ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 мая 2018 г. N 856-р

1. Заключить концессионное соглашение в отношении аэродрома Шереметьево с акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево" (далее - концессионное соглашение, концессионер).

2. Утвердить прилагаемые основные условия концессионного соглашения в отношении аэродрома Шереметьево.

3. Установить, что:

полномочия концедента от имени Российской Федерации при заключении, исполнении, изменении и расторжении концессионного соглашения осуществляет Росавиация;

на дату заключения концессионного соглашения концессионер должен являться оператором аэропорта Шереметьево.

4. Согласиться с предложением Минтранса России о наделении Росавиацией автономной некоммерческой организации "Дирекция Московского транспортного узла" отдельными правами концедента по контролю за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в части:

исполнения обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

осуществления инвестиций в создание объекта концессионного соглашения и (или) его реконструкцию.

5. Росавиации:

подготовить в срок не позднее 60 дней согласованный с Минтрансом России, Минфином России и Минэкономразвития России проект концессионного соглашения;

заключить в срок не позднее 90 дней концессионное соглашение без проведения конкурса в соответствии с настоящим распоряжением;

обеспечить эксплуатацию федерального имущества аэропорта Шереметьево в целях непрерывного оказания услуг с использованием федерального имущества аэропорта Шереметьево до даты подписания акта приема-передачи имущества аэропорта Шереметьево в соответствии с концессионным соглашением;

прекратить не позднее одного дня, предшествующего дню подписания акта приема-передачи объекта концессионного соглашения и иного имущества, предусмотренного концессионным соглашением, право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на объект концессионного соглашения и иное имущество;

обеспечить передачу концессионеру объекта концессионного соглашения и иного имущества в течение одного дня после прекращения права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на объект концессионного соглашения и иное имущество;

одновременно с подписанием акта приема-передачи объекта концессионного соглашения и иного имущества заключить с концессионером договор аренды земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

6. В случае необходимости внесения изменений в настоящее распоряжение в части дополнительных объектов концессионного соглашения концессионер по согласованию с Росавиацией в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением, выносит на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту программу развития аэродромной инфраструктуры, предусматривающую создание нового объекта концессионного соглашения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 мая 2018 г. N 856-р

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АЭРОДРОМА ШЕРЕМЕТЬЕВО

1. Сторонами концессионного соглашения в отношении аэродрома Шереметьево (далее - концессионное соглашение) являются Российская Федерация в лице Росавиации (далее - концедент) и акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево" (далее - концессионер).

2. Состав, описание и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения приведены в приложении N 1 и включают в себя описание следующих групп объектов:

а) объекты имущества, в отношении которых концессионер принимает обязательство по их созданию с указанием планируемых технико-экономических показателей на дату ввода в эксплуатацию (группа А);

б) объекты имущества, в отношении которых концессионер принимает обязательство по их реконструкции, с указанием фактических технико-экономических показателей на дату передачи концессионеру и планируемых технико-экономических показателей на дату ввода в эксплуатацию (группа Б).

3. Состав, описание и технико-экономические показатели принадлежащего концеденту на праве собственности и передаваемого концессионеру по концессионному соглашению имущества, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное имущество), представлены в концессионном соглашении. Иное имущество подлежит передаче концедентом концессионеру в соответствии с условиями и в порядке, которые указаны в концессионном соглашении, и включает следующее имущество:

а) имущество (часть имущества), арендуемое концессионером по договору аренды, которое не является объектами группы Б (группа В);

б) объекты федерального имущества, в отношении которых федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" осуществляет строительство и реконструкцию на основании государственных программ Российской Федерации и которые после завершения их строительства и реконструкции должны быть переданы концессионеру в состав иного имущества (группа Г).

4. Концессионным соглашением предусматриваются следующие обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, капитальному и текущему ремонту, содержанию объекта концессионного соглашения и иного имущества, соблюдению сроков создания и (или) реконструкции, капитального ремонта, а также осуществлению деятельности с использованием объекта концессионного соглашения и иного имущества:

а) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить проектирование, создание и (или) реконструкцию имущества, составляющего объект концессионного соглашения, в согласованные с концедентом сроки;

б) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить проведение капитального ремонта в отношении имущества, составляющего объект концессионного соглашения, и иного имущества - в сроки, согласованные с концедентом на основе результатов оценки эксплуатационного состояния объекта концессионного соглашения или иного имущества;

в) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить проектирование, создание или реконструкцию имущества, составляющего объект концессионного соглашения, с учетом определяемых концессионным соглашением планируемых технико-экономических показателей и в целях достижения целевых показателей объекта концессионного соглашения, приведенных в приложении N 1 к настоящему документу и концессионном соглашении;

г) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить ввод в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;

д) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить осуществление мероприятий, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права владения и пользования концессионера на объект концессионного соглашения;

е) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить эксплуатацию объекта концессионного соглашения и иного имущества, содержание, текущий и капитальный ремонт, оценку эксплуатационного состояния объекта концессионного соглашения и иного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и положениями концессионного соглашения;

ж) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечить осуществление деятельности оператора аэродрома Шереметьево в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение всего срока эксплуатации аэродрома Шереметьево в соответствии с концессионным соглашением, непрекращение и неприостановление этой деятельности в течение срока действия концессионного соглашения без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации;

з) концессионер в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, обязуется обеспечивать проведение оценки эксплуатационного состояния объекта концессионного соглашения и иного имущества, на основании результатов которой концессионер осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт объекта концессионного соглашения, а также капитальный ремонт иного имущества;

и) исполнение других обязательств, предусмотренных концессионным соглашением.

5. Источником финансирования создания, реконструкции и капитального ремонта объектов концессионного соглашения, а также модернизации и капитального ремонта иного имущества являются средства, получаемые концессионером от инвестиционной составляющей в составе тарифов (сборов) на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов.

Концессионер в порядке, предусмотренном концессионным соглашением, представляет концеденту информацию о планируемых и фактических параметрах инвестиционной составляющей (срок, размер, период действия и общий объем привлекаемых средств) по каждому объекту, источником финансирования которого является инвестиционная составляющая.

Концессионным соглашением устанавливается порядок расчета и перераспределения объемов средств, формируемых за счет инвестиционной составляющей, в случае отклонения объемов собранных средств от фактически потраченных концессионером средств, предусматривающий в том числе перераспределение полученной положительной разницы в доходах от инвестиционной составляющей:

на компенсацию потерь от наступления особых обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы, влияющих на сроки исполнения обязательств концессионера;

на ускорение реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов концессионного соглашения, а также по модернизации иного имущества.

6. Концедент принимает на себя следующие обязательства:

а) обеспечение передачи концессионеру объекта концессионного соглашения и иного имущества в течение одного дня после прекращения права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на объект концессионного соглашения и иное имущество;

б) предоставление концессионеру на основании договоров аренды (субаренды) или ином законном основании земельных участков, на которых будут размещаться объекты концессии и (или) которые необходимы концессионеру для осуществления деятельности, связанной с созданием, реконструкцией и эксплуатацией объекта концессионного соглашения в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) принятие от концессионера объекта концессионного соглашения и иного имущества после прекращения действия концессионного соглашения;

г) исполнение иных обязательств, предусмотренных концессионным соглашением.

7. Концессионным соглашением устанавливается порядок и сроки предоставления концессионеру (на основании договоров аренды (субаренды), соответствующих изменений договоров аренды (субаренды) земельных участков или на ином законном основании) земельных участков (частей земельных участков) для размещения объекта концессионного соглашения и иного имущества.

В случае если земельные участки, необходимые для размещения объекта концессионного соглашения, не находятся в собственности концедента (далее - дополнительные земельные участки), концедент обязан по запросу концессионера:

зарезервировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке земельные участки, необходимые для размещения объекта концессионного соглашения и осуществления деятельности концессионера;

в случае необходимости осуществить изъятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке земельных участков на основании ходатайства концессионера об изъятии земельных участков для федеральных нужд;

предпринять необходимые действия для прекращения или приостановления имущественных прав, прав аренды, бессрочного пользования и (или) иных обременений в отношении дополнительных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

оказывать содействие по изменению категорий и видов разрешенного использования дополнительных земельных участков с целью размещения на них объекта концессионного соглашения, а также осуществление деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

передать концессионеру дополнительные земельные участки, на распоряжение которыми уполномочен концедент.

Земельные участки, находящиеся под передаваемыми концедентом концессионеру объектами концессионного соглашения и иным имуществом, не являются дополнительными земельными участками.

Расходы по выкупу земельных участков, находящихся в собственности третьих лиц, а также по выносу коммуникаций, расселению и на иные мероприятия в целях подготовки земельных участков несет концессионер на условиях, определенных в концессионном соглашении. Соответствующие затраты учитываются в составе инвестиций концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Концессионер вправе передавать права по договорам аренды (субаренды) в последующую субаренду третьим лицам для целей строительства, реконструкции, эксплуатации и осуществления иной деятельности по концессионному соглашению, в том числе без согласия концедента при условии его последующего уведомления.

Ставки и порядок расчета арендной платы за земельные участки определяются в соответствии с приказом Минэкономразвития России.

8. Концессионное соглашение заключается до 31 декабря 2067 г. Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на 5 лет, по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации.

9. Концессионным соглашением устанавливаются основания и порядок досрочного прекращения концессионного соглашения, порядок определения размера возмещения расходов сторонами в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения, а также иные последствия досрочного прекращения концессионного соглашения.

10. Концессионным соглашением устанавливается, что в случае прекращения концессионного соглашения концедент в целях обеспечения непрерывного функционирования аэропорта обязуется обеспечить передачу оператору аэропорта Шереметьево объектов концессионного соглашения и иного имущества во владение и пользование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, без проведения торгов.

11. В случае досрочного прекращения концессионного соглашения в соответствии с положениями концессионного соглашения концедент обязан компенсировать понесенные концессионером на дату выплаты компенсации расходы концессионера на создание, реконструкцию и капитальный ремонт объекта концессионного соглашения, которые не были возмещены в период использования объектов концессионного соглашения, включая расходы, связанные с привлечением заемного финансирования, и дополнительные расходы, понесенные концессионером в связи с досрочным прекращением концессионного соглашения, за вычетом сумм страхового возмещения, полученных от страховщика. Порядок расчета и размер компенсации определяются в концессионном соглашении.

12. В концессионном соглашении устанавливается обязанность концессионера по предоставлению обеспечения выполнения обязательств по концессионному соглашению в размере одного процента планового годового объема инвестиций, определяемого в порядке, предусмотренном концессионным соглашением. Обязательства концессионера могут быть обеспечены одним или несколькими из следующих способов по выбору концессионера (в случае использования нескольких способов обеспечения выполнения обязательств концессионера их совокупный размер должен быть не менее размера, предусмотренного концессионным соглашением):

а) предоставление безотзывной банковской гарантии;

б) осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению;

в) залог прав по договору банковского вклада.

13. Целью использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения является оказание услуг с использованием имущества аэродрома Шереметьево, а также осуществление деятельности оператора аэропорта.

14. Срок начала использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения исчисляется с даты передачи объекта концессионного соглашения концессионеру, в частности:

а) содержание, текущий и капитальный ремонт осуществляется концессионером с даты передачи объекта концессионного соглашения концессионеру;

б) операторская деятельность осуществляется с даты получения соответствующих разрешений концессионером как оператором аэродрома Шереметьево на использование объекта концессионного соглашения (в том числе сертификат (свидетельство) годности авиационной инфраструктуры к эксплуатации (или иные аналогичные разрешения) и фактической готовности аэропорта Шереметьево к приему и выпуску, обслуживанию воздушных перевозок, соблюдению операторами и пользователями аэропорта Шереметьево требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности. До передачи концессионеру имущества, составляющего объект концессионного соглашения, ответственность за его содержание и эксплуатацию несет лицо, обладающее таким имуществом на праве владения и пользования.

15. Срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения устанавливается до даты прекращения действия концессионного соглашения, если иное не предусмотрено условиями концессионного соглашения.

16. Концессионер выплачивает концессионную плату путем ее перечисления на счет, указанный в концессионном соглашении, в размере 1000 рублей ежегодно, начиная с даты передачи концессионеру первой единицы имущества в составе объекта концессионного соглашения и до окончания срока действия концессионного соглашения. Порядок и сроки выплаты концессионной платы устанавливаются концессионным соглашением.

17. Концессионер самостоятельно и за свой счет осуществляет мероприятия по подготовке территории и созданию инженерных сетей и коммуникаций, присоединению к существующим сетям и источникам (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, слаботочные сети) на условиях согласно концессионному соглашению. Источником финансирования таких мероприятий являются средства, полученные концессионером от инвестиционной составляющей, или иные определенные концессионером средства.

18. В концессионном соглашении устанавливается перечень обстоятельств, влекущих возникновение обязательств концедента по возмещению дополнительных расходов концессионера, продление сроков исполнения обязательств концессионера, а также освобождающих концессионера от ответственности за неисполнение обязательств по концессионному соглашению. При этом в концессионном соглашении устанавливается порядок определения размера дополнительных расходов концессионера, порядок и сроки возмещения дополнительных расходов концессионера концедентом.

Приложение N 1
к Основным условиям
концессионного соглашения
в отношении аэродрома
Шереметьево

СОСТАВ, ОПИСАНИЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОБЪЕКТОВ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ
АЭРОДРОМА ШЕРЕМЕТЬЕВО

Наименование объектов
Состав, описание и технико-экономические показатели объектов
Группа А (объекты нового капитального строительства)
1.
Рулежные дорожки (РД-C7 и РД-C10) <*>
предназначены для руления воздушных судов расчетных типов от РД-B к ВПП-1 (2 штуки) согласно требованиям федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент строительства
2.
Рулежная дорожка - маршрут руления по перрону в районе авиационного грузового комплекса (АГК) <*>
является маршрутом руления воздушных судов расчетных типов от перрона АГК-2 3-й пусковой до перрона АГК СМР и обратно согласно требованиям федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент строительства
3.
Западный перрон ВПП-3 <*>
предназначен для стоянок 20 узкофюзеляжных воздушных судов типа А-320 или 10 широкофюзеляжных воздушных судов типа А-330. В состав объекта входит перрон и комплекс рулежных дорожек, предназначенных для руления воздушных судов с перрона на РД-E и на РД-D (РД-D1)
4.
Очистные сооружения выпуска N 1.8 (площадка очистных сооружений выпуска N 1.8, аккумулирующий резервуар N 1 очистных сооружений выпуска N 1.8, аккумулирующий резервуар N 2 очистных сооружений выпуска N 1.8, трансформаторная подстанция очистных сооружений выпуска N 1.8, емкость для сбора отработанного регенерационного раствора очистных сооружений выпуска N 1.8, емкость для сбора уловленных нефтепродуктов очистных сооружений выпуска N 1.8, контрольно-пропускной пункт очистных сооружений выпуска N 1.8, трубопроводная сеть очистных сооружений выпуска N 1.8, сеть подводящих коллекторов очистных сооружений выпуска N 1.8, сети электроснабжения очистных сооружений выпуска N 1.8) <*>
предназначены для очистки поверхностных стоков. Производительность 300 куб. м/час.
Состоят из 3 технологических линий. В состав входят объекты движимого и недвижимого имущества
Группа Б (объекты, планируемые к реконструкции)
5.
Взлетно-посадочная полоса - 1
взлетно-посадочная полоса класса А. Реконструкция объекта включает реконструкцию светосигнального оборудования ВПП-1. Предназначена для руления воздушных судов до индекса 7 с технико-эксплуатационными параметрами в соответствии с требованиями норм и регламентов, в том числе федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент реконструкции
6.
Взлетно-посадочная полоса - 2 со средствами посадки и управления воздушным движением
реконструкция рулежных дорожек и участков для примыкания к взлетно-посадочной полосе - 2 для руления воздушных судов от взлетно-посадочной полосы - 1 до взлетно-посадочной полосы - 2 и обратно. Предназначена для руления воздушных судов расчетных типов согласно требованиям федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент реконструкции
7.
Магистральная рулежная дорожка (МРД) с соединительной к рулежным дорожкам (РД-1, 3, 4, 5, 8, 9, 10) <*>
предназначена для маневрирования воздушных судов расчетных типов от взлетно-посадочной полосы до перронов и обратно с местами стоянок для коммерческого и технического обслуживания воздушных судов, для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, для гонки двигателей воздушных судов. Магистральная рулежная дорожка оснащена водосточно-дренажной сетью, светосигнальным оборудованием, линиями электроснабжения и связи
8.
Рулежная дорожка (РД-B) <*>
реконструкция участков рулежной дорожки, включая примыкание к соединительной рулежной дорожке РД-C7. Предназначена для руления воздушных судов расчетных типов согласно требованиям федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент реконструкции
9.
Рулежная дорожка (РД-D) <*>
реконструкция рулежных дорожек РД-D, соединяющих комплекс рулежных дорожек в районе ВПП-3 с перроном сектора Ш-1;
строительство путепровода над Шереметьевским шоссе, соединяющего комплекс рулежных дорожек
ВПП-3 с перроном сектора Ш-1.
Предназначена для руления воздушных судов расчетных типов согласно требованиям федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, или аналогичных правил, которые будут действовать на момент реконструкции и строительства.
10.
Подземная приемная емкость площадки ПОЖ-2
предназначена для сбора противообледенительной жидкости емкостью 80 куб. метров
11.
Очистные сооружения выпуска X (сооружение (трансформаторная подстанция очистных сооружений выпуска X), подъездная дорога и площадка очистных сооружений выпуска X, резервуар отработанного регенерационного раствора очистных сооружений выпуска X, резервуар уловленных нефтепродуктов очистных сооружений выпуска X, здание очистных сооружений выпуска X, аккумулирующая емкость очистных сооружений выпуска X) <*>
предназначены для очистки поверхностных стоков (с аккумулирующей емкостью объемом не менее 1000 куб. метров). В состав очистных сооружений входит движимое и недвижимое имущество
12.
Здание центрального пункта управления
здание площадью не менее 2000 кв. метров
13.
Прожекторные мачты отраженного света (9 штук)
предназначены для обеспечения нормативного уровня освещенности мест стоянок при выполнении обслуживания воздушных судов

--------------------------------

<*> Структура, наименование и характеристики объектов могут быть скорректированы по результатам проектирования.