ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации плана;
ежегодно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана.
3. Минпромторгу России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и на основе полученной информации представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана один раз в год - до 31-го января года, следующего за отчетным годом.
4. Реализация плана осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА
МАЛОТОННАЖНОЙ ХИМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общее описание плана мероприятий "дорожной карты"
по развитию производства малотоннажной химии
в Российской Федерации на период до 2030 года
1. Введение
План мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования развития в Российской Федерации производств малотоннажной химии.
"Дорожная карта" разработана в соответствии с пунктом 16 плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р.
Меры государственного регулирования, определенные в рамках "дорожной карты", предусматривают:
сокращение импорта и рост внутреннего производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции;
создание необходимых условий для формирования и развития современных производств малотоннажной химии, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках.
Для эффективного ведения бизнеса в части малотоннажной химической продукции в отличие от крупнотоннажной химической продукции требуются дополнительные затраты на рекламу, омологацию, а также на техническое сопровождение в рамках проведения работ в целях оказания оперативной технической помощи при внедрении продукции у потребителя. Необходимо расширенное взаимодействие с поставщиками и разработчиками технологий, сервисными и торговыми компаниями, проектными и сертификационными центрами.
В структуре малотоннажной химической продукции высока доля инновационных продуктов, тогда как жизненный цикл товаров короче. Производство малотоннажной химической продукции наукоемкое, временные и финансовые затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, испытания, внедрение и вывод на рынок новых решений высоки.
Для малотоннажной химической продукции характерны периодические процессы и сравнительно небольшой объем выпуска. Наиболее конкурентоспособные компании работают на мировом рынке по довольно широкой номенклатуре, чтобы эффективно загрузить имеющиеся мощности.
2. Мировая практика определения и сегментирования
малотоннажной химической продукции и среднетоннажной
химической продукции
Несмотря на то, что в мировой практике отсутствует единая методология отнесения химической продукции к малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, в настоящее время применяется относительно устоявшееся деление химической продукции на следующие сегменты:
крупнотоннажные, базовые, биржевые продукты (commodity chemicals);
среднетоннажная специальная химия (specialty chemicals);
малотоннажная химическая продукция (fine chemicals).
Химическая промышленность сегментируется по продуктовому признаку, в основе которого лежат стоимостные и объемные параметры, а также специфичность выпускаемой продукции. К малотоннажной химической продукции, как правило, относят продукцию высоких переделов.
Стоимостные параметры для малотоннажной химической продукции находятся в диапазоне 5 - 10 долларов США за 1 кг продукции, для среднетоннажной химической продукции - 1,5 - 5 долларов США за 1 кг продукции. Объем единичной мощности составляет 1 - 10 и 10 - 150 тыс. тонн в год для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции соответственно.
Суммарное мировое потребление малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции составляет более 500 млрд. долларов США. Более 50 процентов мирового потребления приходится на Северную Америку, Западную Европу и Японию. В течение 10 лет в индустрии малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции наблюдается замедление роста потребления и прибыльности предприятий, что обусловлено возросшей конкуренцией на мировом рынке. Прогнозируемый уровень роста до 2018 года составляет около 2 процентов в год в указанных странах и до 4 процентов в мире в целом.
Наиболее крупными сегментами в малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции являются специальные полимеры, строительные добавки, поверхностно-активные вещества и вещества для электроники - на их долю приходится 35 процентов мирового потребления.
Ключевые лидеры - производители малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в мире БАСФ (BASF), ДАУ (DOW), Хенкель (Henkel), АкзоНобель (AkzoNobel), Дюпон (DuPont), Хантсман (Huntsman), Гексион (Hexion).
Основные особенности глобального рынка продукции малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции состоят в том, что:
потребителям, как правило, требуются не химические продукты, а решение конкретных технологических задач;
разрабатывается продукция с улучшенными потребительскими свойствами и ведется поиск комбинированных решений;
при производстве малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции важную роль играет клиентоориентированный подход, включающий технический маркетинг, анализ сильных и слабых сторон выпускаемого продукта по сравнению с продукцией конкурентов, разработку и вывод на рынок более эффективных решений для потребителя или выпуск аналогов существующих продуктов (дженериков) по более конкурентоспособным ценам;
химические продукты перемещаются по международным рынкам и свободно конкурируют, а потребитель имеет возможность выбора наилучшего решения по соотношению цена - качество;
требуется высокая специализация производителей в рамках выбранных направлений товарных рынков, а также необходимо проведение специализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тесная взаимовыгодная интеграция науки и бизнеса;
осуществляется всестороннее техническое взаимодействие производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции с производителями технологий, конечными потребителями и регулирующими органами.
Реструктуризация индустрии малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции привела к формированию следующих основных типов игроков:
крупнейшие вертикально интегрированные холдинги БАСФ (BASF), Дау Кемикал (Dow Chemical), на которые приходится большая часть рынка;
диверсифицированные холдинги Дюпон (DuPont), АкзоНобель (AkzoNobel), Эвоник (Evonik), ДСМ (DSM), Клариант (Clariant), Вакер (Wacker), Кемтура (Chemtura), Лонза (Lonza), Албемарле (Albemarle), Атланта (Atlanta) и Крода (Croda);
нишевой производитель Зика (Sika).
Быстрый рост индустриализации азиатской экономики и повышение уровня жизни во многих развивающихся странах привели к смещению центра малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, где уровень затрат на рабочую силу низок, а экономический рост высок, и в ближневосточный регион, располагающий избытком нефтехимического этанового сырья.
Многие лидирующие компании открывают производственные площадки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно, китайские и индийские производители становятся ключевыми игроками в некоторых сегментах малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции.
Хотя размер бизнеса, его ведение в большинстве стран мира и уровень затрат являются важными факторами успеха на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, ключевыми факторами остаются инновации и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В среднем затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции составляют 3 - 5 процентов выручки. Исследования обычно направлены на поиск как новых продуктов, так и новых областей применения существующих химических продуктов, что позволяет компаниям увеличивать продажи, прибыль и создавать барьеры для выхода на рынок другим игрокам.
Кроме того, мировые производители малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции уделяют значительное внимание экологичности производства и предъявляют высокие требования к поставщикам сырья.
3. Рынок малотоннажной химической продукции
и среднетоннажной химической продукции
в Российской Федерации
На долю производства малотоннажной химической продукции в Российской Федерации в настоящее время приходится не более 10 - 15 процентов общего объема производства химической продукции, тогда как в развитых странах она составляет 40 процентов и более. Спрос на малотоннажную химическую продукцию в значительной степени удовлетворяется за счет импорта, причем по многим стратегически важным продуктам зависимость от импорта доходит до 100 процентов.
Динамика объема производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2010 - 2016 годы в натуральном выражении приведена согласно приложению N 1.
В 2014 - 2016 годах импорт составлял около 35 процентов потребления в натуральном выражении, при этом в денежном выражении его доля достигала 45 процентов потребления. Экспорт составлял около 20 процентов производства в натуральном и стоимостном выражениях.
Производственный баланс малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении (среднее значение объема производства, импорта, экспорта и потребления за 2014 - 2016 годы) приведен согласно приложению N 2.
Среднее значение за 2014 - 2016 годы объема потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации приведено согласно приложению N 3 и в стоимостном выражении для разных сегментов значительно различается.
Наибольшие объемы потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации фиксируются в сегментах нефтегазового сектора, сельского хозяйства и товаров повседневного спроса.
Среднегодовой оборот российского рынка малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции с 2014 года по 2016 год составил около 300 млрд. рублей (около 7,7 млрд. долларов США).
В течение последних 5 лет наблюдается рост рынка на уровне 5 процентов в год. Оценочно можно прогнозировать, что до 2030 года положительная динамика сохранится и рост составит также до 5 процентов при оптимистичном или 3 - 4 процента при реалистичном сценарии развития экономики.
4. Приоритизация малотоннажной химической продукции
и среднетоннажной химической продукции
для Российской Федерации
Ни в одной стране мира в настоящее время не может в полном объеме быть закрыта собственная потребность в малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции локальным производством, поэтому при формировании программ развития малотоннажной химии необходимо определить приоритеты с учетом:
позиций значимости малотоннажной химической продукции для развития других отраслей;
возможностей сырьевого и технологического обеспечения их производства;
наличия локального рыночного окна;
экономической целесообразности;
интересов национальной безопасности.
В ходе работы, проводимой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Межведомственным экспертным советом по вопросам развития химической и нефтехимической промышленности и Межведомственным научно-техническим советом по проблемам развития производств малотоннажной химии, согласованы основные критерии отнесения химической продукции к малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции:
для малотоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации до 1 тыс. тонн в год, единичные мощности до 10 тыс. тонн в год;
для среднетоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации от 1 до 50 тыс. тонн в год, единичные мощности от 10 до 150 тыс. тонн в год.
В Российской Федерации к малотоннажной химической продукции зачастую относят продукцию, уже перешедшую в мировой практике в разряд среднетоннажной. Кроме того, отечественное потребление отдельных химических продуктов исчисляется не тоннами, а десятками и сотнями килограммов, что выводит производство подобных продуктов в область лабораторных технологий производства. Аналогичная ситуация и в среднетоннажной химической продукции - отечественные мощности, как правило, в 4 - 8 раз меньше современной мощности мирового уровня.
В результате анализа российского рынка потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции определен перечень продуктовых сегментов из 27 основных продуктовых сегментов, который взят за основу приоритетности при разработке "дорожной карты" и в который вошли следующие продукты:
высокотехнологичные полимеры;
прочие пластики и каучуки специального назначения;
строительные добавки;
поверхностно-активные вещества;
дезинфицирующие вещества;
клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы);
химические вещества для пищевых добавок;
химические вещества для кормовых добавок;
вещества для водоподготовки;
пигменты;
прочие добавки для лакокрасочных материалов;
пламегасители (антипирены);
антиоксиданты;
особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности);
добавки для пластиков и каучуков прочие;
специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
вещества для производства бумаги;
вещества для горного дела;
вещества для производства текстиля;
ингибиторы коррозии;
присадки к топливам и смазочным материалам;
химические средства защиты растений;
вещества для косметики;
вещества для создания изображений;
химические реактивы и растворители.
Рассматривая многообразие различных подходов к приоритизации, можно сделать вывод, что ключевым драйвером развития любого производства является наличие платежеспособного спроса, ключевым ограничением - отсутствие сырья и технологий.
Воссоздание сырьевых цепочек, трансфер либо разработка собственных технологий и стимулирование потребления отечественной малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции являются ключевыми точками приложения усилий по мерам государственного регулирования и поддержки развития производств малотоннажной химической продукции в Российской Федерации. Необходимо всесторонне рассматривать сегменты малотоннажной химической продукции, однако опорными (вытягивающими) сегментами должны быть сегменты, наилучшие с точки зрения объема рынка, потенциала импортозамещения и конкурентоспособности на мировом рынке в целом.
Комплексный анализ продуктовых сегментов на основе критериев приоритизации показывает, что к таким сегментам относятся:
поверхностно-активные вещества;
клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы);
химические вещества для пищевых добавок;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности);
химические средства защиты растений;
химические реактивы и растворители;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
вещества для водоподготовки;
прочие пластики и каучуки специального назначения.
Для указанных продуктовых сегментов характерны высокий потенциал импортозамещения, значительный объем внутреннего рынка и возможность достижения необходимого эффекта масштаба для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне в 2017 - 2025 годах. По истечении этого периода приоритеты предусматривается пересмотреть исходя из текущей ситуации на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции.
Стоит также отметить, что при наличии устойчивого спроса на мировом рынке представляется целесообразным локализация на территории Российской Федерации конкурентоспособных производств по выпуску малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, ориентированных на экспорт продукции, не представленной среди видов малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, среднее значение объема потребления которых в стоимостном выражении за 2014 - 2016 годы приведено в приложении N 3 к "дорожной карте".
5. Основные ограничения, сдерживающие развитие производства
малотоннажной химии в Российской Федерации
В рамках проведенной работы по анкетированию отечественных потребителей и производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции был выявлен ряд ключевых проблем, сдерживающих их развитие. Барьеры носят системный характер, они требуют комплексного подхода и интеграции усилий бизнеса, государства и науки.
Результаты опроса отечественных производителей показали, что в целом компании понимают основные тенденции на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, знают сильные и слабые стороны как собственных продуктов и технологий, так и продуктов и технологий конкурентов. Вместе с тем заметного роста производства в силу ряда объективных обстоятельств не происходит. Среди проблем, сдерживающих развитие производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, компании выделяют следующие проблемы:
слабость внутреннего рынка;
недостаток среднетоннажного сырья и интермедиатов;
низкая конкурентоспособность отечественных производителей из-за технологического отставания и применения импортного сырья;
недостаточные компетенции в области маркетинга, брендинга и продаж;
разрозненность научной и технологической поддержки отрасли;
отсутствие недорогих источников финансирования проектов и неразвитость инструментов проектного финансирования.
Основные меры государственного регулирования и поддержки должны быть направлены на устранение указанных проблем.
Комплекс мер государственного регулирования и поддержки должен быть весьма взвешенным и выверенным, особенно в части изменения таможенно-тарифного регулирования. Если потребность в малотоннажной химической продукции для государственного оборонного заказа ориентирована в первую очередь на отечественных поставщиков, то рост тарифной нагрузки на гражданские направления производства малотоннажной химической продукции может привести к снижению рентабельности отечественного производства и увеличению доли иностранных игроков на российском рынке, а также к перекладыванию затрат на себестоимость продукции и, как следствие, - к росту цен.
Только меры стимулирования внутреннего спроса не смогут оказать заметного влияния на его динамику, поскольку отечественный рынок малотоннажной химической продукции развивается на основе глобальных трендов и потребительских решений. Однако меры государственного регулирования и поддержки могут положительным образом сказаться на сокращении импорта и приросте внутреннего производства малотоннажной химической продукции при создании сырьевого обеспечения отдельных продуктовых цепочек. При этом увеличится объем экспорта малотоннажной химической продукции, поскольку внутренний рынок будет не в состоянии потребить всю выпускаемую продукцию.
6. Основные направления развития национального рынка
малотоннажной химической продукции и среднетоннажной
химической продукции и предлагаемые меры
государственного регулирования и поддержки
Меры государственного регулирования и поддержки для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в развитых странах направлены на поддержку развития исследований и разработок, а в развивающихся странах - на поддержку развития отечественного производства.
Основными мерами государственного регулирования и поддержки, применяемыми за рубежом, являются:
введение дополнительных пошлин на импорт зарубежной малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции для стимулирования национального производства определенных групп товаров малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции;
создание и поддержка развития химических парков, поддержка развития инфраструктуры, что позволит малым и средним предприятиям функционировать наиболее эффективно;
прямое субсидирование (финансирование), кредитование, предоставление гарантий по кредитам, предоставление налоговых льгот, создание центров профессионального обучения, поддержка развития малых и средних предприятий, привлечение к финансированию проектов институтов развития, фондов, российских государственных корпораций и банков.
Развитие рынка малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации также требует реализации основных мер поддержки.
"Дорожная карта" позволит создать условия для наращивания к 2030 году внутреннего производства на 1,5 млрд. долларов США и снижения доли импорта в потреблении малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции на 13 процентов.
"Дорожная карта" включает в себя:
опережающее развитие продуктов и технологий;
стимулирование создания производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции;
стимулирование внутреннего спроса;
совершенствование системы стандартизации;
поддержка экспорта;
мониторинг и прогноз.
Опережающее развитие продуктов и технологий
Поскольку импортные продукты находятся, как правило, в середине своего жизненного цикла и к моменту внедрения отечественной технологии на рынке с высокой степенью вероятности появятся продукты и решения с улучшенными потребительскими свойствами, то импортозамещение не может быть самоцелью развития малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции.
В связи с этим большое внимание Российской Федерацией уделяется опережающему развитию новых технологий, для чего необходимы постоянный конкурентный анализ мировых тенденций в области малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, выработка действенных механизмов коммерциализации технологий (от теоретических расчетов новых процессов до строительства опытно-промышленных установок и вывода новых продуктов на мировой рынок). Таким образом, требуется решение следующих задач:
определение на основе мировых тенденций и данных таможенной статистики перспективных видов малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции по отношению к применяющимся в различных сегментах аналогам;
проведение переговоров с потенциальными потребителями, натурально-стоимостная оценка существующего потенциала и прогноза рынка нового продукта в Российской Федерации и за рубежом;
анализ рынков сбыта товарных полупродуктов в цепочке переделов нового продукта (при наличии);
оценка существующего в Российской Федерации научно-технологического задела по производственной цепочке данного вида продукции;
поиск и оценка стоимости сырья для обеспечения программы выпуска нового продукта;
оценка затрат (временных и финансовых) на создание новой и (или) модернизацию существующей технологии выпуска нового продукта в Российской Федерации;
расчет сроков окупаемости новых проектов;
поиск сторон, заинтересованных в финансировании разработанных проектов;
разработка маркетинговых мероприятий по выводу новых продуктов на российский и мировой рынки.
