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

6. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:

а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурное подразделение центрального аппарата);

в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;

г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурные подразделения территориальных органов);

д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.

7. Должностные лица, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 6 настоящего Положения, являются инспекторами.

8. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;

е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;

ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

9. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и о восстановлении нарушенного положения;

ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.

10. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;

и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

11. Инспекторы органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - автоматизированная система).

13. Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

14. Для учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее - контрольно-наблюдательные дела).

15. Контрольно-наблюдательные дела обязательно формируются на каждый объект надзора, подлежащий отнесению в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 24 настоящего Положения к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска), и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, оригиналы или копии других документов по вопросам гражданской обороны за последние 5 лет.

16. Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.

17. Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела является поступление (установление) информации об объекте надзора, не состоящем на учете.

18. В 10-дневный срок с момента поступления (установления) первичной информации об объекте надзора, не состоящем на учете, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, направляет в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросы в адрес федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, с целью включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела.

19. Соответствующие данные в месячный срок с момента формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.

20. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, ежегодно, к 15 августа, обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора и их закрепление для осуществления федерального государственного надзора за соответствующими инспекторами.

21. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, при осуществлении федерального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) низкий риск.

22. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:

а) для категории высокого риска - один раз в 2 года;

б) для категории значительного риска - один раз в 3 года;

в) для категории среднего риска - один раз в 5 лет.

23. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

24. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями гражданской обороны;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федеральных органов исполнительной власти;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы);

г) к категории низкого риска - деятельность иных граждан и организаций.

25. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.

26. В случае неприсвоения категорий значимости критически важным объектам и категорий опасности потенциально опасным объектам деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих такие критически важные объекты и потенциально опасные объекты, подлежит отнесению к высокой категории риска.

27. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области гражданской обороны.

28. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области гражданской обороны.

29. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.

30. Присвоение или изменение присвоенной категории риска объекту надзора, осуществляющему деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производится на основании соответствия осуществляемой им деятельности на территории каждого субъекта Российской Федерации установленным критериям риска независимо друг от друга.

31. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, на основе сопоставления его характеристик с критериями риска, установленными пунктом 24 настоящего Положения.

32. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа) соответствующего территориального органа.

33. В случае, если объект надзора не отнесен органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

34. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается руководителем (заместителем руководителя или руководителем структурного подразделения территориального органа) соответствующего территориального органа.

35. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.

36. Контролируемое лицо вправе подать в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

37. В целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в области гражданской обороны и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований в области гражданской обороны до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, осуществляют профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

38. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям размещается на официальном сайте органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

39. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, проводят следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

40. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.

41. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на официальном сайте органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

42. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного надзора.

43. По итогам обобщения правоприменительной практики орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, один раз в год обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа, осуществляющего федеральный государственный надзор (далее - доклад о правоприменительной практике).

44. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

45. Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, и ежегодно, до 30 апреля, размещается на официальном сайте органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в сети "Интернет".

46. В случае наличия у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области гражданской обороны или признаках нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований в области гражданской обороны причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.

47. Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны вправе подать в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, возражение в отношении указанного предостережения.

48. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области гражданской обороны.

49. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ.

50. Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны и возражений контролируемых лиц осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

51. Инспекторы органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора. Консультирование осуществляется без взимания платы.

52. Консультации предоставляются гражданам, являющимся контролируемыми лицами, руководителям, иным должностным лицам, уполномоченным представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде.

53. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

54. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, но не менее 4 часов в рабочую неделю, и размещается на стенде органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в доступном для граждан месте, на официальном сайте органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в сети "Интернет".

55. Консультирование граждан при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.

56. Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.

57. Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан не должен превышать 15 минут.

58. Консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:

а) организация и осуществление федерального государственного надзора;

б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;

в) соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны.

59. Консультирование в письменной форме осуществляется инспектором в следующих случаях:

а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;

в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов, осуществляющих федеральный государственный надзор.

60. Письменное консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:

а) организация и осуществление федерального государственного надзора;

б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением.

61. В случае поступления в органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальных сайтах сети "Интернет" письменных разъяснений.

62. Содержание консультации заносится в учетную карточку консультации, типовая форма которой утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

63. Учет карточек консультаций осуществляется путем ведения журнала карточек консультаций, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

64. В ходе личного приема на консультацию от граждан, обратившихся в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

65. При осуществлении консультирования инспектор органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

66. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

67. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях в области гражданской обороны, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

68. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 51 - 66 настоящего Положения.

69. Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.

70. Проведение обязательных профилактических визитов осуществляется в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.

71. Проведение обязательного профилактического визита в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, осуществляется в году, предшествующем году проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.

72. Обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, проводится в течение года с даты мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 137 настоящего Положения.

73. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

74. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.

75. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

76. Содержание профилактического визита заносится в учетную карточку профилактического визита, типовая форма которой утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

77. Учет карточек профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала карточек профилактических визитов, типовая форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

78. В рамках осуществления федерального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

79. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны и выездное обследование.

80. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо его производственных объектов.

81. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо его производственных объектов.

82. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

83. Инспекционный визит может проводиться с участием специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

84. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности контролируемым лицом не может превышать 1 рабочий день.

85. Плановые инспекционные визиты не проводятся.

86. Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска.

87. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.

88. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

89. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) инструментальное обследование.

90. Рейдовый осмотр может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

91. О проведении рейдового осмотра контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до его начала.

92. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.

93. В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, инспектор (инспекторы) на месте составляет (составляют) акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.

94. Плановые рейдовые осмотры не проводятся.

95. Внеплановые рейдовые осмотры могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска.

96. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц федерального государственного надзора.

97. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

98. Плановые документарные проверки не проводятся.

99. Внеплановые документарные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска, в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом "д" пункта 119 настоящего Положения.

100. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

101. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) инструментальное обследование;

ж) экспертиза.

102. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до ее начала.

103. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

104. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению контролируемого лица.

105. Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.

106. Внеплановые выездные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.

107. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности, месту нахождения объекта надзора.

108. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

109. Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день.

110. Внеплановое выездное обследование может проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного, среднего и низкого риска.

111. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:

а) осмотр;

б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

в) экспертиза.

112. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

113. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и с применением видеозаписи. В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя проведение досмотра не допускается.

114. Опрос осуществляется путем получения инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области гражданской обороны, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

115. Истребование документов осуществляется посредством предъявления (направления) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области гражданской обороны документов и (или) их копий.

116. При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

117. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.

118. Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует.

119. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:

а) наличие у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

д) истечение срока исполнения решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области гражданской обороны.

120. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся инспекторами органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, на основании заданий руководителя, заместителя руководителя структурного подразделения центрального аппарата, территориального органа, структурного подразделения территориального органа, территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа, включая задания, содержащиеся в планах работы органа, осуществляющего федеральный государственный надзор.

121. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:

а) руководитель, заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата;

б) руководитель, заместитель руководителя территориального органа;

в) руководитель, заместитель руководителя структурного подразделения территориального органа;

г) руководитель, заместитель руководителя территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа.

122. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в случаях:

а) отсутствия по месту регистрации гражданина, являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;

б) временной нетрудоспособности гражданина, являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

123. В случаях, предусмотренных пунктом 122 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении гражданина, являющегося контролируемым лицом, предоставившего такую информацию, переносится до устранения причин, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

124. Информация о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении гражданина, являющегося контролируемым лицом, направляется непосредственно им или его представителем в адрес органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, вынесшего решение о проведении проверки, на адрес, указанный в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

125. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, самостоятельно.

126. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.

127. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио-и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

128. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

129. Фиксация нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

130. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований в области гражданской обороны.

131. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

132. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований в области гражданской обороны осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

133. При поступлении в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации инспектором органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, проводится оценка их достоверности.

134. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям инспектор органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, при необходимости:

а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений;

в) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного инспектора органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

135. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям инспектор органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, направляет уполномоченному инспектору органа, осуществляющего федеральный государственный надзор:

а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований в области гражданской обороны является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований в области гражданской обороны является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области гражданской обороны;

в) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

136. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, сформированного органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, и согласованного с органами прокуратуры.

137. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

а) отнесения граждан и организаций в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

б) начала эксплуатации гражданами и организациями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;

в) начала владения и (или) пользования (в том числе принятия на баланс) гражданами и организациями защитными сооружениями гражданской обороны;

г) включения граждан и организаций в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

д) заключения с гражданами и организациями договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов);

е) включения граждан и организаций в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федеральных органов исполнительной власти, а также мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне;

ж) окончания проведения последнего контрольного (надзорного) мероприятия в отношении граждан и организаций, указанных в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта.

138. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с основаниями, предусмотренными подпунктами "а", "в" - "д" пункта 119 настоящего Положения.

139. Обжалование решений органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, действий (бездействия) их инспекторов при осуществлении федерального государственного надзора осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

140. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:

а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

в) действий (бездействия) инспекторов органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

141. Жалоба на решение структурного подразделения территориального органа, а также территориального отдела (отделения, инспекции) этого структурного подразделения, действия (бездействие) его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом, осуществляющим федеральный государственный надзор.

142. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается структурным подразделением центрального аппарата.

143. В случае обжалования решений структурного подразделения центрального аппарата, действий (бездействия) его инспекторов жалоба рассматривается руководителем структурного подразделения центрального аппарата.