ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 июля 2015 г. N 1403-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 854-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 3056).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2015 г. N 1403-р
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы изложить в следующей редакции:
"Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2012 г. N 854-р
(в редакции
распоряжения Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2015 г. N 1403-р)
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
I. Общие положения
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы (далее соответственно - программа, университет) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 958 "О создании Северо-Кавказского федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе".
Реализация программы позволит придать университету как образовательной организации высшего образования статус инновационного научно-образовательного комплекса.
Университет формируется как:
уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров для решения задач приоритетных направлений социально-экономического развития региона;
ведущая экспертная площадка для межкультурного диалога в полиэтническом социуме региона и ближнего зарубежья;
значимый фактор снижения социального напряжения посредством оптимизации межэтнического, межконфессионального взаимодействия, укрепления консолидирующей роли русского языка и русской культуры, формирования у выпускников российской гражданской идентичности, патриотизма, общекультурной компетентности и правового сознания;
ключевой центр геополитического влияния России через развитие образовательных, научных и культурных связей регионов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, с приграничными государствами.
Приоритетные направления развития и конкретные мероприятия программы обусловлены необходимостью решения ключевых задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом. Инновационное развитие университета должно оказать существенное влияние на реализацию политики модернизации региона по направлениям, определенным в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа), и в долгосрочной перспективе обеспечить сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии субъектов Северо-Кавказского федерального округа и качестве жизни на территории указанных субъектов, обеспечить выравнивание их развития в сравнении с экономически развитыми субъектами Российской Федерации, прежде всего в столь значимой для общества сфере, как образование.
Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является полиэтничность, поликультурность и поликонфессиональность населения. Актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, а также задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что будет учитываться при подготовке кадров.
Прорыв в экономике Северного Кавказа возможен за счет значительного роста производительности труда на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа, совершенствования системы управления хозяйственным комплексом округа, внедрения административных, технологических и социальных инноваций и практик.
Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности университета будут организованы в том числе путем сетевого взаимодействия с учреждениями среднего профессионального и высшего образования, научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа, с учетом лучших практик системы профессионального образования в субъектах региона.
Для эффективной интеграции университета с системой профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа будут создаваться научно-образовательные центры, научно-исследовательские институты, базовые междисциплинарные кафедры и другие структурные подразделения, что позволит университету стать центром научно-образовательного комплекса Северного Кавказа, так как именно благодаря его инновационной инфраструктуре будет обеспечиваться эффективный трансфер лучших в России образовательных, научных и инновационных практик.
Кроме того, планируется развивать сотрудничество университета с ведущими научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа. Развитие университета предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничества с ведущими образовательными и научными организациями, а также с инновационными коммерческими организациями.
Университет обеспечит адекватную потребностям регионального рынка труда кадровую поддержку развития приоритетных отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, а именно:
электроэнергетики - специалистами в области альтернативных источников энергии, энергосберегающих технологий, интеллектуальных сетей и гидроэнергетики;
туристско-рекреационного комплекса - специалистами в области рационального использования природных ресурсов, курортологии, создания туристско-рекреационной инфраструктуры, внедрения здоровьесберегающих технологий и разработки туристических продуктов;
промышленности, строительства и индустрии стройматериалов - специалистами в области организации производств, трансферта новейших технологий, обеспечивающих повышение эффективности и производительности труда, создания малых инновационных предприятий;
отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, - специалистами в области пищевой промышленности на основе новых технологий производства, методов селекции, генной инженерии, молекулярной генетики, микробиологии и др.;
биомедицинского и фармацевтического производства - специалистами в области медицинской биохимии, фармации.
В рамках приоритетных направлений развития Северо-Кавказского федерального округа в университете будут формироваться точки роста в научной и научно-инновационной сфере на основе исследований, уже сложившихся в образовательных организациях высшего образования, вошедших в состав университета и получивших российское и мировое признание. В ближайшей перспективе в университете получат приоритетное развитие инновационные научно-образовательные центры мирового уровня в таких областях, как нанотехнологии и новые материалы, биомедицинские и фармацевтические технологии, биотехнологии пищевых производств и переработки сельскохозяйственной продукции, аэрокосмические и геоинформационные технологии, территориальное планирование, нейрокомпьютеры, параллельные и высокопроизводительные вычисления, комплексная безопасность инфраструктурных объектов и территорий, гостиничный и туристический сервис, конфликтология, кавказоведение, культура и традиции народов Северного Кавказа, этнодемографические процессы.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи
развития университета
Миссия университета - формирование человеческого и интеллектуального капитала, способного обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Стратегическая цель - формирование университета как образовательного, научного, культурного и инновационного центра, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, социальной и других сфер деятельности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа - кадров, способных решать стратегические задачи обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Северного Кавказа, повышения конкурентоспособности базовых отраслей регионального производства, развития социально-экономической инфраструктуры и снижения социально-политической напряженности. Результатом развития университета станет появление на Северном Кавказе конкурентоспособного на образовательном рынке ведущего университета, работающего на принципах единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов, служащего процветанию государства и общества, входящего в число лидирующих российских научно-образовательных центров.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
осуществление политики в области науки и образования, согласующейся со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и с ориентирами модернизации национальной экономики и общественных отношений;
воспитание выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки и инновационным мышлением, востребованных на профильных рынках труда, способных генерировать новые знания и квалифицированно решать задачи, находящиеся в рамках их компетенции, - выпускников, идентифицирующих себя как граждан Российской Федерации, патриотов, с высоким уровнем общекультурной компетентности и правового сознания;
создание и развитие современной инфраструктуры, максимально реализующей инновационный потенциал университета посредством оптимизации процесса "фундаментальные исследования - прикладные исследования и разработки - внедрение научных (научно-технических) результатов", а также посредством формирования эффективных механизмов коммерциализации новых технологий, научных продуктов и услуг;
диверсификация образовательных услуг за счет расширения образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования;
обеспечение доступности среднего профессионального и высшего образования по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развитие образовательного процесса в неразрывной связи с фундаментальными и прикладными исследованиями;
интеграция университета в мировое образовательное пространство на основе развития академической мобильности студентов, аспирантов, слушателей системы дополнительного профессионального образования и преподавателей;
проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки;
осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок для развития региональной экономической системы по заказам предприятий при активном использовании механизма государственно-частного партнерства;
создание исследовательской корпоративной культуры посредством активного участия студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников в реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализации их результатов;
активное внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, повышающих качество подготовки выпускников, производительность труда преподавателей и эффективность организации учебной деятельности в университете;
формирование и совершенствование системы стратегического партнерства университета с государственными властными структурами и представителями бизнес-сообщества в реализации инновационных проектов;
полное информационное обеспечение всех направлений деятельности университета на основе передовых информационно-коммуникационных систем и технологий;
формирование эффективной системы управления университетом в аспекте модернизации научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, совершенствования организационной структуры, обеспечения его финансовой стабильности как автономного учреждения;
принципиальное изменение системы менеджмента с целью повышения эффективности управления ресурсами на основе выявления проблемных точек управления в подразделениях и службах университета;
осуществление регулярного мониторинга показателей деятельности университета и оперативной корректировки стратегических решений вследствие объективных изменений внешней и внутренней среды;
усиление внутриуниверситетской интеграции, сотрудничества между структурными подразделениями (институтами) в организации учебного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности;
популяризация бренда университета путем формирования сообщества выпускников университета, успешно конкурирующих на профильных сегментах отечественного и международного рынков труда, а также путем системной пропаганды достижений Северо-Кавказского федерального университета в сфере образования, науки, инновационной деятельности.
Характерной особенностью деятельности университета является высокий уровень полиэтничности обучающихся студентов в условиях многонационального населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Деятельность университета, направленная на обеспечение сбалансированности социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений населения округа, позволит решить задачи по снижению оттока русскоязычного населения из регионов округа, созданию комфортной среды среди многонациональной молодежи, формированию мотиваций и карьерных устремлений молодежи к трудоустройству и проживанию в регионах, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Решение образовательных, научно-инновационных и социокультурных задач региона с привлечением ресурсов университета станет важным фактором укрепления российской государственности на Северном Кавказе, экономической и политической целостности страны.
Приоритетными направлениями развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы, являются:
развитие промышленности Северо-Кавказского федерального округа с использованием разработок университета в области наносистем и материалов, фундаментальной медицины, биомедицинских и фармацевтических технологий, химических процессов и технологий, пищевых биотехнологий, пищевой безопасности, машиностроения, технологий поиска, разведки, разработки месторождений нефти и газа, их добычи и переработки;
развитие технологической инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа, в том числе обеспечение энергоэффективности, энергосбережения и энергетической безопасности, развитие аэрокосмических и геоинформационных технологий, территориального планирования, информационно-телекоммуникационных технологий, строительных технологий и производства строительных материалов, транспорта и транспортно-логистических систем;
развитие рекреационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа, в том числе туризма, гостиничного дела, сервиса и межкультурных коммуникаций, экологии, обеспечение биоразнообразия и рационального природопользования;
развитие социально-гуманитарных и экономических процессов в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе этнокультурных, этносоциальных, этнодемографических и этнополитических процессов, а также социально-гуманитарных технологий, укрепление роли русского языка как государственного и русской культуры, формирование общероссийской идентичности на Северном Кавказе, развитие экономико-финансовых институтов и системы управления Северо-Кавказского федерального округа, обеспечение государственного и правового регулирования экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа, развитие институтов гражданского общества и демократических традиций формирования и функционирования власти.
III. Мероприятия программы и этапы их реализации
Реализация приоритетных направлений развития университета будет осуществлена на основе согласованных по срокам и результатам мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:
модернизация образовательной деятельности;
модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала университета;
модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;
повышение эффективности управления университетом.
Реализация мероприятий направлена на достижение основной цели создания и развития университета и решение задач приоритетных направлений его развития и осуществляется в 2 этапа:
I этап (2012 - 2018 годы) - организация всех видов деятельности университета, ориентированная на его развитие как ведущего центра образования и науки Северо-Кавказского федерального округа, включает в себя:
внедрение инновационных образовательных программ с учетом потребностей работодателей;
создание научно-исследовательских институтов, научно-образовательных центров, лабораторий, исследовательских групп, развитие их материально-технической базы;
модернизацию существующих учебно-лабораторных корпусов, общежитий, спортивно-оздоровительных комплексов и др.;
широкое внедрение современных информационных технологий в образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность и управление университетом;
расширение международного сотрудничества с крупнейшими научными и образовательными центрами, а также связей с ведущими образовательными организациями высшего образования и исследовательскими центрами России, привлечение известных российских и зарубежных ученых, развитие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей;
II этап (2019 - 2021 годы) - динамичное развитие университета, являющегося научно-образовательным центром мирового уровня, включает в себя:
вхождение университета в рейтинги образовательных организаций высшего образования России;
выход университета на высокий уровень в создании и внедрении инновационной продукции;
обеспечение динамики развития университета преимущественно за счет средств, полученных в результате научно-исследовательской и инновационной деятельности.
План реализации мероприятий программы приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения мероприятий программы приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) программы, по достижении плановых значений которых Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы, приведены в приложении N 3.
IV. Финансовое обеспечение программы
Общий бюджет программы для обеспечения реализации мероприятий в период с 2012 по 2021 год составит 7,662 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета в объеме 4,817 млрд. рублей в 2012 - 2016 годах, из них: в 2012 - 2014 годах субсидия на государственное задание 2,98 млрд. рублей, в 2015 - 2016 годах субсидия на иные цели 1,837 млрд. рублей;
средства от приносящей доход деятельности в объеме 2,845 млрд. рублей.
Для реализации программы кроме ассигнований федерального бюджета будут привлечены средства, поступающие в университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также средства, полученные от разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, венчурное финансирование, доходы от управления объектами интеллектуальной собственности.
Основные направления расходования средств определены мероприятиями программы, реализация которых будет способствовать достижению целевых показателей и показателей мониторинга эффективности деятельности университета.
V. Ожидаемые результаты и риски реализации программы
В результате реализации программы к 2021 году на Северном Кавказе будет создан качественно новый научно-образовательный и инновационный университет, привлекающий талантливых молодых людей, ученых и специалистов, служащий каналом технологического и научного обмена со странами Южного Кавказа, Прикаспийского региона и Ближнего Востока. Университет будет обладать достаточным потенциалом для дальнейшего развития, в том числе за счет участия в решении задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом.
Университет к 2021 году достигнет целей программы, выполнив поставленные задачи. Региональный рынок труда будет насыщен высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями. Участие университета в формировании инновационной инфраструктуры на основе технологических платформ на территории Северо-Кавказского федерального округа и в обеспечении технологической модернизации базовых отраслей Северного Кавказа приведет к:
повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет роста производства наукоемкой продукции;
появлению уникальных технологий и продукции;
формированию на базе университета экспертных сообществ по приоритетным отраслям социально-экономического развития региона.
Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне, разработка новых технологий будут иметь следствием:
формирование и признание на мировом уровне не менее 3 ведущих научных школ;
повышение вовлеченности профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и инновационную деятельность.
Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, будет способствовать:
организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
повышению уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
повышению патентно-лицензионной и предпринимательской активности студентов и выпускников.
Участие университета в социокультурном развитии региона будет способствовать:
становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения;
сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия народов Северного Кавказа.
Реализация запланированных программой мероприятий связана с группой рисков, которые могут негативно повлиять на ее успешное выполнение. Предполагается нейтрализовать данные риски на основе следующих специально разработанных компенсирующих мероприятий:
несоответствие спектра специальностей и направлений подготовки кадров в университете структуре запроса рынка труда профессиональных кадров будет решаться путем оптимизации структуры подготовки в университете, а также путем диверсификации и обеспечения гибкости образовательных программ для удовлетворения потребностей социально-экономического развития Северного Кавказа;
работа по опережающей подготовке кадров в университете будет востребована только в случае соблюдения сроков и этапов социально-экономического развития региона, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Снижение этого риска будет достигнуто путем проектно-целевой подготовки профессиональных кадров, способных самостоятельно ориентироваться на рынке труда, в том числе мотивированных на реализацию предпринимательской активности;
слабая мотивация производственных и бизнес-структур Северного Кавказа в инвестировании в научную и образовательную деятельность университета будет компенсироваться взаимодействием с государственными корпорациями, акционерными обществами с государственным участием и институтами развития Северо-Кавказского федерального округа, а также с заинтересованными инвесторами из других регионов России и ближнего зарубежья;
концентрация большого количества студенческой молодежи в Ставропольском крае, разнообразного в этническом и конфессиональном плане, может привести к возникновению этнокультурного напряжения, межэтнических противоречий, проявлению бытового национализма, ксенофобии, локальным конфликтам в молодежной среде. Данные риски будут нейтрализоваться усилением организационно-воспитательной, информационно-просветительской работы с молодежью, формированием у нее этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности.
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
(в редакции
распоряжения Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2015 г. N 1403-р)
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Наименование мероприятия
|
Основные результаты
|
Срок реализации
|
|
I. Модернизация образовательной деятельности
|
|||
1.
|
Совершенствование содержания и структуры образовательных программ всех уровней и технологий обучения
|
сформированный портфель образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования в соответствии с нормативно-правовыми требованиями и требованиями профессиональных стандартов, ориентированных на потребности работодателей, в том числе адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (количество новых образовательных программ в 2021 году составит 70 единиц), что позволит увеличить численность слушателей сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете, до 5 тыс. человек в 2021 году
|
2012 - 2021 годы
|
2.
|
Интеграция в российское и международное образовательное и научное пространство, а также развитие академической мобильности сотрудников и обучающихся университетов
|
реализация совместных образовательных программ с ведущими зарубежными и российскими университетами с использованием сетевой формы взаимодействия будет способствовать развитию академической мобильности сотрудников и обучающихся университета, а также достижению плановых значений показателей интернационализации и международного признания
|
2012 - 2021 годы
|
3.
|
Развитие материально-технической базы образовательной деятельности
|
современная материально-техническая база образовательной деятельности будет сформирована путем приобретения учебно-лабораторного оборудования, учебных симуляторов и виртуальных лабораторий, вычислительной техники, лицензионного программного обеспечения, телекоммуникационного мультимедийного оборудования; расширение библиотечного фонда, в том числе приобретение учебных и методических изданий, оформление подписки на базы данных учебной литературы; закупка типографского и издательского оборудования за счет средств от иной приносящей доход деятельности университета
|
2012 - 2021 годы
|
4.
|
Формирование и развитие системы управления качеством образовательного процесса, включая проведение профессионально-общественной аккредитации
|
повышение качества оказываемых университетом образовательных услуг будет способствовать увеличению удельного веса численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре до 31 процента в 2021 году
|
2012 - 2021 годы
|
5.
|
Формирование качественного контингента обучающихся, включая совершенствование профориентационной работы и довузовской подготовки, воспитание российской гражданской идентичности и формирование этнокультурных компетенций, развитие студенческого самоуправления, пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, а также творческой активности обучающихся посредством совершенствования материально-технической базы для развития воспитательной деятельности (в том числе повышения пространственной мобильности обучающихся)
|
реализация университетом комплекса мероприятий по формированию качественного контингента обучающихся будет способствовать привлечению в университет студентов с высоким баллом единого государственного экзамена, а реализация университетом внеучебных мероприятий позволит сформировать имидж университета как крупного социально-культурного и спортивного центра на территории Северо-Кавказского федерального округа, деятельность которого направлена на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, этнокультурных компетенций, компетенций культуры русскоязычной устной и письменной речи, компетенций правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
|
2012 - 2021 годы
|
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
|
|||
6.
|
Развитие материально-технической базы научно-исследовательских и инновационных структурных подразделений университета
|
создание передовой научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры университета, способствующей повышению качества и результативности исследований и разработок, позволит увеличить объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника до 230 млн. рублей в 2021 году, а также будет способствовать коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, число которых увеличится в 5 раз с 2015 по 2021 год
|
2012 - 2021 годы
|
7.
|
Создание системы управления научными исследованиями, в том числе посредством разработки автоматизированной подсистемы управления научными исследованиями и инновационной деятельностью, подписки на ведущие зарубежные базы данных научной периодики, а также внутриуниверситетского стимулирования научно-исследовательской и инновационной активности сотрудников университета
|
эффективная система управления научно-исследовательскими и инновационными процессами в университете будет способствовать становлению университета как ведущего научно-исследовательского и экспертного центра, обеспечивающего развитие приоритетных направлений экономики Северо-Кавказского федерального округа, и росту числа публикаций научно-педагогических работников университета, индексируемых в информационно-аналитических системах Web of Science и Scopus, и количества их цитирований
|
2012 - 2021 годы
|
III. Развитие кадрового потенциала университета
|
|||
8.
|
Формирование кадрового потенциала путем создания и реализации системы внутриуниверситетской конкурсной поддержки, повышения квалификации и организации профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировок обучающихся и сотрудников университета, а также привлечение высококвалифицированных российских и зарубежных специалистов
|
высококвалифицированный коллектив университета, владеющий широким набором профессиональных компетенций, в том числе и для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и способный обеспечить подготовку востребованных кадров в интересах хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, сформированный в том числе за счет увеличения в 2,5 раза к 2021 году удельного веса научно-педагогических, инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала и аспирантов, прошедших стажировки в российских и зарубежных учебных и научных центрах, на предприятиях и в организациях
|
2012 - 2021 годы
|
IV. Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
|
|||
9.
|
Модернизация зданий и сооружений университета, обеспечение комфортных и безопасных условий обучения, внеучебной деятельности, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса; создание доступной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
создание современной инфраструктуры университета, оснащенной высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим комфортные и безопасные условия для реализации образовательной, научной, инновационной деятельности, способствующей гармоничному развитию личности и удовлетворению ее творческих и культурных потребностей
|
2012 - 2021 годы
|
10.
|
Развитие и модернизация IT-инфраструктуры университета и обеспечение ее функционирования и безопасности
|
обеспечение высокопроизводительной работы мультисервисной телекоммуникационной сети университета и центров обработки данных, организация высокоскоростных магистральных каналов связи; формирование современной IT-инфраструктуры университета, обеспечивающей эффективную реализацию образовательной, научной и инновационной деятельности университета; внедрение системы электронного документооборота
|
2012 - 2021 годы
|
V. Повышение эффективности управления университетом
|
|||
11.
|
Повышение эффективности системы управления университета, включая развитие организационной структуры, управленческой и финансовой деятельности
|
эффективная и экономически устойчивая организационная структура университета будет способствовать формированию бренда университета и его продвижению в российском и международном образовательном пространстве, вовлечению в управление университетом представителей органов исполнительной власти Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа, бизнес-сообщества и общественных организаций
|
2012 - 2021 годы
|
Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
(в редакции
распоряжения Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2015 г. N 1403-р)
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2012 - 2014 ГОДАХ
(млн. рублей)
Мероприятия
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год <**>
|
||||
федеральный бюджет <*>
|
иные источники финансового обеспечения
|
федеральный бюджет <*>
|
иные источники финансового обеспечения
|
федеральный бюджет <*>
|
иные источники финансового обеспечения
|
||
I. Модернизация образовательного процесса
|
|||||||
1.
|
Совершенствование содержания и структуры образовательных программ всех уровней и технологий обучения
|
30
|
-
|
70
|
-
|
68,6
|
-
|
2.
|
Интеграция в российское и международное образовательное пространство
|
15
|
5
|
15
|
6
|
19,6
|
6
|
3.
|
Развитие материально-технической базы образовательной деятельности
|
350
|
-
|
250
|
-
|
196
|
-
|
4.
|
Формирование системы управления качеством образовательного процесса
|
5
|
-
|
5
|
-
|
-
|
5
|
II. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности
|
|||||||
5.
|
Развитие материально-технической базы научных исследований
|
340
|
60
|
180
|
60
|
166,6
|
60
|
6.
|
Развитие материально-технической базы инновационной деятельности
|
-
|
-
|
90
|
-
|
147
|
-
|
7.
|
Создание системы управления научными исследованиями
|
-
|
-
|
10
|
5
|
9,8
|
5
|
III. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся
|
|||||||
8.
|
Формирование кадрового потенциала
|
-
|
-
|
60
|
-
|
58,8
|
-
|
9.
|
Формирование качественного контингента обучающихся
|
10
|
5
|
30
|
5
|
29,4
|
5
|
IV. Модернизация инфраструктуры
|
|||||||
10.
|
Модернизация зданий и сооружений университета, обеспечение комфортных и безопасных условий обучения, внеучебной деятельности, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса <***>
|
100 <***>
|
20
|
160 <***>
|
20
|
156,8 <***>
|
30
|
11.
|
Развитие и модернизация IT-инфраструктуры и обеспечение ее функционирования и безопасности
|
150
|
10
|
130
|
70
|
127,4
|
80
|
V. Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления
|
|||||||
12.
|
Развитие системы управления
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
4
|
Итого
|
1000
|
100
|
1000
|
170
|
980
|
195
|
--------------------------------
<*> Средства федерального бюджета (субсидия на государственное задание).
<**> В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
<***> Без учета бюджетных ассигнований на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу.
Таблица 2
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2015 - 2021 ГОДАХ
(млн. рублей)
Источники средств
|
Годы реализации программы
|
||||||
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
|
1. Модернизация образовательной деятельности
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
223
|
260
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
21
|
20
|
190
|
173
|
193
|
198
|
178
|
2. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
233
|
425
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
125
|
125
|
125
|
130
|
140
|
150
|
160
|
3. Развитие кадрового потенциала университета
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
52
|
55
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
5
|
5
|
30
|
35
|
35
|
35
|
35
|
4. Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
349
|
240
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
100
|
120
|
-
|
30
|
10
|
-
|
-
|
5. Повышение эффективности управления университетом
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
Итого
|
|||||||
Субсидия на иные цели (реализация программы)
|
857
|
980
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приносящая доход деятельность
|
253
|
272
|
347
|
370
|
380
|
384
|
374
|
Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
(в редакции
распоряжения Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2015 г. N 1403-р)
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2012 - 2014 ГОДАХ
Показатели
|
Единица измерения
|
2012 год <*>
|
2013 год
|
2014 год
|
|
I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета, международного и национального признания в сфере образования
|
|||||
1.
|
Количество новых образовательных программ, внедренных в образовательный процесс университета
|
единиц
(нарастающим итогом)
|
10
|
25
|
30
|
2.
|
Количество самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований, разработанных и утвержденных в университете
|
единиц
(нарастающим итогом)
|
10
|
25
|
30
|
3.
|
Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии, в общем количестве образовательных программ университета
|
процентов
|
5
|
15
|
25
|
4.
|
Доля студентов, вовлеченных в мероприятия в области этнокультурных отношений и правовой культуры, в общей численности студентов университета
|
процентов
|
20
|
50
|
80
|
5.
|
Общая численность обучающихся в университете
|
тыс. человек
|
15
|
20,5
|
21
|
6.
|
Общая численность обучающихся в университете по очной форме обучения
|
тыс. человек
|
8
|
14
|
14,5
|
7.
|
Доля магистров в общей численности обучающихся в университете по очной форме по программам высшего образования
|
процентов
|
1
|
5
|
10
|
8.
|
Доля учебных дисциплин (модулей) в университете, преподаваемых с использованием современного лабораторного, мультимедийного, технологического оборудования и программного обеспечения, в общем количестве учебных дисциплин
|
процентов
|
20
|
35
|
50
|
9.
|
Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете, на одного научно-педагогического работника
|
человек
|
0,8
|
1,2
|
1,6
|
10.
|
Доля иностранных студентов, обучающихся в университете, без учета иностранных студентов из государств - участников СНГ
|
процентов
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
11.
|
Доля иностранных студентов из государств - участников СНГ, обучающихся в университете
|
процентов
|
0,8
|
0,8
|
1
|
II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ, экономической и финансовой устойчивости университета
|
|||||
12.
|
Доля средств, полученных университетом на выполнение научных исследований и разработок по договорам с хозяйствующими субъектами, в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета из всех источников
|
процентов
|
20
|
25
|
30
|
13.
|
Общий размер средств, полученных университетом от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
|
млн. рублей
|
70
|
150
|
200
|
14.
|
Количество вновь созданных базовых кафедр, лабораторий внешних научно-исследовательских институтов на базе университета
|
единиц
(нарастающим итогом)
|
1
|
3
|
5
|
15.
|
Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), на одного научно-педагогического работника университета
|
единиц
|
0,2
|
0,4
|
0,6
|
16.
|
Количество дополнительных рабочих мест, созданных на базе инновационной инфраструктуры университета
|
единиц
(нарастающим итогом)
|
10
|
20
|
40
|
17.
|
Размер средств университета от приносящей доход деятельности
|
млн. рублей
|
300
|
600
|
700
|
18.
|
Доля средств университета от приносящей доход деятельности в общих доходах университета из всех источников
|
процентов
|
20
|
20
|
25
|
III. Показатели развития кадрового потенциала
|
|||||
19.
|
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук, возрастной категории до 30 лет в общей численности научно-педагогических работников университета
|
процентов
|
5
|
6
|
7
|
20.
|
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, в общей численности научно-педагогических работников университета
|
процентов
|
70
|
70
|
70
|
21.
|
Доля аспирантов и научно-педагогических работников, прошедших стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах, в общей численности аспирантов и научно-педагогических работников университета
|
процентов
|
3
|
5
|
5
|
22.
|
Эффективность работы аспирантуры и докторантуры (доля аспирантов, докторантов, защитивших диссертации в срок или в течение года после окончания аспирантуры, докторантуры, в числе зачисленных)
|
процентов
|
40
|
40
|
43
|
--------------------------------
<*> В отношении 2012 года - без учета потенциала присоединяемых образовательных организаций высшего образования.
Таблица 2
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2015 - 2021 ГОДАХ
Показатели
|
Единица измерения
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
|
I. Показатели качества образовательной деятельности (мониторинговые показатели)
|
|||||||||
1.
|
Удельный вес численности обучающихся в университете (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся в университете по основным образовательным программам высшего образования
|
процентов
|
15,5
|
16,5
|
18
|
19,5
|
20
|
22
|
23
|
2.
|
Средний балл единого государственного экзамена студентов университета, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема
|
баллов
|
62,5
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
67,5
|
3.
|
Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
|
процентов
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
4.
|
Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний
|
процентов
|
2
|
3
|
5
|
6
|
9
|
11
|
12
|
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности (мониторинговые показатели)
|
|||||||||
5.
|
Число публикаций университета, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
|
||||||||
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
|
единиц
|
5
|
6
|
7
|
8
|
10
|
13
|
15
|
|
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
|
единиц
|
7,5
|
9
|
11
|
15
|
18
|
20
|
22
|
|
6.
|
Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
|
||||||||
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
|
единиц
|
12,5
|
15
|
20
|
30
|
40
|
55
|
60
|
|
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
|
единиц
|
12
|
15
|
25
|
35
|
45
|
60
|
65
|
|
7.
|
Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника
|
тыс. рублей
|
130
|
140
|
150
|
175
|
200
|
220
|
230
|
III. Показатели интернационализации и международного признания университета (мониторинговые показатели)
|
|||||||||
8.
|
Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
|
процентов
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4,5
|
5
|
5
|
9.
|
Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее 1 семестра
|
человек
|
5
|
10
|
15
|
15
|
20
|
25
|
25
|
IV. Показатели экономической устойчивости университета и эффективности управления (мониторинговые показатели)
|
|||||||||
10.
|
Доля доходов университета из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) университета
|
процентов
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
30
|
11.
|
Доходы университета из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника
|
тыс. рублей
|
1896
|
1897
|
1700
|
1750
|
1800
|
1850
|
1900
|
12.
|
Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в университете (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона
|
процентов
|
133
|
150
|
200
|
200
|
200
|
200
|
200
|
V. Дополнительные показатели
|
|||||||||
13.
|
Количество новых образовательных программ, внедренных в образовательный процесс университета (нарастающим итогом)
|
единиц
|
35
|
40
|
45
|
50
|
55
|
60
|
70
|
14.
|
Общая численность обучающихся по очной форме обучения в университете
|
тыс. человек
|
12
|
12,5
|
13
|
13,5
|
13,7
|
13,8
|
14
|
в том числе по программам бакалавриата
|
9
|
9,2
|
9,5
|
9,8
|
10
|
10,2
|
10,5
|
||
15.
|
Удельный вес обучающихся, прибывших из-за пределов Ставропольского края и поступивших на первый курс очной формы обучения, в общем числе поступивших на первый курс
|
процентов
|
10
|
13
|
16
|
18
|
21
|
23
|
25
|
16.
|
Доля учебных дисциплин (модулей) в университете, преподаваемых с использованием современного лабораторного, мультимедийного, технологического оборудования и программного обеспечения, в общем количестве учебных дисциплин
|
процентов
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
100
|
100
|
17.
|
Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете
|
тыс. человек
|
2
|
2,5
|
3
|
3,5
|
4
|
4,5
|
5
|
18.
|
Количество профориентационных, культурно-массовых, спортивных и иных внеучебных мероприятий, направленных на формирование качественного контингента и личностного развития
|
единиц
|
200
|
220
|
240
|
260
|
280
|
300
|
320
|
19.
|
Удельный вес научно-педагогических, инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала и аспирантов, прошедших стажировки в российских и зарубежных учебных и научных центрах, на предприятиях и в организациях, в общей численности работников университета
|
процентов
|
10
|
10
|
15
|
15
|
20
|
20
|
25
|
20.
|
Доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации по вопросам работы с инвалидами, в общем числе профессорско-преподавательского состава университета
|
процентов
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
14
|
15
|
21.
|
Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (нарастающим итогом)
|
единиц
|
50
|
75
|
100
|
130
|
170
|
210
|
250".
|