Для решения указанных задач в рамках "дорожной карты" предлагается рассмотреть возможность создания на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по малотоннажной химической продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации. Создание такой информационной площадки позволит сконцентрировать усилия на разработке и коммерциализации новых продуктов и технологий от стадии инвестиционных идей до внедрения в промышленное производство.
Информационно-справочный раздел по малотоннажной химической продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации, должен охватывать вопросы технического регулирования малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации и за рубежом, отслеживать мировые новости, способствовать координации науки и бизнеса в области малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, освещать вопросы сырьевого обеспечения, создавать систему горизонтальных связей между производством и потреблением.
Кроме того, в целях решения указанных задач предлагается создать межведомственный совет при Федеральном агентстве научных организаций по вопросам, связанным с формированием и реализацией комплексного плана научных исследований в интересах отечественной промышленности в области развития малотоннажной химической продукции.
Для достижения опережающего развития новых технологий представляется целесообразной поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в развитии производств малотоннажной химической продукции в рамках действующих механизмов поддержки и программ институтов развития, а также посредством формирования программы Союзного государства в части развития среднетоннажной химической продукции.
Стимулирование создания производств малотоннажной
химической продукции и среднетоннажной химической продукции
В условиях отсутствия российского сырья требуемого ассортимента и качества происходит переход на импортные поставки, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей, а также является барьером для создания эффективных производств мирового уровня. Поэтому мероприятия подраздела "дорожной карты" нацелены на решение одной из ключевых проблем малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции - обеспечение отечественных производителей российским сырьем в необходимых объемах.
Отечественные производители отмечают отсутствие в Российской Федерации производств - малеинового ангидрида, адипиновой кислоты, изоцианатов, эпихлоргидрина и базовых эпоксидных смол на его основе, дурола и пиромеллитового диангидрида, высших жирных спиртов и кислот, этиламинов, хлористого метила, бутандиола и другого мало- и среднетоннажного сырья, что является сдерживающим фактором для развития последующих переделов. Без создания надежной отечественной сырьевой базы по указанным продуктам интенсификация производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации представляется маловероятной.
В рамках "дорожной карты" сформированы предложения по развитию производств среднетоннажных видов сырья для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, которые позволят создать надежную сырьевую базу, в том числе для создания конкурентоспособных мощностей мирового уровня. К таким видам сырья относятся нефтяные воски и парафины, низкомолекулярный полиэтилен, высокоочищенные бензиновые фракции, применяемые в качестве растворителей лакокрасочных материалов, экстракционных бензинов, поверочных смесей и реактивов.
В рамках сырьевого обеспечения предлагается также организация углубленной переработки жидких продуктов пиролиза с получением ароматических и алифатических смол для лакокрасочной промышленности.
Развитие производств среднетоннажных видов сырья будет осуществляться с учетом плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 29 ноября 2017 г. N 4169.
Стимулирование внутреннего спроса
Спрос (потребление) выступает ключевым драйвером развития любого бизнеса, в том числе и развития производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции. Сложившийся в Российской Федерации рынок малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции не является дефицитным, наоборот, характеризуется высоким уровнем конкуренции. Более того, конкуренция идет не только на уровне продуктов, но и на уровне потребительских решений.
На мировом рынке конкуренция с российскими товарами еще острее из-за устойчивых позиций мировых глобальных компаний - производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, особенностей регионального технического регулирования оборота продукции, языковых барьеров, эффективных механизмов поддержки экспорта международных стран-игроков (Китай, Германия, США и другие).
Развитие отечественного производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции должно ориентироваться как на внутренний рынок, так и на мировой рынок. При этом обеспечение внутреннего рынка малотоннажной химической продукцией и среднетоннажной химической продукцией в части государственных закупок должно осуществляться преимущественно за счет товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" и от 14 января 2017 г. N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Совершенствование системы стандартизации
Мероприятия подраздела "дорожной карты" нацелены на совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации в области продукции малотоннажной химии, что в результате приведет к соответствующей корректировке внутреннего спроса в пользу современных инновационных продуктов и создаст новые рыночные ниши для российских производителей, включая развитие экспортных направлений, а также снизит капитальные затраты на создание и реконструкцию производств.
