ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 мая 2008 г. N 641-р
1. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, утвердить прилагаемую Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
2. Минтрансу России и Росаэронавигации при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 г. N 641-р
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
I. ВВЕДЕНИЕ
Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.
В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.
После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - международные стандарты). Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:
определения риска для безопасности полетов;
обеспечения принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;
проведения постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня безопасности полетов;
постоянного повышения общего уровня безопасности полетов.
Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.
Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.
Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.
Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.
Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.
Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.
Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.
Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.
Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.
Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.
Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.
Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2 - 2,5 раза.
Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В основе управления безопасностью лежит системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска в интересах сведения к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий.
По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.
Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.
Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.
Система управления безопасностью полетов организации гражданской авиации представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, руководящие принципы, политику и процедуры.
Система управления безопасностью полетов дает организации гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.
Программно-целевой подход необходим для концентрации в рамках Программы государственных ресурсов и частных инвестиций с целью решения ключевых проблем безопасного развития гражданской авиации, обеспечения сбалансированной и оптимальной последовательности решения задач, запуска механизма системы управления безопасностью полетов в организациях гражданской авиации. Программа предусматривает масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов безопасного развития гражданской авиации. При этом роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности.
Для регулирования отношений между уполномоченным органом гражданской авиации и авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения уполномоченные органы (Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная аэронавигационная служба) устанавливают приемлемый уровень безопасности полетов, который должен обеспечиваться при выполнении основных производственных функций. Приемлемый уровень безопасности полетов является базой, относительно которой уполномоченными органами оценивается состояние безопасности полетов. Выполнение показателей безопасности полетов в рамках системы управления безопасностью полетов не освобождает авиапредприятия, аэропорты, производителей воздушных судов и оборудования, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и организации по обслуживанию воздушного движения от их обязательств, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации.
Для достижения приемлемого уровня безопасности полетов решаются следующие задачи:
создание системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации;
установление современных требований к эксплуатации воздушных судов, аэропортов и средств обслуживания воздушного движения, а также к подготовке авиационного персонала;
обеспечение системного подхода к выявлению источников опасности и контролю факторов риска для сведения к минимуму количества человеческих жертв, а также размеров материального, экологического и социального ущерба;
сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между государством, авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения по вопросам обеспечения безопасности полетов;
развитие технического обеспечения инспекторских служб государственного контроля и надзора в области гражданской авиации.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2015 годов в соответствии с планом мероприятий, направленных на реализацию Программы, приведенным в приложении (далее - план мероприятий), в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2009 годы;
второй этап - 2010 - 2015 годы.
На первом этапе предусматривается разработка федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств), а также требований для реализации международных стандартов и процедур межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов для принятия решений и проведения мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.
На втором этапе предполагается реализация долгосрочных мероприятий, направленных на реализацию цели и задач Программы.
IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Установление и введение правил, требований нормативных
положений, необходимых для обеспечения безопасности полетов
Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации для реализации задач государственной транспортной политики предусматривает подготовку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в области обеспечения безопасности полетов.
Планом мероприятий намечается подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации и положениями Конвенции о международной гражданской авиации. Также предусматривается проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, аэропортах, в организациях по техническому обслуживанию воздушных судов и организациях по обслуживанию воздушного движения. Реализация указанных мероприятий предполагает широкое сотрудничество с международными организациями гражданской авиации по внедрению в Российской Федерации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также расширение регионального сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в рамках деятельности Межгосударственного авиационного комитета.
Важным направлением является разработка для государственных инспекторов технических документов по безопасности полетов с описанием в административных регламентах уполномоченного органа гражданской авиации и в федеральных авиационных правилах процедур осуществления надзора в отношении организаций гражданской авиации, воздушных судов и авиационного персонала.
Предусмотрена разработка нормативных правовых актов Российской Федерации на основе технологий связи, навигации и наблюдения/ организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM), в том числе устанавливающих обеспечение вихревой безопасности полетов, с учетом приоритетных российских разработок в этой области.
Предусмотрена работа по пересмотру всех ранее выпущенных нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих друг друга документов.
2. Координация деятельности ведомств и организаций
в интересах обеспечения безопасности полетов
Это направление предусматривает скоординированный подход к решению вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Для этого предлагается разработать процедуры межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов. Решения не должны приниматься без комплексного анализа их последствий.
Скоординированный подход предусматривает:
внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;
применение в случае необходимости принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;
ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов и сертификатах организаций гражданской авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);
проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;
информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике.
Для указанных целей в рамках работы Межведомственной комиссии по безопасности полетов, образованной по поручению Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N Пр-248, предусмотрено рассмотрение всех аспектов обеспечения безопасности полетов и организация ежегодной оценки выполнения требований международных стандартов и обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации. Оценка производится в соответствии со стандартными процедурами организации контроля за обеспечением безопасности полетов, предусмотренными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).
3. Совершенствование подготовки авиационного персонала
Практическое снижение влияния человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.
Повышение качества подготовки авиационного персонала предполагает использование современных комплексных тренажеров для обучения летного и диспетчерского состава и отработки навыка парирования возможных особых ситуаций, использование современных средств и методов контроля действий экипажа в полете, разработку высокого качества документации по летной эксплуатации воздушных судов и программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
В целях организации подготовки летного состава в соответствии с международными стандартами планируется закупка для образовательных учреждений гражданской авиации необходимого количества учебных воздушных судов, тренажеров и учебных пособий для первоначального летного обучения. В этих целях предусматривается разработка соответствующих предложений долгосрочного характера, которые будут включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При этом будет обеспечено введение федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.
Федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий.
Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов.
4. Система мер по введению в эксплуатацию
современной отечественной авиационной техники и бортовых
технических средств повышения безопасности полетов
Для сокращения числа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, необходимо осуществить модернизацию парка воздушных судов и обеспечить предприятия современной авиационной техникой. Обновление парка воздушных судов авиапредприятий Российской Федерации будет решаться путем приобретения воздушных судов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных) либо путем приобретения воздушных судов зарубежного производства, которые не производятся в Российской Федерации.
Требования воздушного законодательства Российской Федерации по реализации международных стандартов в части безопасности полетов будут стимулировать предприятия приобретать современные отечественные воздушные суда и такие смежные изделия авиационной техники, как комплексные тренажеры и средства технического обслуживания.
Воздушным законодательством Российской Федерации предусматривается комплекс действий по оборудованию воздушных судов модернизированными регистраторами параметров полетов, системами предотвращения столкновений воздушных судов в воздухе и с землей, точной навигацией с учетом развития системы ГЛОНАСС.
В целях реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации по сохранению летной годности воздушных судов необходимо расширить влияние результатов авторского сопровождения эксплуатации воздушных судов со стороны производителей воздушных судов для своевременного устранения опасных факторов. Это повысит эффективность организации контроля в области сохранения летной годности воздушных судов.
5. Совершенствование и развитие наземной инфраструктуры
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должна предусматриваться система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая полеты в сложных метеорологических условиях и сокращение интервалов эшелонирования.
Программа направлена на совершенствование метеорологического, радиотехнического и наземного обеспечения (включая обеспечение авиатопливом) с учетом в том числе перспектив региональных перевозок и развития авиации общего назначения.
Мероприятия по развитию медицинского обеспечения полетов включают обновление нормативно-правовой медицинской документации, совершенствование предполетного (предсменного) контроля авиационных специалистов, внедрение новых видов современной оценки функционального состояния здоровья, разработку оздоровительно-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, работоспособности и продления их профессионального долголетия.
6. Формирование научно-теоретических и методических
основ предотвращения авиационных происшествий и анализа
эффективности принятых профилактических мероприятий
Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.
Работы в области безопасности полетов должны основываться на выявлении, анализе и устранении (уменьшении до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, а также последующих рисков, которые угрожают безопасности воздушных перевозок и сдерживают развитие гражданской авиации.
Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.
Планом мероприятий предусматривается разработка методических пособий и рекомендаций в области безопасности полетов с научным обоснованием путей предотвращения авиационных происшествий на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации воздушных судов.
7. Обеспечение безопасности полетов
при аэронавигационном обслуживании воздушного движения
Мероприятия по обеспечению безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения направлены на управление процессом создания и совершенствования аэронавигационной системы с целью устранения или смягчения факторов риска и достижение установленных государством приемлемых уровней безопасности. Эти мероприятия будут осуществляться на всех этапах жизненного цикла системы: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения и эксплуатации.
Указанные мероприятия должны реализовываться во всех организационных структурах, входящих в аэронавигационную систему, а также в поддерживающих их деятельность организациях. Они ориентированы на важнейшие направления деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения в период реорганизации единой системы организации воздушного движения в аэронавигационную систему России, среди которых:
реализация комплекса мероприятий по усилению государственной поддержки в области создания и развития аэронавигационной системы России;
разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании для различных этапов полета воздушных судов и организационных структур аэронавигационной системы, определение их приемлемых (целевых) значений, оценка фактических значений показателей и их тенденций, реализация необходимых действий для обеспечения приемлемых значений показателей безопасности в аэронавигационной системе;
совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасности воздушного движения;
разработка научных методов обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования рисков безопасности воздушного движения;
внедрение в практику аэронавигационного обслуживания воздушного движения передовых технических и организационных решений, одобренных Международной организацией гражданской авиации и предусмотренных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России на основе научных методов обеспечения и управления безопасностью воздушного движения, в том числе внедрение сокращенных норм эшелонирования (RVSM), создание объединенных районов аэронавигационного обслуживания воздушного движения, формирование органов управления воздушным движением;
совершенствование профессиональной подготовки инженерно-технического и диспетчерского персонала, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также инспекторской службы;
обеспечение повышенных требований по авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России, внедрением в практику обслуживания новых технических и технологических решений;
совершенствование взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения полетов, обеспечения аэронавигационной информацией с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения.
8. Обеспечение метеорологической безопасности полетов
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должны учитываться вопросы метеорологического обеспечения полетов. При этом необходимо предусматривать проведение работ по совершенствованию механизмов государственной поддержки и государственного регулирования этого направления деятельности, а также механизмов разработки и реализации новых принципов организации и осуществления метеорологического обеспечения полетов с учетом потребностей государства и авиационных пользователей.
Мероприятия по совершенствованию метеорологического обеспечения полетов воздушных судов включают в себя:
внедрение международных стандартов в практику метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации;
переоснащение сети подразделений метеорологического обеспечения гражданской авиации метеорологическим оборудованием, отвечающим международным стандартам по точности измерения метеорологических характеристик, уровню автоматизации технологических процессов сбора, обработки и передачи данных пользователю;
проведение мероприятий по централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения полетов;
проведение научных исследований в области модернизации метеорологического обеспечения гражданской авиации и внедрение их результатов в практику;
повышение профессионального уровня специалистов подразделений по метеорологическому обеспечению гражданской авиации;
повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации;
создание нормативных правовых и методических документов.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы направлен на совершенствование методов работы органов государственного регулирования, пользователей воздушного пространства, владельцев и производителей воздушных судов и оборудования, авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения по вопросам организации, производства и обеспечения полетов, а также на приведение их в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.
Организационное сопровождение реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по безопасности полетов.
Головными исполнителями Программы являются Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство по промышленности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые осуществляют следующие функции:
разрабатывают федеральные и ведомственные целевые программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации федеральных и ведомственных целевых программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают реализацию федеральных и ведомственных целевых программ и плана мероприятий.
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств) должны предусматриваться в приоритетном порядке инвестиции на реализацию проектов по подготовке авиационного персонала, создание системы поддержания летной годности воздушных судов, поддержание инфраструктуры аэропортов и объектов обслуживания воздушного движения, проведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов, организации контроля за выполнением полетов и расследования авиационных событий. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают финансирование конкретных работ в рамках плана мероприятий.
Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией плана мероприятий, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе ежегодной оценки Межведомственной комиссии по безопасности полетов. Оценка проводится в соответствии со стандартными процедурами по 8 показателям критических элементов системы организации контроля государством за безопасностью полетов, изложенными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).
Реализация Программы в течение ближайших 3 - 4 лет должна привести к стабилизации уровня безопасности полетов с обеспечением предпосылок роста безопасности перевозок и авиационных работ. Выполнение в полном объеме Программы позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в Российской Федерации в 2 - 2,5 раза и, как следствие, количество жертв авиационных катастроф.
Наряду с этим существенным социальным эффектом (обеспечение безопасности граждан) будут созданы достаточные условия для повышения авторитета и привлекательности российских перевозчиков на мировом авиационном рынке, что повлечет за собой положительные экономические последствия.
Кроме того, при повышении безопасности полетов ущерб, причиняемый авиационными происшествиями и инцидентами, включая инциденты, связанные с повреждением воздушных судов и двигателей на земле, будет значительно меньшим.
Развитие гражданской авиации влечет за собой повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников гражданской авиации, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части авиационного персонала в другие страны. Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных кадров гражданской авиации создаст условия для расширения возможностей профессиональной самореализации молодежи.
Приложение
к Государственной программе
обеспечения безопасности полетов
воздушных судов гражданской авиации
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┬────────────┬────────────────────── Наименование мероприятия │ Вид документа │ Срок │ Ответственные │ │ реализации │ исполнители ───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┴────────────┴────────────────────── I. Государственный надзор и управление безопасностью полетов 1. Включение мер долгосрочного характера для акты постоянно Минтранс России реализации проектов по подготовке Правительства Минпромэнерго России авиационного персонала, поддержания Российской Росаэронавигация летной годности воздушных судов, поддержания Федерации, Росгидромет инфраструктуры аэропортов и объектов акты обслуживания воздушного движения в Росаэронавигации 2009 год Росаэронавигация соответствующие разделы действующих и разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ 2. Разработка: акты 2008 год Минтранс России Минтранса России, Ространснадзор правил оценки качества функционирования Росаэронавигации Росаэронавигация гражданской авиации для предупреждения Росгидромет авиационных происшествий правил определения намеченного к обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов правил, регламентирующих порядок рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов на всех уровнях управления гражданской авиации (уполномоченный орган, территориальный орган, эксплуатант, аэропорт, организация гражданской авиации, подразделения) требований, регламентирующих мониторинг летной годности авиатехники как подсистемы мониторинга безопасности полетов требований к системам управления безопасностью полетов при эксплуатации воздушных судов, при эксплуатации аэродромов и обслуживании воздушного движения, соответствующих стандартам Международной организации гражданской авиации, предусмотренным приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации 3. Проведение ежегодной оценки организации решение ежегодно Межведомственная контроля за безопасностью полетов Межведомственной комиссия по комиссии по безопасности полетов безопасности Минтранс России полетов Минпромэнерго России Росавиация Ространснадзор Роспром Росаэронавигация Росгидромет Межгосударственный авиационный комитет 4. Осуществление координации деятельности решение постоянно Межведомственная федеральных органов исполнительной власти Межведомственной комиссия по по реализации мероприятий по предотвращению комиссии по безопасности авиационных происшествий, разработанных безопасности полетов по результатам расследования событий, полетов в том числе при разработке и корректировке федеральных и ведомственных целевых программ 5. Установление приемлемого уровня безопасности акты 2008 год Минтранс России полетов и показателей безопасности полетов Минтранса России, Росаэронавигация при эксплуатации воздушных судов, при Росаэронавигации обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов 6. Внесение изменений в федеральные акты 2008 год Минтранс России авиационные правила по сертификации Минтранса России, Росавиация эксплуатантов коммерческой гражданской Росаэронавигации Росаэронавигация авиации, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов, аэродромов (аэропортов) и организаций по обслуживанию воздушного движения в части разработки заявителем системы управления безопасностью полетов 7. Утверждение состава и порядка работы акты 2008 год Минтранс России межведомственной рабочей группы Минтранса России, Минпромэнерго России гражданской авиации и авиационной Минпромэнерго Межгосударственный промышленности по анализу инцидентов и России авиационный комитет разработке предложений по предупреждению авиационных происшествий 8. Подготовка концепции и технического 2008 год Минпромэнерго России задания на разработку проекта федерального Минтранс России закона о внесении изменений в Федеральный Росаэронавигация закон "О техническом регулировании" с Межгосударственный целью учета стандартов Международной авиационный комитет организации гражданской авиации в области создания и эксплуатации гражданской авиационной техники 9. Подготовка концепции и технического 2009 год Минтранс России задания на разработку проекта федерального Минпромэнерго России закона о внесении изменений в Воздушный Росавиация кодекс Российской Федерации в части Ространснадзор реализации стандартов Международной Роспром организации гражданской авиации в области Росаэронавигация контроля за обеспечением безопасности Росгидромет полетов Межгосударственный авиационный комитет 10. Разработка административных регламентов: акт 2008 год Минтранс России Минтранса России по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по проведению мониторинга медицинского обеспечения полетов и осуществления контроля за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по медицинскому обеспечению полетов 11. Разработка и утверждение программ акты 2008 год Минтранс России подготовки авиационного персонала, Минтранса России, Росаэронавигация касающихся обучения специалистов по Росаэронавигации разработке и контролю функционирования систем управления безопасностью полетов 12. Внесение изменений в программы акты 2008 год Минтранс России подготовки государственных инспекторов по Минтранса России, Росаэронавигация безопасности полетов, предусматривающих Росаэронавигации совершенствование их знаний в области международного законодательства, изучения юридических и технических аспектов инспектирования организаций гражданской авиации, воздушных судов и персонала 13. Разработка и утверждение порядка акты 2008 год Минтранс России экспертной оценки организации и Минтранса России, Росаэронавигация выполнения производства полетов, Росаэронавигации эксплуатации воздушных судов, эксплуатации оборудования аэродромов (аэропортов), подготовки авиационного персонала, оценки тренажерных устройств имитации полета и технических средств обучения, а также функционирования систем управления безопасностью полетов 14. Создание центральной нормативно- акт 2008 год Росавиация методической библиотеки гражданской Росавиации, Минтранс России авиации доклад Ространснадзор в Правительство Росаэронавигация Российской Минпромэнерго России Федерации Межгосударственный авиационный комитет 15. Внесение изменений в правила сертификации акт 2009 год Межгосударственный типа воздушного судна в части Минтранса России авиационный комитет совершенствования процедур сертификации Минпромэнерго России авиатехники, методов определения Минтранс России соответствия установленным требованиям 16. Установление требований к технологиям акты 2008 год Минпромэнерго России маркировки комплектующих изделий в Минтранса России, Минтранс России процессе их изготовления, а также Минпромэнерго Ространснадзор требований к системе контроля их оборота России в эксплуатации 17. Проведение исследований по доклад в 2009 год Ространснадзор совершенствованию методов и средств Правительство Росавиация использования бортовых средств регистрации Российской Межгосударственный полетной информации при расследовании Федерации авиационный комитет авиационных происшествий и инцидентов Минпромэнерго России Минтранс России 18. Разработка и издание учебно-методических доклад постоянно Росавиация пособий по обобщению опыта летной и Росавиации на Минтранс России технической эксплуатации типов воздушных заседании Минпромэнерго России судов Межведомственной комиссии по безопасности полетов 19. Анализ всех ранее выпущенных нормативных акты 2009 год Минтранс России правовых актов по вопросам организации, Минтранса России, Росаэронавигация обеспечения и выполнения полетов с целью Росаэронавигации Минпромэнерго России устранения противоречий, отмены Межгосударственный устаревших или дублирующих друг друга авиационный комитет документов II. Обеспечение безопасности при производстве полетов 20. Разработка федеральных авиационных акты 2008 год Минтранс России правил подготовки к полету воздушного Минтранса России, Росаэронавигация судна и его экипажа, осуществления контроля Росаэронавигации Минпромэнерго России за их готовностью и выполнения полета, Межгосударственный включая разделы: авиационный комитет часть 1. Порядок эксплуатации акт 2008 год Минтранс России коммерческих самолетов Минтранса России часть 2. Порядок эксплуатации самолетов акт 2009 год Минтранс России авиации общего назначения Минтранса России часть 3. Порядок эксплуатации акт 2008 год Минтранс России коммерческих вертолетов Минтранса России часть 4. Порядок эксплуатации акт 2009 год Минтранс России вертолетов авиации общего назначения Минтранса России 21. Разработка федеральных авиационных правил: выдачи сертификатов (удостоверений) летной акт 2008 год Минтранс России годности воздушных судов Минтранса России Минпромэнерго России установления требований к летной годности акт 2009 год Межгосударственный воздушных судов, авиационных двигателей и Минтранса России авиационный комитет охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации выдачи удостоверения о годности к полетам акт 2008 год Минтранс России на основании акта оценки конкретного Минтранса России воздушного судна 22. Разработка федеральных авиационных акт 2008 год Минтранс России правил допуска к полетам гражданских Минтранса России Минпромэнерго России воздушных судов Межгосударственный авиационный комитет 23. Разработка федеральных авиационных акт 2008 год Минтранс России правил, устанавливающих требования к Минтранса России выдаче свидетельств авиационному персоналу 24. Внесение изменений в федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов и организаций технического обслуживания, устанавливающих: требования о наличии интегрированной акт 2008 год Минтранс России системы управления безопасностью полетов Минтранса России у эксплуатанта, осуществляющего коммерческие перевозки, и системы управления безопасностью полетов в организации по техническому обслуживанию требования к эксплуатантам, выполняющим акт 2008 год Минтранс России коммерческие перевозки на самолетах Минтранса России 1 - 2 классов (с максимальной взлетной массой от 30 т и более) требования к эксплуатантам, выполняющим акт 2008 год Минтранс России коммерческие перевозки и авиационные Минтранса России работы с использованием вертолетов требования к эксплуатантам, выполняющим акт 2008 год Минтранс России коммерческие перевозки и авиационные Минтранса России работы на самолетах 3 - 4 классов (с максимальной взлетной массой менее 30 т) 25. Установление требований, обеспечивающих акты 2008 год Минтранс России внедрение современных средств и методов Минтранса России, Минобороны России навигации, соответствующих стандартам Минпромэнерго Минпромэнерго России Международной организации гражданской России авиации в части производства полетов и эксплуатации воздушных судов, включая требования к изданию необходимых бюллетеней для доработки воздушных судов предприятиями промышленности и конструкторскими бюро 26. Установление требований к оборудованию акт 2008 год Минтранс России воздушных судов бортовыми системами Минтранса России Росаэронавигация предупреждения столкновений в воздухе Минпромэнерго России (БСПС II) и системами автоматизированного зависимого наблюдения с вещательным режимом работы 27. Установление требований к оборудованию акт 2008 год Минтранс России самолетов (с максимальной взлетной массой Минтранса России Минпромэнерго России 5700 кг или имеющих право перевозить свыше 9 пассажиров) бортовыми системами раннего предупреждения о приближении к подстилающей поверхности с функцией оценки рельефа в направлении полета (TAWS) 28. Определение порядка установки и внедрения акт 2008 год Минтранс России на воздушных судах навигационных систем, Минтранса России Росаэронавигация работающих по сигналам системы ГЛОНАСС Минпромэнерго России (ГЛОНАСС/GPS) и использующих электронные цифровые карты и базы данных рельефа местности с информацией об искусственных препятствиях 29. Разработка порядка внедрения ежегодный доклад 2008 - 2010 Минпромэнерго России интегрированной (бортовые и наземные в Правительство годы Минтранс России модули) системы обеспечения вихревой Российской Росгидромет безопасности полетов на основе технологий Федерации связи, навигации и наблюдения/организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM) и технологий сбора и передачи данных 30. Разработка порядка внедрения нового ежегодный доклад 2008 - 2015 Минпромэнерго России поколения бортовых систем безопасности на в Правительство годы Межгосударственный основе современных компьютерных Российской авиационный комитет технологий с элементами искусственного Федерации Минтранс России интеллекта (поддержка экипажа в особых ситуациях полета, предупреждение выхода на опасные режимы, контроль руления, разбега и пробега, защита от террористов, проникших в кабину экипажа и др.) 31. Разработка и определение порядка внедрения акты 2008 - 2010 Минпромэнерго России современных методов и стендовой базы для Минпромэнерго годы Межгосударственный оценки стойкости воздушного судна к России, авиационный комитет воздействию внешних электромагнитных Минтранса России Минтранс России полей высокой интенсивности, а также оценки работы бортовых цифровых систем в условиях воздействия разрядов молнии 32. Создание комплекса полунатурного акт 2008 - 2015 Минпромэнерго России моделирования, электронного натурного Минпромэнерго годы Межгосударственный полигона и летающей лаборатории для России авиационный комитет отработки и сертификации перспективного Минтранс России наземного и бортового комплексов оборудования авиационно-транспортной системы 33. Модернизация испытательной базы, акт 2008 - 2015 Минпромэнерго России обеспечивающей проведение работ для Минпромэнерго годы Межгосударственный определения соответствия гражданской России авиационный комитет авиационной техники современным требованиям к летной годности и охране окружающей среды 34. Создание на основе технологий CNS/ATM акт 2008 - 2015 Минпромэнерго России Международной организации гражданской Минпромэнерго годы Минтранс России авиации автономного мобильного комплекса России Росаэронавигация наземных средств для оборудования Межгосударственный аэродромов и посадочных площадок с целью авиационный комитет обеспечения полетов воздушных судов местных авиалиний 35. Разработка и определение порядка внедрения акты 2008 - 2012 Минпромэнерго России новых методов и средств защиты Минпромэнерго годы Минтранс России авиационных двигателей от повреждения России, посторонними предметами при взлете и Минтранса России посадке 36. Разработка и определение порядка внедрения акты 2008 - 2015 Минпромэнерго России методов и технических средств контроля Минпромэнерго годы Межгосударственный функционального состояния и поддержки России, авиационный комитет работоспособности членов летного экипажа в Минтранса России Минтранс России процессе полета 37. Проведение исследований для разработки акт 2008 - 2015 Минтранс России методов использования новых технологий Минтранса России годы Минпромэнерго России объективного контроля полетов и Межгосударственный объективной полетной информации для авиационный комитет повышения эффективности контроля эксплуатации воздушных судов 38. Установление порядка метеорологического акты 2008 - 2012 Росгидромет обеспечения гражданской авиации в Росаэронавигации, годы Минтранс России соответствии с международными Минтранса России, Росаэронавигация стандартами и рекомендуемой практикой, Росгидромета включая: создание нормативных и методических документов переоснащение сети авиационных метеорологических подразделений современным метеорологическим оборудованием мероприятия по централизации и оптимизации системы авиационного метеорологического обеспечения повышение профессионального уровня специалистов авиационных метеорологических подразделений повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации 39. Проведение исследований для разработки 2008 год Минтранс России методов и средств обеспечения выживания Минпромэнерго России пассажиров и членов экипажа при Росавиация авиационных происшествиях, подготовки Ространснадзор экипажей к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций III. Безопасность на аэродроме 40. Подготовка предложений по корректировке доклад в 2008 год Минтранс России действующих строительных норм и правил Правительство Росавиация с целью внедрения новых технических и Российской технологических решений при Федерации проектировании, строительстве и приемке вновь построенных (реконструированных) аэродромов 41. Разработка предложений по приведению доклад в 2008 год Минтранс России уровня технической оснащенности Правительство Росавиация аэродромной сети России в соответствие Российской с характеристиками эксплуатируемой и Федерации перспективной техники, в том числе крупногабаритных воздушных судов 42. Проведение мониторинга состояния акт 2008 - 2010 Минтранс России искусственных покрытий взлетно- Минтранса России годы Росавиация посадочных полос узловых международных Межгосударственный аэродромов, по результатам которого авиационный комитет осуществляется разработка мероприятий и проведение работ по улучшению состояния искусственных покрытий этих аэродромов 43. Разработка порядка внедрения средств акт 2008 год Минтранс России управления наземным движением и защиты Минтранса России Росавиация взлетно-посадочных полос от несанкционированного въезда с перспективой перехода к усовершенствованным системам управления наземным движением для аэродромов, эксплуатируемых в условиях II и III категорий Международной организации гражданской авиации 44. Разработка и утверждение требований к акты 2008 год Минтранс России порядку согласования строительства зданий Минтранса России, Росавиация и сооружений в районе аэродрома и на Росаэронавигации Росаэронавигация приаэродромной территории в части введения ограничений для жилой застройки и возведения опасных для гражданской авиации объектов (газопроводы, раздатчики топлива и т.п.) 45. Разработка и утверждение требований к акт 2008 год Минтранс России порядку внедрения на аэродромах систем Минтранса России Росавиация мониторинга и контроля местоположения воздушных судов и транспортных средств на летном поле 46. Разработка и утверждение технического постановление 2009 год Минпромэнерго России регламента "О требованиях к бензинам, Правительства Минтранс России дизельным топливам и отдельным горюче- Российской Минобороны России смазочным материалам" Федерации Минэкономразвития России Ростехнадзор Минздравсоцразвития России 47. Разработка федеральных авиационных правил акт 2008 год Минтранс России обеспечения полетов воздушных судов Минтранса России Росавиация авиатопливом 48. Разработка отраслевой программы модернизации акт Росавиации, 2008 - 2010 Росавиация топливозаправочных комплексов, включая доклад в годы Минтранс России современные типы средств фильтрации Правительство авиатоплива, и внедрение модели сетевого Российской топливного обслуживания авиаперевозчиков Федерации 49. Разработка федеральных авиационных правил акт 2008 год Минтранс России аварийно-спасательного и противопожарного Минтранса России обеспечения на гражданских аэродромах 50. Разработка и утверждение нормативно- акт 2008 год Минтранс России технических требований к аэродромной Минтранса России Ространснадзор аварийно-спасательной и противопожарной технике нового поколения и подготовка предложений по ее внедрению на предприятиях гражданской авиации 51. Утверждение требований к организации акт 2008 год Минтранс России контроля готовности аварийно-спасательных Минтранса России Ространснадзор формирований предприятий гражданской авиации 52. Утверждение правил обеспечения и контроля акт 2008 год Минтранс России пожарной безопасности при эксплуатации Минтранса России Ространснадзор воздушных судов 53. Утверждение требований к здравпункту акт 2008 год Минтранс России аэровокзала гражданской авиации Минтранса России Росавиация 54. Разработка аналитической программы акт 2008 год Росгидромет ведомства по совершенствованию Росгидромета метеорологического обеспечения гражданской авиации на 2008 год 55. Расширение сети категорированных акт 2011 год Минтранс России аэродромов, в том числе III категории, Росавиации, Росавиация Международной организации гражданской доклад в Межгосударственный авиации Правительство авиационный комитет Российской Федерации IV. Безопасность полетов, связанная с аэронавигационным обслуживанием воздушного движения 56. Разработка структуры и утверждение акт 2008 - 2009 Росаэронавигация взаимосвязанных показателей безопасности Росаэронавигации годы Минтранс России полетов при аэронавигационном обслуживании Росгидромет 57. Разработка методов обеспечения безопасности акт 2008 - 2012 Росаэронавигация полетов при аэронавигационном обслуживании на Росаэронавигации годы основе моделирования угроз безопасности воздушного движения акт 58. Проведение научно-исследовательских работ для Правительства 2008 - 2010 Росаэронавигация внесения изменений в федеральные авиационные Российской годы правила использования воздушного пространства Федерации в части сокращения минимумов горизонтального эшелонирования и введения международных стандартов правил полетов и аэронавигационного обслуживания 59. Внедрение систем и средств захода на посадку акт 2008 - 2009 Росаэронавигация с использованием системы ГЛОНАСС Росаэронавигации годы Минтранс России 60. Разработка и утверждение требований к акт 2008 - 2015 Росаэронавигация профессиональной подготовке Росаэронавигации годы диспетчерского и инженерно-технического состава Росаэронавигации, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также персонала инспекторских служб 61. Разработка ведомственной целевой акт 2009 год Росаэронавигация программы создания системы подготовки Росаэронавигации Минэкономразвития диспетчеров управления воздушным России движением, инженерно-технического Минфин России персонала 62. Оснащение учебных заведений гражданской ежегодный доклад в 2008 - 2015 Росаэронавигация авиации, в том числе авиационных учебных Правительство годы Минтранс России центров, современными тренажерными Российской Росавиация комплексами для подготовки, повышения Федерации квалификации и переподготовки диспетчеров управления воздушным движением 63. Определение порядка функционирования акт 2008 - 2009 Росаэронавигация непрерывной системы профессиональной Росаэронавигации годы подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала 64. Утверждение требований к авиационной акт 2008 - 2009 Росаэронавигация безопасности в связи с расширением Росаэронавигации годы функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России и порядок внедрения в практику обслуживания новых технических и технологических решений 65. Определение порядка взаимодействия с акт 2008 - 2012 Росаэронавигация обслуживающими подсистемами Росаэронавигации годы Росгидромет аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения, обеспечения аэронавигационной информацией и другими с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения 66. Разработка ведомственной целевой акт 2009 год Росаэронавигация программы "Обеспечение безопасности Росаэронавигации полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения" 67. Проведение научно-исследовательских и акт 2008 - 2015 Росгидромет опытно-конструкторских работ по созданию Росгидромета годы Росаэронавигация и совершенствованию технологий и методов системы метеорологического обеспечения аэронавигации V. Безопасность при обеспечении и поддержании летной годности воздушных судов 68. Утверждение требований, устанавливающих акт 2008 год Минтранс России ответственность и порядок взаимодействия Минтранса России Минпромэнерго России уполномоченных органов, Межгосударственный заинтересованных лиц в области авиационный комитет обеспечения и поддержания летной годности воздушных судов гражданской авиации (с учетом модельных авиационных правил Международной организации гражданской авиации - Евросоюза - Межгосударственного авиационного комитета) 69. Определение порядка перевода на акт 2008 год Минтранс России эксплуатацию в пределах проектного Минтранса России Минпромэнерго России ресурса гражданских воздушных судов Межгосударственный российского производства, порядка авиационный комитет контроля ресурсов готовых изделий и агрегатов, а также порядка утилизации воздушных судов и агрегатов при отработке назначенного ресурса 70. Внесение изменений в Целевую акты 2008 год Минтранс России комплексную программу по поддержанию Минтранса России, Ространснадзор летной годности воздушных судов на Ространснадзора, Минпромэнерго России период до 2020 года Минпромэнерго Межгосударственный России, авиационный комитет Межгосударственного авиационного комитета 71. Разработка порядка внедрения средств акт 2008 год Минтранс России идентификации и контроля характеристик Минтранса России Минпромэнерго России эксплуатируемых воздушных судов на основе полетной информации и наземного контроля 72. Определение порядка ответственности акт 2008 год Минтранс России эксплуатанта и разработчика авиационной Минтранса России Минпромэнерго России техники в области поддержания летной Межгосударственный годности воздушных судов при организации авиационный комитет работы центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники 73. Разработка и утверждение требований к акт 2008 - 2009 Минтранс России комплексной информационной системе для Минтранса России годы Ространснадзор решения задач поддержания летной Минпромэнерго России годности воздушных судов на базе современных компьютерных технологий, включающей в себя: учет наработки воздушных судов и двигателей учет отказов, их анализ, разработку предложений по их предупреждению и устранению базу данных комплектующих деталей по типам воздушных судов учет жизненного цикла воздушного судна (разработка - создание - серийное производство - эксплуатация - утилизация) VI. Безопасность полетов и подготовка авиационного персонала 74. Разработка и утверждение: требований к программам подготовки акт 2008 год Минтранс России летного и технического состава Минтранса России требований к воздушным судам акт 2008 год Минтранс России первоначального обучения и тренажерным Минтранса России устройствам имитации полета требований к специализированным акт 2008 год Минтранс России тренажерным центрам для подготовки Минтранса России авиационного персонала с учетом типов воздушных судов, эксплуатируемых в гражданской авиации требований к преподавательскому и акт 2008 год Минтранс России инструкторскому составу Минтранса России требований к авиационным учебным акт 2008 год Минтранс России заведениям в части оценки качества методов Минтранса России подготовки и преподавания, а также методического и технического обеспечения учебного процесса требований к организации переподготовки акт 2008 год Минтранс России лиц с высшим и средним специальным Минтранса России образованием в качестве пилотов 75. Осуществление в рамках подпрограммы ежегодный доклад в 2008 - 2015 Минтранс России "Гражданская авиация" федеральной целевой Правительство годы Росавиация программы "Модернизация транспортной Российской системы России (2002 - 2010 годы)" и Федерации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы" обновления парка воздушных судов первоначального обучения и тренажеров, а также модернизации действующих воздушных судов и тренажеров в государственных учебных заведениях гражданской авиации 76. Утверждение программ повышения акт Минтранса 2008 год Минтранс России квалификации для инженерно-технического России персонала 77. Создание и внедрение современных ежегодный доклад в 2008 - 2015 Минпромэнерго России тренажерных устройств имитации полета для Правительство годы Минтранс России тренировки членов экипажей, выполняющих Российской Объединенная полеты на воздушных судах Ту-214, Федерации авиастроительная Ту-204-300, Ил-114, Ан-124-100, Бе-200, корпорация М-101Т, Ми-26Т, Ми-2, Ка-32, Ту-334, Ил-96-400, Ан-148, Ансат, Бе-103, Ми-38, Super Jet 100, в том числе тренажеров для гражданских воздушных судов, планируемых к производству в рамках Объединенной авиастроительной корпорации 78. Разработка и утверждение требований к акт 2009 год Минпромэнерго России современным тренажерным устройствам Минтранса России Минтранс России имитации полета для тренировки летного состава по выводу воздушных судов транспортной категории из критических режимов полета. Определение порядка их утверждения для тренировки летного состава гражданской авиации 79. Создание на базе федерального акты 2008 год Минтранс России государственного унитарного предприятия Минтранса России, Минпромэнерго России "Государственный научно-исследовательский Минпромэнерго институт гражданской авиации" и России федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" авиационного учебного центра специальной наземной и летной подготовки экипажей для действий в особых и нестандартных случаях полета 80. Установление порядка проведения акт 2008 год Минтранс России тренировок членов экипажей воздушных Минтранса России судов на воздушных судах и тренажерных устройствах имитации полета 81. Определение порядка контроля летной акт 2008 год Минтранс России эксплуатации воздушных судов экспертами Минтранса России Минпромэнерго России из числа летчиков-испытателей гражданской авиации и авиационной промышленности 82. Определение порядка внедрения в гражданской акты Минтранса 2008 - 2012 Минтранс России авиации тренажерных комплексов для России, годы Росаэронавигация диспетчеров и персонала аэродромов Росаэронавигации Межгосударственный авиационный комитет 83. Внесение изменений в Федеральные авиационные акт 2008 год Минтранс России правила по медицинскому освидетельствованию Минтранса России авиационного персонала и медицинскому обеспечению полетов с учетом поправок к международным стандартам акт 84. Разработка проекта постановления Правительства 2008 год Минтранс России Правительства Российской Федерации о выдаче Российской Росаэронавигация свидетельств авиационному персоналу Федерации гражданской авиации 85. Разработка и утверждение требований к акт 2009 год Минтранс России созданию современно оснащенных региональных Минтранса России центров для санаторно-курортного лечения, оздоровления и реабилитации авиационных специалистов 86. Создание научно-методического центра акт 2009 год Минтранс России медицинского обеспечения полетов Росавиации Росавиация гражданской авиации, изучения условий профессиональной деятельности авиационных специалистов и их влияния на работоспособность и здоровье (с разработкой необходимых реабилитационных мероприятий) 87. Разработка и утверждение единых программ акт 2008 год Минтранс России профессиональной подготовки аварийно- Минтранса России Ространснадзор спасательных формирований предприятий гражданской авиации ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────