См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 7 августа 2018 г. N ИН-06-59/53

ОБ УЧАСТИИ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МАРКЕТ-МЕЙКЕРОВ

Организаторы торговли и участники торгов, являясь профессиональными участниками финансового рынка, деятельность которых нацелена на долгосрочное присутствие на российском финансовом рынке, в рамках осуществления своей деятельности заинтересованы в ликвидности рынков финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров на организованных торгах в Российской Федерации.

Одним из инструментов обеспечения указанной ликвидности является выполнение участниками торгов (далее - маркет-мейкеры) на основании договоров, одной из сторон которых является организатор торговли, обязательств по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных такими договорами.

Банк России обращает внимание, что надлежащее выполнение принятых маркет-мейкером в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли, обязательств по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром требует определенного уровня квалификации и компетенции и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" осуществляется исключительно участниками торгов.

Вместе с тем Банк России при проведении проверок соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России неоднократно устанавливал факты совершения операций, являвшихся манипулированием рынком, посредством подачи физическими лицами, являвшимися клиентами маркет-мейкеров (далее - клиенты), поручений маркет-мейкерам на совершение указанных операций. При этом указанные поручения подавались на основании отдельных договоров, заключенных между клиентами и маркет-мейкерами и предусматривавших получение клиентами вознаграждения за подачу ими маркет-мейкерам поручений на совершение операций, соответствующих заранее определенным такими договорами параметрам.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 224-ФЗ не являются манипулированием рынком действия, определенные пунктами 2 - 6 части 1 статьи 5 Федерального закона N 224-ФЗ, которые направлены на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, если они осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Банк России обращает внимание на то, что установленное пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 224-ФЗ изъятие не распространяется на операции, направленные на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, если они не осуществляются непосредственно участниками торгов.

Следовательно, в случае выявления организаторами торговли и маркет-мейкерами случаев подачи клиентами поручений на совершение операций, содержащих признаки манипулирования рынком, организаторы торговли и маркет-мейкеры во исполнение требований, установленных частями 1 и 4 статьи 12 Федерального закона N 224-ФЗ соответственно, обязаны направлять уведомления о таких операциях в Банк России.

Принимая во внимание тот факт, что манипулирование рынком является существенным нарушением требований законодательства Российской Федерации, негативным образом влияющим на привлекательность российского финансового рынка, Банк России продолжит осуществление мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение указанных в настоящем информационном письме практик, в том числе посредством развития Банком России регулирования деятельности маркет-мейкеров.

При этом с учетом изложенного, Банк России рекомендует организаторам торговли и маркет-мейкерам осуществлять следующее.

1. Организаторам торговли в рамках осуществления контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, в целях предотвращения, выявления и пресечения манипулирования рынком особое внимание уделять контролю за операциями, направленными на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, если они не осуществляются непосредственно участниками торгов.

2. Организаторам торговли и маркет-мейкерам информировать клиентов, а также эмитентов ценных бумаг и лиц, обязанных по ценным бумагам, о том, что установленное пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 224-ФЗ изъятие не распространяется на операции, направленные на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, если они не осуществляются непосредственно участниками торгов.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А.ШВЕЦОВ