Поддержка экспорта
Мероприятия подраздела "дорожной карты", связанные с поддержкой экспорта, нацелены на развитие используемых практик и механизмов продвижения продукции отечественных производителей как на внутреннем рынке, так и на мировом рынке.
Меры поддержки предусматривают:
разработку специальных решений в рамках пакетных программ, позволяющих повысить качество и уровень участия российских компаний в международных выставках, конференциях, круглых столах;
повышение информированности российских производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции и популяризацию среди них программ финансово-гарантийной поддержки экспорта и страхования экспортных операций, предоставляемых государством.
Кроме того, создание легитимных на внешнем рынке механизмов сертификации малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции также способствует продвижению продукции отечественных производителей на международном рынке.
Мониторинг и прогноз
Мероприятие подраздела "дорожной карты", связанное с мониторингом и прогнозом, нацелено на интеграцию мероприятий по развитию химического и нефтехимического комплексов Российской Федерации.
II. Перечень приоритетных продуктовых направлений в рамках
развития малотоннажной химической продукции
на период до 2030 года
1. Поверхностно-активные вещества
2. Клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы)
3. Химические вещества для пищевых добавок
4. Химические катализаторы, инициаторы и ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности)
5. Химические средства защиты растений
6. Химические реактивы и растворители
7. Химические вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам
8. Химические вещества для водоподготовки
9. Пластики и каучуки специального назначения
III. "Дорожная карта"
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Срок выполнения мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
1. Опережающее развитие продуктов и технологий
|
|||
1. О результатах фактического применения мер поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в развитии производства малотоннажной химической продукции в рамках действующих механизмов государственной поддержки и программ институтов развития
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
январь 2018 г., далее - ежегодно
|
Минпромторг России, ФАНО России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
2. Подготовка предложений по созданию на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
октябрь 2019 г.
|
Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
3. Подготовка проекта программы Союзного государства в части развития производств среднетоннажной химической продукции для представления в Постоянный Комитет Союзного государства
|
проект программы
|
сентябрь 2020 г.
|
Минпромторг России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфин России, Постоянный Комитет Союзного государства с участием заинтересованных организаций
|
4. Создание межведомственного совета при ФАНО России по вопросам, связанным с формированием и реализацией комплексного плана научных исследований в интересах отечественной промышленности в области развития малотоннажной химической продукции
|
ведомственный акт
|
декабрь 2018 г.
|
ФАНО России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
2. Стимулирование создания производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции
|
|||
5. Утверждение перечня комплексных приоритетных инвестиционных проектов по развитию производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции на период 2017 - 2025 годов в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых сегментов в малотоннажной химической продукции
|
доклад в Правительство Российской Федерации с приложением ведомственного акта
|
декабрь 2018 г., далее - ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций
|
Минпромторг России, Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
6. Подготовка предложений по формированию с участием институтов развития и инвестиционных фондов механизмов финансирования создания, модернизации и развития производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
январь 2019 года, далее - ежегодно
|
Минпромторг России, Минобрнауки России с участием заинтересованных организаций, инвестиционных фондов и институтов развития
|
7. Подготовка предложений о разработке механизмов стимулирования развития производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в рамках действующих форм государственно-частного партнерства, включая механизм специального инвестиционного контракта
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
январь 2019 г., далее - ежегодно
|
Минпромторг России,
Минэнерго России,
Минэкономразвития России,
Минфин России
|
3. Стимулирование внутреннего спроса
|
|||
8. Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (в части дополнения требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, требованиями к малотоннажной химической продукции в
рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений)
|
акт Правительства Российской Федерации
|
октябрь 2018 г., далее - ежегодно, при поступлении предложений от заинтересованных организаций
|
Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
9. Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (в части дополнения перечня товаров, происходящих из иностранных государств, малотоннажной химической продукцией в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений)
|
акт Правительства Российской Федерации
|
октябрь 2018 г., далее - ежегодно, при поступлении предложений от заинтересованных организаций (при необходимости)
|
Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
4. Совершенствование системы стандартизации
|
|||
10. Утверждение программы стандартизации, предусматривающей разработку методов и методик испытаний малотоннажной химической продукции, гармонизированных со стандартами американского общества по испытанию материалов и Международной организации по стандартизации, а также производство и аттестацию государственных стандартных образцов для аналитических методов определения заданных компонентов или веществ
|
ведомственный акт
|
декабрь 2018 г.
|
Минпромторг России, Росстандарт с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
5. Поддержка экспорта
|
|||
11. Внесение изменений в перечень высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции, утвержденный приказом Минпромторга России от 23 июня 2017 г. N 1993 "Об утверждении перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции" (в части дополнения указанного перечня малотоннажной химической продукцией в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений)
|
ведомственный акт
|
февраль 2019 г., при поступлении предложений от заинтересованных организаций
|
Минпромторг России, ФАНО России с участием заинтересованных организаций
|
12. Подготовка предложений по созданию легитимных на внешнем рынке механизмов сертификации малотоннажной химической продукции
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
март 2020 г.
|
Минпромторг России, Росстандарт с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
6. Мониторинг и прогноз
|
|||
13. Подготовка проекта Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года
|
акт Правительства Российской Федерации
|
июнь 2018 г.
|
Минпромторг России, Минэнерго России
|
Приложение N 1
к плану мероприятий ("дорожной
карте") по развитию производства
малотоннажной химии в Российской
Федерации на период до 2030 года
ДИНАМИКА
ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, ИМПОРТА, ЭКСПОРТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
МАЛОТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2010 - 2016 ГОДЫ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ
(тыс. тонн)
Наименование показателя
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
Объем производства
|
2715
|
2974
|
3389
|
3117
|
3301
|
3425
|
3327
|
Объем экспорта
|
554
|
414
|
566
|
631
|
581
|
624
|
655
|
Объем импорта
|
1221
|
1400
|
1617
|
1660
|
1689
|
1440
|
1464
|
Объем потребления
|
3382
|
3960
|
4440
|
4146
|
4409
|
4241
|
4136
|
Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG).
Приложение N 2
к плану мероприятий ("дорожной
карте") по развитию производства
малотоннажной химии в Российской
Федерации на период до 2030 года
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БАЛАНС
МАЛОТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАТУРАЛЬНОМ
И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ (СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ЗА 2014 - 2016 ГОДЫ)
Наименование показателя
|
Среднее значение за 2014 - 2016 годы
|
|
в натуральном выражении, тыс. тонн
|
в стоимостном выражении, млн. долларов США
|
|
Объем производства
|
3351
|
4814
|
Объем экспорта
|
620
|
847
|
Объем импорта
|
1531
|
3779
|
Объем потребления
|
4262
|
7746
|
Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG).
Приложение N 3
к плану мероприятий ("дорожной
карте") по развитию производства
малотоннажной химии в Российской
Федерации на период до 2030 года
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ЗА 2014 - 2016 ГОДЫ ОБЪЕМА ПОТРЕБЛЕНИЯ МАЛОТОННАЖНОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ
ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование вида малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции
|
Объем потребления, млн. долларов США
|
Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам
|
820
|
Катализаторы, инициаторы, ингибиторы
|
767
|
Химические средства защиты растений
|
698
|
Поверхностно-активные вещества
|
693
|
Вещества для водоподготовки
|
475
|
Химические вещества для пищевых добавок
|
472
|
Химические реактивы
|
459
|
Адгезивы и герметики
|
419
|
Вещества для производства текстиля
|
347
|
Прочие пластики и каучуки специального назначения
|
326
|
Вещества для косметики
|
265
|
Присадки к топливам и смазочным материалам
|
199
|
Добавки для пластиков и каучуков прочие
|
196
|
Пигменты
|
162
|
Прочие добавки для производства лакокрасочных материалов
|
158
|
Вещества для горного дела
|
155
|
Химические вещества для кормовых добавок
|
148
|
Пламегасители
|
144
|
Строительные добавки
|
144
|
Вещества для электроники
|
139
|
Специальные лубриканты и технические жидкости
|
130
|
Антиоксиданты
|
117
|
Дезинфицирующие вещества
|
93
|
Вещества для создания изображений
|
73
|
Вещества для производства бумаги
|
67
|
Высокотехнологичные полимеры
|
44
|
Ингибиторы коррозии
|
41
|
Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG).