См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 мая 2013 г. N 127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПОНЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Врио Министра
М.Я.ЕВРАЕВ

Утверждены
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПОНЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

I. Общие положения

1. Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - методические указания) разработаны в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753) (далее - постановление N 644).

2. В федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем), размещают сведения об информационных системах (далее - ИС) и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - компоненты ИТКИ) федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами (далее - государственные органы).

3. Учет ИС и компонентов ИТКИ осуществляется в целях:

обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;

повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) государственными органами;

раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ государственными органами.

4. Обеспечение учета ИС и компонентов ИТКИ является одним из инструментов координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов (далее - мероприятия по информатизации), осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2778; 2012, N 19, ст. 2419; N 37, ст. 5002; N 43, ст. 5883) (далее - постановление N 365).

II. Правила классификации ИС и компонентов ИТКИ

5. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ указываются следующие классификационные категории объектов учета:

5.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации в качестве полномочий конкретного государственного органа, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору) (далее - специфические полномочия <1>).

--------------------------------

<1> В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.

5.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности государственных органов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.

5.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).

5.4. Типовые компоненты ИТКИ - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).

5.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938) (далее - постановление N 451).

6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.

7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:

для ИС специальной деятельности - один паспорт на каждую ИС, определяемую для каждого государственного органа;

для ИС типовой деятельности - один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа;

для ЦОД - один паспорт на каждый ЦОД, определяемый для каждого государственного органа;

для типовых компонентов ИТКИ - один паспорт на каждую классификационную категорию типовых компонентов ИТКИ, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям;

для компонентов инфраструктуры электронного правительства - один паспорт на каждый компонент инфраструктуры электронного правительства, определяемый в соответствии с постановлением N 451.

8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.

9. Сведения в части объектов учета отражаются в электронном паспорте в детализации на программное, техническое обеспечение (далее - ПО, ТО) и иные виды обеспечения (далее - работы, услуги), непосредственно обеспечивающие автоматизацию либо информационную поддержку деятельности государственных органов при реализации ими определенных полномочий.

10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.

11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.

12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Регистрируемые в системе учета информационных систем средства ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых государственному органу. В зависимости от принадлежащего государственному органу объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых государственным органом экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, государственный орган приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.

13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.

14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.

15. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то в электронном паспорте этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИТКИ автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.

16. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.

III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта
компонента ИТКИ

17. Электронный паспорт объекта учета формируется в виде совокупности записей в базе данных системы учета информационных систем. Электронный паспорт объекта учета имеет иерархическую структуру и может включать в свой состав подразделы и вложенные элементы, в том числе паспорта ПО, ТО, работ и услуг.

18. Электронный паспорт объекта учета содержит следующие разделы:

Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;

Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;

Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;

Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;

Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;

Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;

Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.

20. Состав сведений, подлежащих внесению в электронный паспорт, определяется в зависимости от классификационной категории объекта учета:

для ИС специальной деятельности в электронный паспорт вносятся все наборы сведений;

для ЦОД, ИС типовой деятельности, типовых компонентов ИТКИ, компонентов инфраструктуры электронного правительства в электронный паспорт не вносятся наборы сведений: реализуемые специфические полномочия, информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

21. В электронном паспорте ИС типовой деятельности или типового компонента ИТКИ не указываются сведения об использовании компонента ИТКИ, сроки создания, события объекта учета (далее - текущий статус).

22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:

в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета до 2013 года (включая затраты на развитие и модернизацию) и суммарные затраты на эксплуатацию в 2012 году (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию);

в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета - сведения в части ПО.

IV. Порядок формирования и присвоения уникальных
идентификационных номеров ИС и компонентам ИТКИ

23. Уникальный идентификационный номер объекта учета присваивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае соответствия сведений об объекте учета, размещенных в системе учета информационных систем, требованиям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением N 644 (далее - Положение о системе учета информационных систем).

24. Один идентификационный номер объекта учета соответствует одному электронному паспорту в системе учета информационных систем.

25. Идентификационный номер объекта учета имеет вид "00.0000000" и состоит из двух частей:

двух цифр (классификационных разрядов), соответствующих классификационной категории объекта учета, указания по классификации объекта учета приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям;

семизначного порядкового номера, генерируемого системой учета информационных систем. Порядковый номер дополняется до семи знаков ведущими нулями и отделяется от классификационных разрядов точкой.

26. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета однократно и не изменяется в течение всего времени его создания, развития, модернизации и эксплуатации.

27. Уникальный идентификационный номер объекта учета повторно не используется.

V. Правила размещения государственными органами
в системе учета информационных систем сведений об ИС
и компонентах ИТКИ

28. Размещение сведений в системе учета информационных систем осуществляется государственными органами, являющимися уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию объектов учета. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, приведены в Главе VI методических указаний.

29. Внесение сведений в электронные паспорта объектов учета осуществляется должностными лицами, обеспечивающими размещение сведений в системе учета информационных систем, определенными в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 постановления N 644.

30. Доступ должностных лиц государственного органа к системе учета информационных систем осуществляется с использованием логинов и паролей, выдаваемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании официального запроса государственного органа, направляемого на бумажном носителе.

31. Внесение сведений в электронные паспорта и их актуализация осуществляются в порядке и сроки, установленные Главой III Положения о системе учета информационных систем.

32. Состав сведений, вносимых в электронные паспорта в автоматическом режиме, определяется готовностью ИС государственных органов к интеграции с системой учета информационных систем. Сведения об автоматизированном взаимодействии системы учета информационных систем с ИС государственных органов публикуются на портале ведомственной и региональной информатизации (//365.minsvyaz.ru/).

33. Государственные органы при наступлении событий, перечисленных в пункте 15 Положения о системе учета информационных систем, дополняют электронные паспорта объектов учета сведениями о выполнении мероприятий по информатизации (закупках средств ПО, ТО, работ, услуг, изменении показателей назначения и функциональных характеристик объекта учета), иными сведениями, предусмотренными Положением о системе учета информационных систем и формой электронного паспорта, установленной методическими указаниями.

34. Ввод сведений о событиях, связанных с объектом учета (кроме принятия решения о создании объекта учета), осуществляется через пользовательский интерфейс системы учета информационных систем с использованием отдельной для каждого события электронной формы, содержащей только те сведения электронного паспорта объекта учета, которые непосредственно затрагиваются соответствующим событием, исключающей двойной ввод информации, а также обеспечивающей увязку вновь вводимых данных с ранее введенными, либо через аналогичные по назначению и функциям машинные интерфейсы. Внесение информации из электронных форм учета событий в разделы электронного паспорта выполняется системой учета информационных систем автоматически по факту ввода без предварительной проверки Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

35. Сведения о заключении государственных контрактов <1>, подписании актов сдачи-приемки работ <2>, поставленных товаров, вводе в эксплуатацию объектов учета, выводе объектов учета из эксплуатации вносятся в электронные паспорта в увязке с ранее введенными данными, в том числе с мероприятиями по информатизации, содержащихся в утвержденных планах информатизации государственных органов, формируемых государственными органами в соответствии с постановлением N 365.

--------------------------------

<1> При регистрации государственного контракта указывается, к какому виду обеспечения объекта учета (ПО, ТО, работам, услугам) относятся работы, услуги, закупки товаров по данному государственному контракту, а также, при наличии утвержденного плана информатизации, указываются мероприятия по информатизации, соответствующие государственному контракту.

<2> При регистрации актов сдачи-приемки работ, накладных и иных документов, фиксирующих выполнение работ и закупку товаров по государственным контрактам, - указывается ранее внесенный в электронный паспорт объекта учета государственный контракт, а также к какому виду обеспечения объекта учета относится документ.

36. В соответствии с пунктом 10 Положения о системе учета информационных систем изменения, вносимые в электронные паспорта объектов учета, включая изменения, вносимые без предварительной проверки (пункт 34 методических указаний), подписываются электронной подписью должностного лица государственного органа, ответственного за организацию размещения сведений в системе учета информационных систем или уполномоченного им лица.

37. В случае выявления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации несоответствия размещенных сведений в электронном паспорте, внесенном в систему учета информационных систем, данный электронный паспорт возвращается на доработку в государственный орган, являющийся уполномоченным государственным органом на создание (развитие, модернизацию) объекта учета. К возвращаемому электронному паспорту прикладывается справка с указанием несоответствий и со ссылками на пункты методических указаний. Возврат на доработку осуществляется в электронной форме через систему учета информационных систем (присвоением электронному паспорту статуса "возвращен на доработку"). До момента обновления действующей считается прежняя версия электронного паспорта.

38. Должностному лицу государственного органа, подписавшему электронный паспорт объекта учета, содержащий сведения, вносимые в систему учета информационных систем, по электронной почте высылается автоматическое уведомление о возврате электронного паспорта объекта учета на доработку или успешном прохождении проверки и присвоении объекту учета уникального идентификационного номера либо о дополнении сведений в электронном паспорте ранее зарегистрированного объекта учета.

39. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем, а также при дополнении и актуализации сведений, вносимых в электронные паспорта объектов учета, системой учета информационных систем устанавливается текущий статус объекта учета:

"подготовка к созданию" - при регистрации объекта учета (кроме случаев, когда объект учета регистрируется в соответствии с Главой VI методических указаний);

"разработка" - при внесении сведений о факте заключения государственного контракта на разработку, поставку средств ПО и ТО, выполнение иных работ по созданию объекта учета;

"эксплуатация" - при внесении сведений об акте ввода в промышленную эксплуатацию <1> объекта учета (далее - эксплуатация) в целом или его части - автоматизированных подсистем, комплексов задач, статус не изменяется при выводе из эксплуатации части объекта учета, отдельного экземпляра объекта учета (при наличии более чем одного объекта внедрения). Опытная эксплуатация <2> является видом испытаний, ввод в опытную эксплуатацию не является основанием для перевода объекта учета в статус "Эксплуатация";

--------------------------------

<1> Справочно: государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1990 г. N 3496.

<2> Справочно: межгосударственный стандарт ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденный постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 17 февраля 1992 г. N 161.

"выведен из эксплуатации" - при внесении сведений об акте вывода из эксплуатации объекта учета в целом или после вывода из эксплуатации последнего экземпляра объекта учета (при наличии более чем одного объекта внедрения).

40. Если государственный орган приобретает услуги аренды ПО по принципу "ПО как услуга", то указанное ПО должно учитываться на соответствующем объекте учета как соответствующий вид обеспечения согласно классификатору работ и услуг, приведенному в Приложении N 2 к методическим указаниям.

41. Если для реализации мероприятия по информатизации, относящегося к определенному объекту учета, государственный орган приобретает ПО и размещает его в арендуемой инфраструктуре, то в видах обеспечения объекта учета указываются сведения по приобретенному ПО с использованием классификатора программных средств, а для вида обеспечения "Услуги по аренде ТО и ПО" указываются сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.

42. При осуществлении учета ИС и компонентов ИТКИ, которые используются в территориальных органах или подразделениях государственного органа, формирующего сведения об объекте учета, должна обеспечиваться взаимосвязь объектов учета и входящих в их состав средств ПО, ТО, работ, услуг и соответствующего объекта внедрения (подразделения или учреждения, в котором устанавливаются ИС или компоненты ИТКИ, либо их части). При этом возможны следующие ситуации:

42.1. Закупки товаров, работ, услуг для создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС или компонентов ИТКИ осуществляются центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти или органа управления государственным внебюджетным фондом. Отражение факта использования объекта учета в территориальных органах или подразделениях государственного органа осуществляется через показатели объекта учета - количество пользователей, количество обрабатываемых запросов, количество территориальных органов.

42.2. Закупки товаров, работ, услуг, направленных на внедрение и эксплуатацию компонентов ИТКИ или ИС государственного органа, осуществляются территориальными подразделениями данного государственного органа. В этом случае размещение сведений об объекте учета в части объявления торгов (запроса котировок цен), заключенных государственных контрактах, подписания актов сдачи-приемки работ осуществляются ответственными должностными лицами территориальных подразделений или ответственными должностными лицами центрального аппарата государственного органа.

VI. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ,
созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления
в силу постановления N 644

43. Сведения об ИС, зарегистрированных в реестре федеральных государственных информационных систем (далее - реестр ФГИС), в соответствии с Положением о регистрации федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4416; 2012, N 27, ст. 3753; N 53, ст. 7958) (далее - постановление N 723), вносятся в систему учета информационных систем Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственные органы, являющиеся уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию соответствующих ИС, обеспечивают дополнение соответствующих электронных паспортов объектов учета необходимыми сведениями.

44. Внесение сведений в систему учета информационных систем об объектах учета, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, осуществляется органами государственной власти на основании правовых актов, данных бюджетного учета, технической, контрактной и другой документации, содержащей сведения о данных объектах учета.

45. Все имеющиеся ИС, ЦОД, прочие компоненты ИТКИ, используемые государственным органом, должны быть классифицированы по классификационным категориям, указанным в пункте 5 методических указаний.

46. Если в государственном органе закупки работ, товаров, услуг предусматривались решениями о создании (закупке) в рамках одной ИС, которая не может быть отнесена к определенной классификационной категории, то такая ИС называется комплексной ИС, и для целей учета должна быть разделена на подсистемы, соответствующие определенным классификационным категориям. Указанные подсистемы регистрируются в системе учета информационных систем как самостоятельные объекты учета. В электронных паспортах подсистем информационных систем, классифицированных как ИС специальной деятельности или как ЦОД, в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета указывается комплексная ИС, к которой относится данный объект учета. Комплексные ИС при этом не являются объектами учета, а используются только для определения входящих в их состав ИС специальной деятельности и ЦОД и внесения информации о нормативных правовых актах, относящихся к комплексной ИС в целом. Для каждого объекта учета, находящегося в составе комплексной ИС, в электронном паспорте объекта учета указываются реквизиты решения о создании (закупке) с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) указанного решения.

47. Выделение ИС специальной деятельности из комплексных ИС осуществляется по имеющейся документации исходя из следующих критериев:

программно-аппаратный комплекс ИС специальной деятельности должен быть технологически обособлен и обеспечивать возможность его вывода из эксплуатации, замены, модернизации без существенного нарушения работы смежных ИС;

дальнейшее планирование мероприятий по информатизации должно осуществляться с привязкой каждого мероприятия к определенному объекту учета.

48. Выделение для целей учета ЦОД из комплексных ИС осуществляется по принципу их территориальной и технологической обособленности. Программно-технические комплексы, создававшиеся в рамках различных мероприятий по информатизации, но размещенные в одном специально приспособленном помещении (комплексе помещений) с общими инженерно-технологическими системами, должны рассматриваться как единый ЦОД. В то же время технологически разобщенные программно-технические комплексы должны регистрироваться как отдельные объекты учета, даже если они создавались в рамках одного мероприятия по информатизации или государственного контракта.

49. Для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации в системе учета информационных систем должен быть определен соответствующий текущий статус:

49.1. "Подготовка к созданию" - устанавливается для объектов учета, о создании которых принято решение (в том числе ИС, создание которых предусмотрено нормативными правовыми актами), но проектирование которых не начато. Статус устанавливается также для объектов учета, по которым ведутся предпроектные работы (разработка концепции, технического задания, иные предпроектные НИР), объявлены закупки, но не заключены государственные контракты на поставку и разработку ПО и ТО.

49.2. "Разработка" - устанавливается для объектов учета, по которым непосредственно ведутся работы по созданию, в том числе находящихся в стадии технического или рабочего проектирования, подготовки к внедрению и внедрения, поставки средств ПО и ТО, если ни одна часть объекта учета (автоматизированные подсистемы, комплексы задач) на текущий момент не принята в эксплуатацию.

49.3. "Эксплуатация" - устанавливается для объектов учета, полностью или частично введенных в эксплуатацию. При регистрации объекта учета в данном статусе обязательным является наличие акта о вводе в эксплуатацию ИС (компонента ИТКИ), утвержденного в установленном порядке. При выявлении ИС и компонентов ИТКИ, фактически находящихся в эксплуатации, но не введенных в эксплуатацию, необходимо в установленном порядке утвердить акты о вводе в эксплуатацию. До этого момента объект учета определяется как находящийся в разработке.

50. Объекты учета, выведенные из эксплуатации до вступления в силу постановления N 644, регистрации в системе учета информационных систем не подлежат.

51. При заполнении разделов электронного паспорта, относящихся к средствам ПО, ТО, работам, услугам, закупка и поставка (сдача) которых были осуществлены до вступления в силу постановления N 644, допускается не детализировать состав ТО, работ и услуг, отражая только состав ПО, суммарный размер затрат на основе данных бюджетного учета в соответствии с пунктом 22 методических указаний.

52. Не допускается включение одних и тех же средств ПО, ТО, работ или услуг в электронные паспорта нескольких объектов учета. Если какие-либо виды обеспечения фактически используются в нескольких объектах учета, они должны быть отнесены к компонентам ИТКИ соответствующего типа.

VII. Методика оценки эффективности
и результативности мероприятий по созданию, развитию,
модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ

53. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации, осуществляемых государственными органами, выполняется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе анализа достижения плановых значений показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации расходов федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на достижение показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации.

54. Плановые и фактически достигнутые значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации предусматриваются планами информатизации государственных органов и отчетами о выполнении планов информатизации государственных органов. Значения показателей и (или) индикаторов мероприятий по информатизации размещаются в электронном паспорте объекта учета в соответствии с пунктом 14 Положения о системе учета информационных систем.

55. Оценка эффективности и результативности мероприятий по информатизации проводится ежегодно после предоставления государственными органами в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отчетов о выполнении планов информатизации, формируемых государственными органами во исполнение постановления N 365.

56. Результативность мероприятия по информатизации оценивается по следующей формуле:

, где

мера - процент достижения планового значения показателя или индикатора мероприятия по информатизации;

n - количество мер, характеризующих выполнение оцениваемого мероприятия по информатизации;

Уровень_рез_мероприятия - уровень результативности мероприятия по информатизации <1>.

--------------------------------

<1> Плановое значение уровня результативности принимается равным 100%.

57. Результативность нескольких мероприятий по информатизации (далее - комплекса мероприятий по информатизации) оценивается по формуле:

, где

m - количество мероприятий по информатизации в комплексе мероприятий по информатизации;

Уровень_рез_мероприятия - уровень результативности мероприятия по информатизации.

58. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается только в случае, если объем фактических и плановых затрат на комплекс мероприятий по информатизации ненулевой. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается по формуле:

Уровень_эфф = Уровень_рез/Уровень_затрат, где

Уровень_эфф - уровень эффективности комплекса мероприятий по информатизации;

Уровень_рез - уровень результативности комплекса мероприятий по информатизации;

Уровень_затрат - уровень затрат на комплекс мероприятий по информатизации определяется как Уровень_затрат = Факт_затраты/План затраты, где

Факт_затраты - объем фактических затрат на комплекс мероприятий по информатизации;

План_затраты - объем запланированных затрат на комплекс мероприятий по информатизации.

Приложение N 1
к методическим указаниям
по осуществлению учета
информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127

КЛАССИФИКАТОР
ИС И КОМПОНЕНТОВ ИТКИ. УКАЗАНИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ

1. ИС специальной деятельности.

В классификационных разрядах идентификационного номера ИС специальной деятельности указывается "10".

2. ИС типовой деятельности.

В классификационных разрядах идентификационного номера ИС типовой деятельности рекомендуется указывать код в соответствии с Таблицей 1.

Таблица 1

Классификация ИС типовой деятельности

Код в номере объекта учета
Обеспечивающая сфера деятельности органов субъектов в рамках исполнения ими типовых полномочий
Указания по классификации
21
Документарное обеспечение деятельности
ИС документооборота, автоматизации делопроизводства, архивной деятельности, ведения номенклатуры дел и учета корреспонденции, средства обеспечения доступа к электронным документам
22
Управление персоналом
ИС персонального кадрового учета, управления кадровым резервом, проведения аттестации, повышения квалификации, другие ИС, связанные с управлением персоналом
23
Управление финансами
ИС бухгалтерского и управленческого финансового учета и планирования, ИС управления бюджетным процессом
24
Управление материальными и нематериальными активами
ИС складского и инвентарного учета, управления закупками
25
Организация информационного взаимодействия
ИС, обеспечивающие информационное взаимодействие и непосредственно предоставляющие услуги (информационные сервисы) пользователям (системы электронной почты, видеоконференций, центры телефонного обслуживания)
В данную классификационную категорию не включаются ИС и ИТКИ, обеспечивающие исключительно взаимодействие ИС и не предназначенные для непосредственного использования и выполнения конкретной функции пользователем, ПО и ТО, входящие в состав других ИС
26
Системы информационного обеспечения деятельности
Справочно-энциклопедические ИС, базы данных правовой информации, адресные и телефонные справочники, иные ИС предоставления доступа к информации общего характера
В данную классификационную категорию не включаются ИС, ведение информационных ресурсов которых осуществляется в рамках специальных полномочий органов субъектов
27
Прочее
ИС и средства обеспечения, не относящиеся к ИС специальной деятельности и не подпадающие под другие сферы обеспечивающей деятельности

3. ЦОД.

В классификационных разрядах идентификационного номера ЦОД указывается "30".

4. Типовые компоненты ИТКИ.

Понятие "типовой" в наименовании данной классификационной категории относится к классам задач, решаемых с помощью соответствующих групп компонентов, сами программно-технические комплексы и отдельные средства обеспечения, относимые к той или иной группе, могут являться уникальными или специализированными.

Учет ПО, ТО, работ и услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и эксплуатации типовых компонентов ИТКИ, рекомендуется осуществлять органами субъектов совокупно в рамках одного объекта учета по каждой группе типовых компонентов ИТКИ. Разделение на обособленные компоненты ИТКИ не производится.

В классификационных разрядах идентификационного номера типовых компонентов ИТКИ указывается код в соответствии с Таблицей 2.

Таблица 2

Классификация типовых компонентов ИТКИ

Код в номере объекта учета
Группа типовых компонентов ИТКИ
Указания по классификации
41
Рабочие станции общего назначения
Средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя, в том числе в режиме удаленного доступа к серверным мощностям, включая необходимое периферийное оборудование, в том числе принтеры и сканеры, размещаемые на отдельных рабочих местах, и общесистемное ПО, не относящееся к ИС
42
Серверное оборудование, не входящее в состав ЦОД
Серверы и группы серверов, не размещенные в технологически и территориально обособленных ЦОД, а также их общесистемное ПО, технологическое оборудование, необходимое для обеспечения их функционирования (стойки, шкафы, коммутаторы, источники бесперебойного питания)
43
Средства печати и копирования данных, издательские системы
Сетевые принтеры и сканеры, комплексы сканирующих, копирующих, печатающих устройств, включая входящие в их состав рабочие станции со специальным ПО, предназначенным для печати, полиграфического изготовления бланков и другой печатной продукции
44
Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура
Локальные вычислительные сети и иные технические и программные средства, обеспечивающие передачу данных в помещениях органов субъектов
45
Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь
Технические и программные средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними мобильными комплексами, устройствами, сетями, средства обеспечения доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", видеоконференцсвязь
46
Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности
Межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации, программно-аппаратные средства обнаружения атак и иные средства информационной безопасности, выделяемые в единый программно-технический комплекс, в том числе в целях аттестации или сертификации на соответствие требованиям по защите информации
47
Прочее
К данной группе относятся компоненты ИТКИ, не вошедшие в группы 41 - 46

5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства.

В классификационных разрядах идентификационного номера указывается "50".

Приложение N 2
к методическим указаниям
по осуществлению учета
информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127

КЛАССИФИКАЦИЯ
СРЕДСТВ ПРОГРАММНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАБОТ
И УСЛУГ

I. Классификатор ПО

1. Общесистемное ПО.

Программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), предназначенные для решения общетехнологических задач, неспецифичных для деятельности государственных органов, в том числе операционные системы, системы хранения данных, серверы приложений и веб-серверы, программные средства для организации межсистемного взаимодействия, интеграционные платформы, серверы бизнес-процессов, серверы электронной почты, программные средства обеспечения информационной безопасности, средства администрирования, контроля, управления сетями, ПО и ТО, системы организации распределенных сетей и управления вычислительными ресурсами на основе технологий виртуализации, прочие общесистемные программные средства, в том числе встраиваемое ПО.

2. Прикладное ПО.

Программы для ЭВМ, предназначенные для решения практических задач, связанных с деятельностью государственных органов и поставляемые как готовый продукт, в том числе прикладные программные платформы для разработки специализированных информационных систем (системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), портальные решения (Docflow)), геоинформационные системы, системы управления технологическими процессами, универсальные средства автоматизации офисной деятельности (текстовые и табличные редакторы, редакторы деловой графики, почтовые программы, организаторы и планировщики общего назначения), другие программы, предназначенные для автоматизации и информационного обеспечения административной, управленческой или иной практической деятельности, вытекающей из полномочий государственных органов.

3. Заказное прикладное ПО.

Программы для ЭВМ, разработанные по специальному заказу государственных органов и специально предназначенные для решения задач, следующих из полномочий государственных органов, в том числе обеспечения исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, автоматизации типовой деятельности государственного органа, включая типовые программные решения.

II. Классификатор ТО

1. Серверное оборудование и оборудование ЦОД.

2. Оборудование рабочих станций.

3. Периферийное и специализированное оборудование, используемое вне состава рабочих станций (в том числе сетевые принтеры, сканеры, презентационное оборудование, экранные комплексы, информационные киоски, навигационные устройства).

4. Телекоммуникационное оборудование, включая кабельные сети, коммутаторы и маршрутизаторы, шлюзы, средства мониторинга трафика, балансировки нагрузки и управления телекоммуникационными сетями.

5. Технические средства для обеспечения спутниковой связи.

6. Аппаратные и программно-аппаратные средства защиты информации, включая межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации и усиленной электронной подписи, средства организации защищенных каналов связи, защищенные съемные носители данных и специализированные средства работы с ними (считыватели).

7. Автоматические компьютерные телефонные станции, средства IP-телефонии.

III. Классификатор работ и услуг

1. Работы (услуги), связанные с подготовкой к созданию (развитию) ИС и компонентов ИТКИ.

2. Монтажные и (или) пусконаладочные работы (услуги).

3. Работы (услуги) по проведению специальных проверок и исследований.

4. Работы (услуги) по подключению (обеспечению доступа) к внешним информационным ресурсам (телекоммуникационные услуги).

5. Работы (услуги) по предоставлению информационных ресурсов и баз данных.

6. Работы (услуги) по техническому сопровождению и обеспечению эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ.

7. Работы (услуги) по аренде ТО и ПО, включая аренду ресурсов на основе "облачных вычислений".

8. Работы (услуги) по обучению сотрудников органов государственной власти в области ИТКИ.

Приложение N 3
к методическим указаниям
по осуществлению учета
информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127

Форма электронного паспорта объекта учета

Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета

Подраздел 1.1. Общие сведения

Уникальный идентификационный номер объекта учета

______________________________________________________

Полное наименование

______________________________________________________

Краткое наименование

______________________________________________________

Решение о создании (закупке)

______________________________________________________

Дата регистрации

______________________________________________________

Классификационная категория объекта учета

______________________________________________________

Подраздел 1.2. Текущий статус ИС

Текущий статус ИС

______________________________________________________

Подраздел 1.3. Цели, назначение и область применения объекта учета

Цели создания объекта учета

______________________________________________________

Назначение и область применения объекта учета

______________________________________________________

Перечень общедоступной информации объекта учета

______________________________________________________

Входит в состав

______________________________________________________

Регистрация в ФАП <1>

______________________________________________________

Расходы на создание до 2013 года, тыс. руб.

______________________________________________________

Расходы на эксплуатацию до 2013 года, тыс. руб.

______________________________________________________

Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета

Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ

______________________________________________________

Государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ

______________________________________________________

Ответственные должностные лица

______________________________________________________

Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета

Подраздел 3.1. Сведения об использовании компонента ИТКИ

сведения об использовании компонента ИТКИ

______________________________________________________

Подраздел 3.2. Виды обеспечения объекта учета

Классификационная категория ТО, ПО, работы (услуги)

______________________________________________________

Наименование ПО, ТО

______________________________________________________

Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования

______________________________________________________

Права на ПО

______________________________________________________

Наименование типовой лицензии

______________________________________________________

Характеристики лицензии

______________________________________________________

Продуктовый номер лицензии

______________________________________________________

Количество единовременно распределяемых лицензий

______________________________________________________

Количество приобретаемых экземпляров

______________________________________________________

Лицензиар

______________________________________________________

Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги (функции)

Номер государственной услуги (функции)

______________________________________________________

Нормативный правовой акт

______________________________________________________

Полное наименование государственной услуги (функции)

______________________________________________________

Процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги (функции)

______________________________________________________

Индикаторы и показатели государственных услуг (функций)

______________________________________________________

ИС, направленные на информирование о деятельности государственного органа

______________________________________________________

Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации

Подраздел 5.1. Функциональные характеристики объекта учета

Наименование показателя

______________________________________________________

Единица измерения показателя

______________________________________________________

Плановое значение показателя

______________________________________________________

Максимальное значение показателя

______________________________________________________

Фактическое значение показателя

______________________________________________________

Дата/Период измерения показателя

______________________________________________________

Подраздел 5.2. Сведения о защите информации

Уровень защищенности персональных данных

______________________________________________________

Сведения о прохождении специальных проверок

______________________________________________________

Раздел 6. Мероприятия по информатизации, направленные на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета: сроки создания, сведения о мероприятиях по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации объекта учета

Подраздел 6.1. Сведения о сроках создания

Сроки создания

______________________________________________________

Подраздел 6.2. Сведения о мероприятиях по информатизации

Мероприятия по информатизации

______________________________________________________

Подраздел 6.3. Сведения об объявлении торгов

Дата объявления торгов

______________________________________________________

Реестровый номер закупки

______________________________________________________

Код БК <2>

______________________________________________________

Мероприятие по информатизации

______________________________________________________

Ссылки

______________________________________________________

Подраздел 6.4. Сведения о заключенных государственных контрактах

Закупка

______________________________________________________

Реестровый номер ГК

______________________________________________________

Дата ГК

______________________________________________________

Исполнитель ГК

______________________________________________________

Причины отклонений от ожидаемых результатов

______________________________________________________

Подраздел 6.5. Сведения об актах сдачи-приемки

Реквизиты актов сдачи-приемки

______________________________________________________

ГК

______________________________________________________

Стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг

______________________________________________________

Виды обеспечения

______________________________________________________

Закупка работ (услуг) и товаров

______________________________________________________

Причины отклонений от ожидаемых результатов

______________________________________________________

Подраздел 6.6. Сведения о вводе в эксплуатацию

Реквизиты акта

______________________________________________________

Дата ввода в эксплуатацию

______________________________________________________

Подраздел 6.7. Сведения о выводе из эксплуатации

Реквизиты акта

______________________________________________________

Дата вывода из эксплуатации

______________________________________________________

Причины вывода из эксплуатации

______________________________________________________

Подраздел 6.8. Сведения о принятии к бюджетному учету и учет иных операций с объектами учета

Дата учета

______________________________________________________

Код БК

______________________________________________________

Балансовая стоимость, тыс. руб.

______________________________________________________

Основания

______________________________________________________

Иные операции с объектами учета

______________________________________________________

Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС

Сведения о пользовательских интерфейсах ИС

______________________________________________________

Веб-сервисы ИС

______________________________________________________

Прочие интерфейсы ИС

______________________________________________________

--------------------------------

<1> Федеральная государственная информационная система "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин".

<2> Код классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации.

Приложение N 4
к методическим указаниям
по осуществлению учета
информационных систем и компонентов
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, утвержденным
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.05.2013 N 127

СОСТАВ
РЕКВИЗИТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПАСПОРТОВ ОБЪЕКТОВ УЧЕТА
И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ

Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус,
цели, назначение и область применения объекта учета

Подраздел 1.1. Общие сведения

1. В поле "Уникальный идентификационный номер объекта учета" указывается номер, присвоенный при регистрации объекту учета в системе учета информационных систем Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2. В поле "Полное наименование" указывается полное наименование объекта учета в соответствии с правовыми актами, устанавливающими необходимость создания объекта учета. Реквизиты соответствующего документа указываются в поле "Решение о создании (закупке)". В случае принятия (утверждения) правового акта, вносящего изменения в наименование объекта учета, соответствующие изменения вносятся и в поле "Полное наименование".

3. В поле "Краткое наименование" указывается краткое наименование объекта учета в соответствии с нормативными правовыми актами. Если краткое наименование не установлено в указанных документах, то в качестве краткого наименования указывается формулировка, характеризующая назначение или сферу применения объекта учета.

4. В поле "Решение о создании (закупке)" указываются основания для создания (закупки) объекта учета: правовые акты государственных органов, регулирующие вопросы создания (закупки) объектов учета, с указанием наименования акта, номера документа, даты принятия, с указанием ссылки на пункт, в котором содержатся положения, относящиеся к объекту учета (подпункт, часть, статью).

Для ИС специальной деятельности и ЦОД указываются сведения об актах и поручениях Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, являющихся основанием для создания (закупки) объекта учета государственным органом.

В поле приводятся только действующие в настоящее время решения о создании (закупке) объекта учета. Утратившие силу документы исключаются из перечня при актуализации электронного паспорта. К каждому пункту перечня документов прикладывается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий текст документа, на основании которого принято решение о создании (закупке) объекта учета. Допускается вместо файла указывать ссылку на публикацию документа на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

5. В поле "Дата регистрации" системой учета информационных систем автоматически фиксируется дата регистрации объекта учета.

6. Поле "Классификационная категория объекта учета" заполняется в соответствии с указаниями по классификации, приведенными в Приложении N 1 к методическим указаниям.

Подраздел 1.2. Текущий статус ИС

7. В поле "Текущий статус ИС" для ИС специальной деятельности и ЦОД при регистрации указывается одно из следующих значений: "подготовка к созданию", "разработка", "эксплуатация", "выведена из эксплуатации". Данное поле не заполняется для ИС типовой деятельности и типовых компонентов ИТКИ.

Подраздел 1.3. Цели, назначение и область применения
объекта учета

8. Поле "Цели создания объекта учета" заполняется для ИС специальной деятельности и ЦОД. В заполняемом поле приводится перечень целей создания объекта учета на основании технического задания, технических требований (далее - ТЗ, ТТ), а если они еще не разработаны, то на основании правовых актов, в соответствии с которыми создается объект учета. Описание целей объекта учета не должно дублировать поле "Назначение и область применения объекта учета". Цели создания объекта учета должны характеризовать результаты, которые должны быть достигнуты или достигаются в результате эксплуатации объекта учета. В качестве цели не может указываться автоматизация деятельности государственного органа как таковая.

9. Поле "Назначение и область применения объекта учета" заполняется для ИС специальной деятельности и ЦОД. В поле "Назначение и область применения объекта учета" приводится краткое описание назначения объекта учета и объектов, для автоматизации (информатизации) деятельности которых предназначен объект учета. Поле заполняется на основании ТЗ, ТТ, а если они еще не разработаны, то с использованием решения о создании (закупки) объекта учета.

9.1. "Поле "Перечень общедоступной информации объекта учета" заполняется для ИС специальной деятельности и для ИС типовой деятельности, в котором указываются:

а) перечень видов общедоступной информации, сбор, хранение, обработка, предоставление или распространение которой обеспечиваются информационной системой с указанием при наличии для каждого вида общедоступной информации сведений, размещение которых обеспечивается информационной системой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных (далее - наборы данных) и ссылки на страницу сайта в сети "Интернет" (URL), где размещена информация о соответствующем наборе данных (паспорт набора данных), в том числе адресе размещения набора данных в сети "Интернет" и способе загрузки и последующей автоматической обработки набора данных;

б) ссылка на страницу сайта в сети "Интернет" (URL), где размещен реестр наборов данных, предоставляемых информационной системой, в том числе на адрес в сети "Интернет" сервиса, предоставляющего доступ к указанному реестру без участия человека в целях использования содержащихся в нем сведений иными информационными системами (при наличии).

10. В поле "Входит в состав" указывается наименование комплексной ИС, в состав которой входит объект учета (при наличии).

11. В поле "Регистрация в ФАП" в случае наличия регистрации объекта учета и (или) его средств ПО в ФАП указываются соответствующие уникальные идентификационные номера объектов ФАП.

12. В поле "Расходы на создание до 2013 года, тыс. руб." указываются суммарные затраты на создание только тех объектов учета, порядок и правила для которых определены в пункте 22 методических указаний.

13. В поле "Расходы на эксплуатацию до 2013 года, тыс. руб." указываются расходы на эксплуатацию только тех объектов учета, порядок и правила для которых определены в пункте 22 методических указаний.

Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный
на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента
ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо,
уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ,
и сведения о должностных лицах государственного органа,
ответственных за организацию работ по созданию
(закупке) объекта учета

14. В поле "Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ" указывается полное наименование государственного органа, уполномоченного на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ.

15. В поле "Государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ" указывается полное наименование государственного органа (или иного юридического лица), уполномоченного на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ.

16. В поле "Ответственные должностные лица" указываются фамилия, имя и отчество ответственных должностных лиц государственного органа за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета, контактные данные (адрес электронной почты, телефон), должность, сфера ответственности.

17. Сфера ответственности выбирается из списка:

ответственный за организацию размещения сведений в системе учета информационных систем;

ответственный за размещение сведений в системе учета информационных систем;

ответственный за координацию мероприятий по информатизации;

ответственный за организацию закупок;

ответственный за обеспечение эксплуатации.

Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании
компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета

Подраздел 3.1. Сведения об использовании компонента ИТКИ

18. Подраздел "Сведения об использовании компонента ИТКИ" содержит сведения об использовании компонентов ИТКИ данной ИС: указывается уникальный идентификационный номер объекта учета - компонента ИТКИ, краткое наименование, сведения об использовании компонента ИТКИ данной ИС.

Подраздел 3.2. Виды обеспечения объекта учета

19. В поле "Классификационная категория ПО, ТО, работы, услуги" указывается классификационная категория ПО, ТО, работы, услуги в соответствии с Приложением N 2 к методическим указаниям.

20. В поле "Наименование ПО, ТО" указывается наименование ПО, ТО по спецификациям заключенного государственного контракта.

21. Поле "Сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования" заполняется для видов обеспечения "Работы, услуги по аренде ТО и ПО, включая аренду ресурсов на основе "облачных вычислений". В данном поле указываются сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования.

22. В поле "Права на ПО" - указывается одно из следующих значений: "права использования на неисключительной основе", "объект исключительного права".

23. В поле "Наименование типовой лицензии" указывается наименование типовой лицензии (при наличии) <1>. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.

--------------------------------

<1> GPL (General Public License - общая публичная лицензия) и (или) BSD, и (или) EULA End-User License Agreement (соглашение с конечным пользователем, или Open License Program (OLP)).

24. В поле "Характеристики лицензии" указываются следующие метрики (при наличии): модель лицензирования, типы лицензий для соединения с сервером (на устройство, на пользователя), количество одновременных подключений устройств или пользователей к серверу. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.

25. В поле "Продуктовый номер лицензии" указывается продуктовый номер лицензии (Product part Number) (в случае наличия). Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.

26. Поле "Количество единовременно распределяемых лицензий" заполняется для случая, когда лицензии продаются блоками: по 5, 20, 100 и более лицензий, в данном поле указывается минимальное количество единовременно распределяемых лицензий. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.

27. Поле "Количество приобретаемых экземпляров" заполняется в случае модели лицензирования, не позволяющей использовать большее количество характеристик лицензии, чем указано в лицензионном соглашении. Поле заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе.

28. Поле "Лицензиар" заполняется в случае использования ПО на неисключительной основе. В данном поле указывается наименование организации (одной из сторон лицензионного соглашения), предоставляющей право на использование объекта лицензии.

29. Заполнение сведений Подраздела 3.2 "Виды обеспечения объекта учета" для объекта учета, закупка ПО, ТО и поставка (сдача) работ, услуг по которым были осуществлены до 1 января 2013 г., реализуется в порядке, приведенном в пункте 22 методических указаний.

Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые
государственные услуги (функции)

30. В настоящем Разделе приводятся сведения о специфических полномочиях, для автоматизации или информационной поддержки исполнения которых используется объект учета. Указываются сведения только о тех государственных услугах и функциях, административные процедуры которых непосредственно автоматизируются или обеспечиваются с использованием объекта учета. Не включаются в перечень государственные услуги и функции, для которых объект учета является только источником (поставщиком) данных, в том числе и для других ИС (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия), и не задействован в рамках непосредственного исполнения административных процедур для государственной услуги или функции.

31. В поле "Номер государственной услуги (функции)" - указывается номер государственной услуги, функции, осуществляемой государственным органом, уполномоченным на создание, развитие, модернизацию объекта учета. Номер указывается из Федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Реестр ГУ/ГФ).

32. В случае отсутствия государственной услуги (функции) в Реестре ГУ/ГФ заполняется поле "Нормативный правовой акт". В данном поле указываются реквизиты (номер, дата, наименование) нормативного правового акта, на основании которого предоставляется данная государственная услуга, исполняется функция (с указанием ссылки на пункт (подпункт, часть, статью) такого акта.

33. В поле "Полное наименование государственной услуги (функции)" указывается наименование государственной услуги, функции в соответствии с Реестром ГУ/ГФ. В случае отсутствия государственной услуги, функции в Реестре ГУ/ГФ полное наименование государственной услуги, функции приводится в соответствии с нормативным правовым актом, на основании которого предоставляется данная услуга и функция.

34. В поле "Процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги (функции)" указывается процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги и функции. Особенности расчета процента ресурсов ИС, используемого при автоматизации исполнения государственной услуги и функции, приведены в пунктах 35 - 37 настоящего Приложения.

35. Процент использования ИС государственной услугой или функцией определяется как отношение количества транзакций, относящихся к данной государственной услуге или функции, за определенный период к общему количеству транзакций, реализуемых данной ИС за тот же период. Если ИС используется при реализации единственной государственной услуги или функции, то процент использования составляет 100% и все затраты по данной ИС относятся на соответствующую государственную услугу или функцию. Если ИС используется при реализации нескольких государственных услуг и функций, то сумма процентов использования ИС этими государственными услугами и функциями должна составлять 100%. Затраты на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию данной ИС распределяются по затратам на информатизацию государственной услуги и функции пропорционально проценту использования ИС соответствующей государственной услугой или функцией.

36. Для государственных услуг количество транзакций, реализуемых ИС, определяется как количество заявлений на предоставление услуг, обрабатываемых в ИС в течение одного года. Для государственных функций количество транзакций, реализуемых ИС, определяется как количество учетных (регистрационных) операций, связанных с осуществлением государственной функции, обрабатываемых в течение одного года. За основу для расчета количества транзакций принимаются фактические показатели прошлого года. Для ИС, введенных в эксплуатацию менее года назад, для расчета доли использования ИС применяются характеристики ИС, установленные в эксплуатационной документации на данную ИС.

37. В случае если специфика государственных услуг или функций, использующих ИС, обусловливает существенные изменения количества транзакций по годам (более чем на 30% от среднего количества) или общее количество транзакций в ИС составляет менее 1000 в год, то проценты использования ИС по всем государственным услугам и функциям, использующим ИС, принимаются равными.

38. Если при реализации государственной услуги или функции используется несколько ИС, то затраты на ее информатизацию, определенные с учетом процента использования каждой ИС, суммируются.

39. В поле "Индикаторы и показатели государственных услуг (функций)" указываются индикаторы и показатели на очередной финансовый год и плановый период. Индикаторы и показатели государственных услуг, функций, дополняются и актуализируются при утверждении государственными органами планов информатизации государственных органов и формировании отчетов о выполнении планов информатизации во исполнение постановления N 365.

40. Поле "ИС, направленные на информирование о деятельности государственного органа" заполняется в случае, если ИС используется для информирования о деятельности государственного органа.

Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики,
сведения о защите информации

Подраздел 5.1. Функциональные характеристики

41. В подразделе 5.1 "Функциональные характеристики объекта учета" приводятся сведения о совокупности отличительных свойств (количественных и качественных показателях) объекта учета. Допускается приводить количественные показатели объекта учета, характеризующие функциональные, технические, качественные и эксплуатационные свойства объекта учета, в том числе необходимые для обоснования затрат на его создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию.

42. В поле "Наименование показателя" указывается наименование показателя объекта учета.

43. В поле "Единица измерения показателя" для каждого показателя объекта учета приводится единица измерения показателя.

44. В поле "Плановое значение показателя" - указывается плановое (номинальное) значение показателя в соответствии с проектной документацией, ТЗ на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ.

45. В поле "Максимальное значение показателя" - указывается максимальное (расчетное) значение показателя в соответствии с проектной документацией, ТЗ на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ.

46. В поле "Фактическое значение показателя" - приводится фактическое значение показателя.

47. В поле "Дата/период измерения показателя" - указывается дата, которой соответствует приведенное фактическое значение показателя, а для усредненных показателей - период, в котором производилось измерение, для среднегодового показателя таким периодом будет являться соответствующий календарный год.

48. Значения показателей (характеристик) объекта учета формируются при регистрации объекта учета и дополняются и актуализируются при дополнении (актуализации) сведений об объекте учета: утверждении планов информатизации, заключении государственных контрактов, сдаче (приемке) работ по государственным контрактам.

Подраздел 5.2. Сведения о защите информации

49. В подразделе 5.2 "Сведения о защите информации" приводятся сведения об уровне защищенности в соответствии с текущими требованиями Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

50. В поле "Уровень защищенности персональных данных" указывается уровень защищенности (от 1 до 4) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

51. Вместо уровня защищенности в поле могут указываться следующие значения:

"не определен" - если для объекта учета не определен уровень защищенности, хотя объект учета является ИС, обрабатывающей персональные данные;

"не является системой, обрабатывающей персональные данные" - для объектов учета, не предназначенных для обработки персональных данных.

52. В поле "Сведения о прохождении специальных проверок" указываются реквизиты документов, полученных в результате предусмотренных нормативными требованиями проверок (сертификаты, свидетельства об аттестации, экспертные заключения).

Раздел 6. Мероприятия по информатизации, направленные
на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта
учета: сроки создания, сведения о мероприятиях по созданию,
развитию, модернизации и эксплуатации объекта учета

53. Заполнение Раздела 6 для объектов учета, закупка ПО, ТО и поставка (сдача) работ (услуг) по которым были осуществлены до 1 января 2013 года, реализуется в порядке, приведенном в пункте 22 методических указаний.

Подраздел 6.1. Сведения о сроках создания

54. При заполнении поля "Сроки создания" указывается дата начала и дата завершения создания объекта учета.

Подраздел 6.2. Сведения о мероприятиях по информатизации

55. Поле "Мероприятия по информатизации" для объекта учета заполняется в автоматическом режиме по данным утвержденных планов информатизации государственных органов, сформированных в автоматизированной информационной системе управления ведомственной и региональной информатизацией, и содержит перечень мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию объекта учета, а также перечень и количество товаров, перечень и объем работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации.

Подраздел 6.3. Сведения об объявлении торгов

56. В поле "Дата объявления торгов" указывается дата объявления торгов (запроса котировок цен) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для создания и (или) развития и (или) модернизации и (или) эксплуатации объекта учета.

57. В поле "Реестровый номер закупки" указываются соответствующие данные из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" из официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт www.zakupki.gov.ru).

58. В поле "Код БК" указываются 17 знаков кода классификации расходов бюджетов, по которому осуществляется закупка.

59. В поле "Мероприятие по информатизации" приводятся ссылки на соответствующее мероприятие по информатизации из подраздела 6.2 "Сведения о мероприятиях по информатизации" электронного паспорта объекта учета. В поле "Ссылки" указываются ссылки на адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по которому размещено объявление о проведении торгов (запроса котировок цен).

Подраздел 6.4. Сведения о заключенных
государственных контрактах

60. В подразделе "Сведения о заключенных государственных контрактах" приводятся сведения о заключенных государственных контрактах (далее - ГК) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для создания и (или) развития и (или) модернизации и (или) эксплуатации объекта учета.

61. В поле "Закупка" указывается реестровый номер закупки, в рамках которой заключен ГК.

62. В поле "Реестровый номер ГК" указываются соответствующие данные официального сайта www.zakupki.gov.ru.

63. В поле "Дата ГК" указывается дата заключения ГК.

64. В поле "Исполнитель ГК" указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, с которым заключен ГК.

65. В поле "Причины отклонения от ожидаемых результатов" указываются сведения о причине отклонений ожидаемых по итогам реализации ГК количественных и качественных результатов от предусмотренных утвержденными планами по информатизации, формируемыми государственными органами во исполнение постановления N 365, в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания и (или) развития, и (или) модернизации, и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений).

Подраздел 6.5. Сведения об актах сдачи-приемки

66. В поле "Реквизиты актов сдачи-приемки" указываются реквизиты актов сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. К записи прилагается файл в текстовом формате, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.

67. В поле "ГК" приводятся ссылки на соответствующий акту сдачи-приемки ГК, сформированный в составе сведений "Сведения о заключенных ГК".

68. В поле "Стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг" указывается стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг по ГК.

69. В поле "Виды обеспечения" на основании актов сдачи-приемки детализируется государственным органом стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг на соответствующие ПО, ТО и прочие виды обеспечения, сформированные в составе сведений "Виды обеспечения объекта учета".

70. В поле "Закупка работ (услуг) и товаров" приводится ссылка на работы, услуги, товары, сформированные в Подразделе 6.2. Сведения о мероприятиях по информатизации.

71. В поле "Причины отклонений от ожидаемых результатов" указываются сведения о причине отклонений от количественных и качественных результатов, предусмотренных ГК, в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания и (или) развития, и (или) модернизации, и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений).

Подраздел 6.6. Сведения о вводе в эксплуатацию

72. В поле "Реквизиты акта" указываются реквизиты актов, содержащих решение о вводе в эксплуатацию объектов учета. К записи прилагается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.

73. В поле "Дата ввода в эксплуатацию" указывается дата ввода в эксплуатацию объекта учета.

Подраздел 6.7. Сведения о выводе из эксплуатации

74. В поле "Реквизиты акта" указываются реквизиты актов, содержащих решение о прекращении эксплуатации объекта учета. К записи прикладывается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.

75. В поле "Дата вывода из эксплуатации" указывается дата вывода из эксплуатации объекта учета.

76. В поле "Причины вывода из эксплуатации" указываются сведения о причинах, послуживших основанием прекращения эксплуатации объекта учета.

Подраздел 6.8. Сведения о принятии к бюджетному учету
и учет иных операций с объектами учета

77. В поле "Дата учета" указывается дата принятия к бюджетному учету.

78. В поле "Код БК" указывается код бюджетной классификации.

79. В поле "Балансовая стоимость, тыс. руб." указывается балансовая стоимость закупленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг, относящихся к объекту учета. Балансовая стоимость детализируется государственным органом на соответствующие ПО, ТО и прочие виды обеспечения, сформированных в составе сведений "Виды обеспечения объекта учета".

80. В поле "Основания" приводятся реквизиты документа, на основании которого объект принят к учету.

81. В поле "Иные операции с объектами учета" приводятся дата и результат операций с объектами учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный N 19593).

82. Сведения о принятии к бюджетному учету и учет иных операций с объектами учета формируются при принятии к бюджетному учету объекта учета и дополняются и актуализируются при дополнении (актуализации) сведений об объекте учета: при операциях с объектами учета в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению.

Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное
взаимодействие объекта учета с иными ИС

83. Раздел 7 электронного паспорта объекта учета заполняется только для ИС специальной деятельности.

84. В поле "Сведения о пользовательских интерфейсах ИС" указываются веб-интерфейсы ИС, доступные за пределами ведомства по сетям общего пользования (в том числе ограниченного доступа). Для каждого пользовательского интерфейса указываются следующие атрибуты:

наименование и назначения интерфейса;

тип интерфейса (выбирается из списка: "Публичный", "Ограниченный публичный", "Персонализированный публичный", "Межведомственный", "Ограниченный межведомственный");

адрес стартовой страницы интерфейса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

85. В поле "Веб-сервисы ИС" указываются веб-сервисы ИС, доступные через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). В данном поле приводится идентификатор сервиса и ссылка на описание сервиса на Портале "Технологический портал СМЭВ" (//smev.gosuslugi.ru).

86. В поле "Прочие интерфейсы ИС" указываются программные интерфейсы ИС, не являющиеся веб-сервисами, используемые для информационного взаимодействия с ИС других государственных органов. В данном поле приводится:

название программного интерфейса, его назначение;

описание передаваемых или получаемых сведений;

уникальный идентификационный номер объекта учета - в случае регистрации ИС, с которой осуществляется информационное взаимодействие, в системе учета информационных систем;

наименование ИС, наименование государственного органа, уполномоченного на создание, развитие, модернизацию ИС, и наименование государственного органа, уполномоченного на эксплуатацию ИС - в случае отсутствия регистрации ИС, с которой осуществляется информационное взаимодействие, в системе учета информационных систем как отдельного объекта учета.