ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2021 г. N 1279
О ПРОВЕДЕНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО ОПТИМИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с 1 августа 2021 г. по 1 июля 2022 г. на территории Российской Федерации эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования.
3. Установить, что:
а) участниками эксперимента, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений в рамках установленной компетенции, являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная налоговая служба (далее - участники эксперимента);
б) виды разрешений, в отношении которых осуществляется эксперимент, определяются Межведомственной рабочей группой по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится предоставление соответствующего разрешения.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
а) в целях координации работы по реализации эксперимента и методического сопровождения эксперимента обеспечить функционирование Межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности;
б) обеспечить проведение оценки результатов эксперимента и представление ежемесячных докладов (до 20-го числа месяца, следующего за отчетным) о ходе эксперимента в Правительство Российской Федерации.
5. Межведомственной рабочей группе по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности обеспечить утверждение методических рекомендаций по проведению эксперимента, а также до 10 августа 2021 г. утвердить виды разрешений, в отношении которых осуществляется эксперимент.
6. Проведение эксперимента осуществляется в пределах установленной штатной численности работников участника эксперимента и бюджетных ассигнований, предусмотренных участнику эксперимента в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
7. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 10 августа 2021 г. обеспечить разработку и функционирование интерактивных форм федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и возможность направления запросов и получения данных из ведомственных информационных систем, в том числе для целей реализации пункта 8 Положения о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования, утвержденного настоящим постановлением, в части сведений, необходимых для реализации эксперимента, в отношении видов разрешений, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего постановления.
8. Межведомственная рабочая группа по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности определяет случаи, когда необходима разработка информационно-технологического компонента национальной системы управления данными, обеспечивающего возможность формирования наборов данных, в целях проведения эксперимента.
9. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, участниками эксперимента, автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации":
не позднее чем за 30 дней со дня завершения эксперимента провести оценку результатов эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад и необходимые предложения;
в случае если по результатам указанной оценки эксперимент будет признан успешным, в течение месяца со дня представления в Правительство Российской Федерации доклада о результатах проведения эксперимента подготовить проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок функционирования процессов в сфере разрешительной деятельности, применяемый в эксперименте, на постоянной основе.
Оценка результатов эксперимента осуществляется на основании методических рекомендаций, указанных в пункте 5 настоящего постановления.
10. Представление документов (за исключением заявления о представлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), предусмотренных пунктом 6 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", в рамках проведения эксперимента не требуется.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить в рамках эксперимента рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
11. Представление документов, предусмотренных подпунктами "б", "г", "д" и "ж" пункта 7 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", в рамках проведения эксперимента не требуется.
12. Представление документов, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 2243 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 327", в рамках проведения эксперимента не требуется.
13. В рамках эксперимента результатом предоставления Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является внесение записи в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предусмотренной пунктом 11 Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 2243 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 327", которая приравнивается к свидетельству об аккредитации.
В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость представления свидетельства об аккредитации (его копии), свидетельство об аккредитации выдается в форме выписки из государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2021 г. N 1279
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ
РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования (далее - эксперимент).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"единый портал" - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
"запрашиваемые сведения" - сведения о заявителе или сведения, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими предоставление соответствующего разрешения (далее - требования), представляемые при подаче заявления о предоставлении разрешения (далее - заявление);
"заявитель" - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин (физическое лицо), обратившиеся в орган, осуществляющий полномочия по предоставлению разрешений, с заявлением;
"разрешение" - предоставление права заявителю осуществлять деятельность или совершать действие (действия) на основании решения органа, осуществляющего полномочия по предоставлению разрешений (в том числе лицензий), выраженного в форме разрешительного документа или разрешительной записи;
"разрешительная деятельность" - деятельность по предоставлению разрешений.
3. Целями эксперимента являются создание и апробация механизма упрощения и ускорения подачи, приема, рассмотрения заявления и предоставления разрешения по результатам проверки заявителя на соответствие требованиям.
4. Эксперимент начинается 1 августа 2021 г., его реализация осуществляется в 2 этапа:
подача заявления на едином портале без представления документов заявителем - с 10 августа 2021 г. по 30 сентября 2021 г.;
подача заявления на едином портале без представления документов заявителем с использованием межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами, содержащими запрашиваемые сведения, - с 1 октября 2021 г.
5. Подача заявления заявителем в рамках эксперимента осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета на едином портале.
6. В рамках эксперимента возможна подача заявления с представлением неполного комплекта документов (сведений) в случае, если эти документы (сведения) запрошены единым порталом и будут представлены в орган, осуществляющий полномочия по предоставлению разрешений, после подачи заявления.
7. Проверка сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, а также проверка соответствия заявителя требованиям осуществляются органом, осуществляющим полномочия по предоставлению разрешений, с использованием ведомственных информационных систем.
С использованием единого портала могут осуществляться проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, и передача информации об указанных проверках в ведомственные информационные системы.
В случае если с использованием единого портала осуществлено подтверждение соответствия заявителя требованиям, проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, не проводятся.
II. Процесс подачи заявления на едином портале
без представления документов заявителем
8. Процесс предоставления разрешения реализуется посредством использования личного кабинета на едином портале и включает следующие стадии:
подача заявления;
принятие заявления органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений;
проведение проверки;
предоставление (отказ в предоставлении) услуги.
9. Подача заявления осуществляется на едином портале посредством заполнения интерактивной формы.
При подаче заявления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и физическим лицом при представлении интересов юридического лица (при наличии соответствующих полномочий у физического лица) подписание заявления осуществляется усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче заявления физическим лицом подписание заявления осуществляется усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
При подаче заявления заявитель в автоматическом режиме информируется о необходимом комплекте документов (сведений).
Заявление направляется посредством единого портала в ведомственную информационную систему органа, осуществляющего полномочия по предоставлению разрешения.
Рассмотрение заявления осуществляется органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений, с использованием ведомственных информационных систем таких органов посредством интеграции с единым порталом через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
При этом заявитель уведомляется о каждом случае предоставления информации по результатам межведомственных запросов в ведомственные информационные системы, а также в случае непредоставления информации по таким запросам в течение 6 рабочих дней со дня направления запроса. В указанных случаях заявителю также предоставляется право направления дополнительных пояснений и документов по своему усмотрению с использованием единого портала.
10. Информация о статусе рассмотрения заявлений и принятых решениях предоставляется заявителю на едином портале посредством интеграции с ведомственными информационными системами органов, осуществляющих полномочия по предоставлению разрешений.
Запрос дополнительных документов осуществляется единым порталом посредством интеграции с ведомственными информационными системами органов, осуществляющих полномочия по предоставлению разрешений.
11. Заявление и прилагаемые к нему документы заявитель представляет в форме электронных документов (пакета электронных документов) посредством единого портала.
12. Органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений, в рамках проведения эксперимента могут быть приняты решения о проведении выездных проверок заявителей, проведение которых является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими предоставление соответствующего разрешения, без фактического выезда сотрудников по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи с возможным использованием идентификации заявителя через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
13. С использованием единого портала органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений, в автоматическом режиме могут формироваться начисления на основании актуальной справочной информации, предоставление которой обеспечивается Федеральным казначейством с использованием государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - система о платежах), и передаваться в систему о платежах. Для целей настоящего пункта единый портал рассматривается в качестве информационной системы участника системы о платежах.
14. В отношении видов разрешений, установленных Межведомственной рабочей группой по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, в порядке и сроки, определенные указанной Межведомственной рабочей группой, присвоение регистрационного номера разрешения производится с использованием федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
III. Процесс подачи заявления на едином
портале без представления документов заявителем
с использованием межведомственного электронного
взаимодействия с информационными системами,
содержащими запрашиваемые сведения
15. Процесс предоставления разрешения реализуется посредством использования личного кабинета на едином портале и включает следующие стадии:
подача заявления;
запрос информации у ведомственных информационных систем;
принятие заявления органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений;
проведение проверки;
предоставление (отказ в предоставлении) услуги.
16. Формирование заявления, включая запрос и необходимые документы (сведения) из ведомственных витрин данных, осуществляется единым порталом в автоматическом режиме. Указанный комплект документов в дальнейшем направляется в орган, осуществляющий полномочия по предоставлению разрешений.
17. Информация о статусе рассмотрения заявлений и принятых решениях предоставляется заявителю на едином портале посредством интеграции с ведомственными информационными системами органов, осуществляющих полномочия по предоставлению разрешений.
18. В заявлении указываются сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими предоставление соответствующего разрешения.
19. После заполнения интерактивной формы на едином портале комплект документов, в том числе запрашиваемые сведения, автоматически формируется единым порталом.
20. Органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений, в рамках проведения эксперимента могут быть приняты решения о проведении выездных проверок заявителей, проведение которых является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими предоставление соответствующего разрешения, без фактического выезда сотрудников по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи с возможным использованием идентификации заявителя посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и данных геолокации.
21. С использованием единого портала органами, осуществляющими полномочия по предоставлению разрешений, в автоматическом режиме формируются начисления на основании актуальной справочной информации, предоставление которой обеспечивается Федеральным казначейством с использованием системы о платежах, и передаются в систему о платежах. Для целей настоящего пункта единый портал рассматривается в качестве информационной системы участника системы о платежах.