См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2021 г. N АКПИ21-385
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям К.В. о признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 16, пунктов 18 и 167 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 (далее - Приказ) утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 26 декабря 2016 г., регистрационный номер 44930, размещен на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru 27 декабря 2016 г.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 16 Правил осужденные обязаны без оплаты труда принимать (по очередности) участие в работах по благоустройству исправительного учреждения (далее - ИУ) и прилегающих к ним территорий.
Пунктом 18 Правил на осужденных возложена обязанность здороваться при встрече с администрацией ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним, используя слово "Вы" или имена и отчества (абзац первый). По требованию, а также при входе в служебные помещения (кабинеты) либо при обращении к администрации ИУ осужденные обязаны представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), по которым осуждены, начало и конец срока наказания, номер своего отряда (камеры). При входе администрации ИУ на изолированные участки, в общежития осужденные обязаны по их команде встать и построиться в указанном месте (абзац второй).
При посещении осужденных, находящихся в камерах штрафного изолятора (ШИЗО), помещениях камерного типа (ПКТ), единых помещениях камерного типа (ЕПКТ), одиночных камерах, администрацией ИУ, а также лицами, осуществляющими контроль за деятельностью ИУ и органов уголовно-исполнительной системы (УИС), по их требованию осужденные обязаны поочередно представиться, назвать свои фамилию, имя и отчество (при наличии), дату рождения, статьи УК РФ, по которым осуждены, начало и конец срока, при этом осужденные должны встать, построиться у стены напротив входа в камеру (пункт 167 Правил).
К.В., отбывающий уголовное наказание в исправительной колонии, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями, в которых просит признать недействующим абзац пятнадцатый пункта 16 Правил в части, возлагающей на осужденных обязанность принимать участие в работах по ИУ без оплаты труда, полагая оспариваемое положение не соответствующим части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и нарушающим его право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, гарантированное частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, а также просит признать недействующими абзац второй пункта 18 и пункт 167 Правил в части, возлагающей на осужденных в указанных в этих пунктах случаях называть свои фамилию, имя и отчество (при наличии), дату рождения, статьи УК РФ, по которым осуждены, начало и конец срока, номер своего отряда (камеры), как противоречащие Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) и нарушающие его права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия, гарантированные частью 1 статьи 23 и частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Административный истец извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Его представитель А. в судебное заседание не явился, извещен по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный ответчик Минюст России и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее - Генпрокуратура России) в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемые в части Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Представители Минюста России - К.А. и Генпрокуратуры России - В. в судебном заседании, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении требования.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью третьей статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Правила утверждены административным ответчиком при реализации полномочий, предусмотренных приведенным кодексом, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, с соблюдением порядка введения их в действие.
Полномочие Минюста России на принятие Правил проверено и подтверждено Верховным Судом Российской Федерации в решениях, вступивших в законную силу, от 10 ноября 2017 г. N АКПИ17-867, от 5 марта 2018 г. N АКПИ 18-6, от 22 июня 2020 г. N АКПИ20-241, от 25 июня 2020 г. N АКПИ20-98.
Исходя из положений части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 УК РФ, часть вторая статьи 10 УИК РФ).
Закрепленные уголовно-исполнительным законодательством требования к осужденным, отбывающим наказание, предусматривают в том числе необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил по обеспечению надлежащего порядка, в частности правил санитарии и гигиены в местах их проживания и работы. Эти правила предполагают обязательность выполнения ими работ, связанных с благоустройством мест отбывания наказания, которые, как следует из подпункта "е" пункта 2 статьи 2 Конвенции Международной организации труда от 28 июня 1930 г. N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" и подпункта "d" пункта 3 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 г. N 129-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л. на нарушение его конституционных прав положениями части шестой статьи 103 и статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации").
В силу части второй статьи 1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является определение средств исправления осужденных, к которым относится в том числе общественно-полезный труд (часть вторая статьи 9 УИК РФ).
Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (часть первая статьи 103 УИК РФ).
Частью первой статьи 105 УИК закреплено право осужденных на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Вопросы привлечения осужденных к работам без оплаты труда регламентированы статьей 106 УИК, согласно которой осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (часть первая). Продолжительность таких работ не может превышать двух часов в неделю (часть третья).
Кроме того, частью второй указанной статьи установлены категории осужденных, привлекаемых к работе без оплаты труда по их желанию.
Из изложенного следует, что оспариваемое положение абзаца пятнадцатого пункта 16 Правил полностью соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы и конституционных прав административного истца не нарушает.
Отсутствуют основания и для признания недействующими в оспариваемой части пунктов 18 и 167 Правил.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ) тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.
Из части 3 данной статьи следует, что при размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 этой статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя.
По правилам статьи 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок обращения к исполнению приговора, определения, постановления суда, копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания (часть вторая).
Таким образом, администрация ИУ осуществляет обработку персональных данных осужденных.
Статьями 19 - 22 УИК РФ установлены субъекты, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, к которым отнесены федеральные органы государственной власти, суд, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, органы прокуратуры Российской Федерации.
В части первой статьи 24 УИК РФ перечислены должностные лица, имеющие право посещать при исполнении служебных обязанностей учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, полномочия которых установлены законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ определено, что обработка специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия (подпункт 6), обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (подпункт 7), обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора (подпункт 7.1).
Часть 2 статьи 9 названного закона допускает продолжение обработки персональных данных оператором без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в том числе в части 2 статьи 10 этого закона.
Следовательно, обработка персональных данных, предусмотренная подпунктом 7 части 2 статьи 10 Закона о персональных данных, должна осуществляться в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 УИК РФ к обязанностям осужденных отнесено соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах предписания оспариваемых пунктов 18 и 167 Правил, возлагающие на осужденных обязанности назвать свои фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, статьи УК РФ, по которым осуждены, начало и конец срока наказания, не противоречат нормам УИК РФ и Федерального закона N 152-ФЗ.
Согласно части третьей статьи 24 УИК РФ представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.
Пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ допускается обработка персональных данных, если она необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
С учетом того, что оспариваемые положения Правил соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.В. о признании частично недействующими абзаца пятнадцатого пункта 16, пунктов 18 и 167 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА