ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 ноября 1995 г. N Пр-1624

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации возвращаю отклоненный Федеральный закон "О распоряжении закрепленными в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации".

Представленный Федеральный закон принят Государственной Думой 6 октября 1995 г. и одобрен Советом Федерации 25 октября 1995 г.

Необходимо отметить, что реализация данного закона повлечет за собой изменение обязательств государства и дополнительные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, кроме того, сокращается доходная база федерального бюджета, поэтому данный закон мог быть внесен только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Однако заключения Правительства Российской Федерации на данный закон не было. Соответственно, представленный Федеральный закон принят в нарушение части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Фактически данный закон предусматривает возможность продажи, передачи в залог, доверительное управление находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, только в случаях, в порядке и на условиях, установленных федеральным законом. В настоящий момент такого федерального закона нет, что фактически делает невозможным реализацию Правительством Российской Федерации своих конституционных полномочий по управлению федеральной собственностью. Это является нарушением пункта "г" статьи 114 Конституции Российской Федерации.

В статье 2 закона содержится формулировка "до момента их продажи, включая передачу в залог, доверительное управление". Этой формулировкой устанавливается, что передача в залог и доверительное управление акций являются частными случаями продажи. Такая посылка противоречит части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности статье 209 и статьям 334 - 358.

Необходимо отметить, что в целом закон носит запретительный характер и полностью ликвидирует сложившийся механизм распоряжения акциями, находящимися в федеральной собственности, а нового механизма не устанавливает, что, в свою очередь, резко затормозит процесс приватизации и сократит поступление от приватизации в федеральный бюджет. Кроме того, реализация этого закона повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета, поскольку государство вынуждено будет компенсировать убытки, возникшие вследствие неисполнения государством своих обязательств.

Кроме того, в законе есть противоречия экономического характера.

Преамбула рассматриваемого закона увязывает его со стратегическими и экономическими интересами Российской Федерации. Вместе с тем его содержание по существу противоречит интересам России по эффективному управлению собственностью и интересам наполнения федерального бюджета.

В настоящий момент имеется реальная возможность обеспечить эффективное управление пакетами акций, сохраняющимися в федеральной собственности до момента их продажи. Именно ликвидация неэффективного управления государственной собственностью сегодня отвечает стратегическим экономическим интересам России.

Проведение аукционов на право заключения договоров кредита, залога и комиссии даст гарантированные поступления в бюджет в размерах, которые помогут решить проблему финансирования экономики страны в текущем году.

Считаю, что принятие данного закона нанесет вред стратегическим экономическим интересам России.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН