СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПЕРЕДАЧЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ЧАСТИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
(Москва, 28 апреля 2016 года)
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в лице Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сидорова Артема Георгиевича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, и Правительство Московской области в лице Губернатора Московской области Воробьева Андрея Юрьевича, действующего на основании Устава Московской области, именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" и на основании Устава Московской области, исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности и в целях повышения эффективности решения вопросов в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления согласились о нижеследующем:
Статья 1
1.1. Со дня вступления в силу настоящего Соглашения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования передает Правительству Московской области осуществление части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять или осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I - V классов опасности в границах территории Московской области.
1.2. Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2
2.1. В целях выполнения настоящего соглашения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования передает, а Правительство Московской области принимает осуществляемые на территории Московской области полномочия в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Соглашения.
2.2. Полномочия, указанные в пунктах 2.3.1 - 2.3.12 настоящего Соглашения передаются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, список которых утверждается совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее - Список).
Полномочия, указанные в пункте 2.3.5 настоящего Соглашения, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в Списке, передаются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации обязаны получить соответствующее заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность исключительно на территории Московской области.
Полномочие, указанное в пункте 2.3.7 настоящего Соглашения, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в Списке, передается в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять деятельность на территории Московской области, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации обязаны получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие после вступления в силу настоящего Соглашения лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Московской области, включаются в Список.
Пересмотр и актуализация Списка проводится по мере необходимости.
В Список не включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах хозяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно по транспортированию отходов I - V классов опасности.
2.3. Правительство Московской области в соответствии с настоящим Соглашением принимает осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования следующие полномочия в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2.2 настоящего Соглашения:
2.3.1. Осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
2.3.2. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
2.3.3. Осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
2.3.4. Осуществление приема от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
2.3.5. Организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
2.3.6. Администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при исполнении переданных по настоящему Соглашению полномочий, а именно: плата за негативное воздействие на окружающую среду, государственная пошлина, денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, сбор, вносимый заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, организация и проведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, рассчитанный в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущербов, зачисляемых в федеральный бюджет.
2.3.7. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с законодательством, в том числе, осуществление лицензионного контроля в порядке, установленном пунктом 2.8 настоящего Соглашения.
2.3.8. Участие в ведении государственного кадастра отходов, участие в проведении работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности и подтверждении отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.
2.3.9. Осуществление приема деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
2.3.10. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.
2.3.11. Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), установление предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.
2.3.12. Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, установление лимитов на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
2.4. Реализацию контроля за осуществлением Правительством Московской области переданных полномочий от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и (или) территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
2.5. Правительство Московской области в соответствии с настоящим Соглашением осуществляет организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий, переданных в соответствии с настоящим Соглашением через уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.
2.6. В целях реализации полномочий, переданных Правительству Московской области в соответствии с настоящим Соглашением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области наделяется следующими правами:
2.6.1. В пределах своей компетенции принимать правовые акты по вопросам, связанным с реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий.
2.6.2. Принимать участие в подготовке предложений в проект бюджета Московской области на очередной финансовый год в части финансирования полномочий, переданных в соответствии с настоящим Соглашением.
2.6.3. Осуществлять подготовку и представление проектов правовых актов Правительства Московской области, направленных на регулирование отношений, связанных с реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий.
2.6.4. Участвовать совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в разработке государственных программ Московской области, связанных с реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий.
2.6.5. Вносить предложения по формированию государственного заказа Московской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Московской области в пределах передаваемых настоящим Соглашением полномочий.
2.6.6. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах передаваемых настоящим Соглашением полномочий.
2.7. Полномочия по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указанные в пункте 2.3.6 настоящего Соглашения, осуществляются в соответствии с Правилами осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995.
2.8. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель намерены осуществлять деятельность в области обращения с отходами исключительно на территории Московской области, такое лицо обращается за получением государственной услуги, указанной в пункте 2.3.7 настоящего Соглашения, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области, непосредственно осуществляющий переданные в соответствии с настоящим Соглашением полномочия.
В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель намерены осуществлять деятельность в области обращения с отходами на территории Московской области и на территории других субъектов Российской Федерации, такое лицо обращается в центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который определяет орган, уполномоченный на предоставление государственной услуги, указанной в пункте 2.3.7 настоящего Соглашения (уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области либо территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования).
В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель намерены осуществлять деятельность исключительно по транспортированию отходов I - IV классов опасности на территории Московской области, такое лицо обращается в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования за предоставлением государственной услуги по лицензированию данного вида деятельности.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области осуществляет лицензионный контроль в отношении соискателей лицензии, намеренных осуществлять деятельность в области обращения с отходами на территории Московской области.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Московской области, в том числе, в случае переоформления лицензий территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Лицензионный контроль в отношении соискателей лицензий и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основании полученной лицензии исключительно по транспортированию отходов I - IV классов опасности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Статья 3
3.1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
3.1.1. Осуществляет методическое руководство и издает соответствующие приказы (распоряжения), методические рекомендации, разъяснения по вопросам, связанным с исполнением переданных Правительству Московской области полномочий.
3.1.2. Запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с исполнением переданных полномочий.
Документы, поступившие в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования до вступления в силу Соглашения, рассматриваются в установленном законодательством порядке.
3.1.3. Рассматривает в установленные законодательством сроки предложения Правительства Московской области по вопросам, связанным с настоящим Соглашением, сообщает о результатах их рассмотрения Правительству Московской области.
3.1.4. Осуществляет контроль за реализацией Правительством Московской области переданных полномочий, в том числе путем проведения проверок, в пределах настоящего Соглашения.
3.1.5. Выявляет нарушения законодательства при осуществлении Правительством Московской области переданных полномочий, исходя из отчетных документов, а также в период проведения проверок выполнения Правительством Московской области переданных полномочий.
3.2. Правительство Московской области принимает на себя следующие обязательства:
3.2.1. Направлять в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования всю необходимую информацию в соответствии с запросами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
3.2.2. Направлять отчеты об осуществлении переданных полномочий в соответствии с настоящим Соглашением ежеквартально в установленные сроки.
Содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, а также порядок предоставления указанной отчетности устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и направляются в Правительство Московской области.
3.2.3. Соблюдать федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правовые акты и методические документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области передаваемых настоящим Соглашением полномочий.
3.2.4. Согласовывать с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования план проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, полномочия в отношении которых переданы в соответствии с настоящим Соглашением.
3.2.5. В течение 30 дней после вступления в силу настоящего Соглашения проинформировать о заключении настоящего Соглашения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Список.
Статья 4
4.1. С целью контроля за реализацией Правительством Московской области переданных полномочий Федеральная служба по надзору в сфере природопользования проводит плановые и внеплановые проверки.
4.2. Порядок проведения проверок в отношении Правительства Московской области в части реализации Правительством Московской области переданных полномочий утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования после вступления в силу настоящего Соглашения.
4.3. Проведение плановых проверок в отношении Правительства Московской области в части реализации Правительством Московской области переданных полномочий осуществляется ежегодно. Первая плановая проверка проводится не ранее года с момента вступления в силу настоящего Соглашения.
4.4. Основанием для проведения внеплановых проверок является:
истечение срока исполнения Правительством Московской области ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
поступление обращений, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления с информацией о ненадлежащем исполнении Правительством Московской области переданных полномочий;
выявление противоречивой либо недостоверной информации при рассмотрении представленной Правительством Московской области отчетности об осуществлении переданных полномочий;
поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минприроды России;
поступление информации, указанной в пункте 4.5 настоящего Соглашения.
4.5. При осуществлении переданных полномочий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области, на который возложено непосредственное осуществление переданных полномочий, обязуется сообщать в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования информацию:
- о признании незаконными решений, действий (бездействий) данного исполнительного органа государственной власти Московской области;
- о поступивших представлениях, протестах органов прокуратуры.
Статья 5
5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего Соглашения Правительство Московской области несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных по настоящему Соглашению полномочий должностные лица Правительства Московской области, государственные гражданские служащие Московской области, работники, занимающие должности в уполномоченном исполнительном органе государственной власти Московской области, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области, несут административную, уголовную, дисциплинарную, материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностными регламентами и должностными инструкциями.
5.2. В случае обнаружения в результате проведения контрольных мероприятий фактов ненадлежащего осуществления Правительством Московской области переданных полномочий и ненадлежащего исполнения обязанностей по Соглашению Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
направляет Правительству Московской области предписания об устранении выявленных нарушений, подлежащие выполнению в срок, установленный в предписаниях;
вносит предложения Правительству Московской области о привлечении к ответственности, в том числе дисциплинарной, лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, и о возмещении нанесенного Российской Федерации ущерба в полном объеме.
5.3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования имеет право расторгнуть настоящее Соглашение в одностороннем порядке в случае:
- неоднократных нарушений Правительством Московской области при осуществлении переданных полномочий законодательства Российской Федерации, повлекших нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также причинение ущерба охраняемым законом интересам общества или государства;
- неоднократного неисполнения предписаний Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений, допущенных при осуществлении переданных полномочий, за исключением случаев, когда неисполнение предписаний было вызвано объективными причинами, о которых Правительство Московской области надлежащим образом уведомило Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
- неоднократного непредставления в установленные сроки информации и отчетности об осуществлении переданных полномочий (пункты 3.2.1, 3.2.2 и 4.5 настоящего Соглашения).
Статья 6
Финансирование исполнения полномочий, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Статья 7
7.1. Все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего Соглашения (в том числе конфликты интересов Российской Федерации и Московской области), разрешаются Сторонами путем переговоров и с использованием иных согласительных процедур.
7.2. По соглашению Сторон для урегулирования возникших разногласий может создаваться согласительная комиссия, включающая на паритетных началах представителей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительства Московской области. По решению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительства Московской области в состав комиссии могут включаться и иные лица.
7.3. В случае если возникший спор не был разрешен с использованием согласительных процедур (не достигнуто согласованное решение), спор рассматривается в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Статья 8
8.1. Настоящее Соглашение заключается на срок 5 лет. В случае если за 3 месяца до наступления срока прекращения действия настоящего Соглашения, указанного в настоящем пункте, ни одна из Сторон не выразит в письменном виде желания прекратить его действие, то Соглашение считается продленным сроком на 5 лет.
8.2. Внесение изменений в настоящее Соглашение осуществляется по взаимному согласию Сторон, оформляется в виде дополнительного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.3. Досрочное расторжение настоящего Соглашения возможно по взаимному согласию Сторон, а также по заявлению одной из сторон.
8.4. При досрочном расторжении настоящего Соглашения Сторона, инициирующая его досрочное расторжение, обязана уведомить за 3 месяца другую Сторону о своем обоснованном желании прекратить действие настоящего Соглашения.
8.5. Настоящее Соглашение составлено на 11 листах в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон и для Правительства Российской Федерации.
8.6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента вступления в силу соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
8.7. Полномочие по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы осуществляется Правительством Московской области с момента издания в установленном законодательством Российской Федерации порядке приказа Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в части нормативного урегулирования вопросов осуществления полномочий администрирования доходов бюджетов бюджетной системы уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области, открытия лицевого счета администратора в территориальном органе Федерального казначейства, закрепления соответствующих кодов бюджетной классификации.
8.8. Расторжение настоящего Соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 5.3 настоящего Соглашения, осуществляется в следующем порядке:
8.8.1. Правительство Московской области прекращает осуществление переданных полномочий со дня получения уведомления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о приостановлении полномочий до принятия соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации о расторжении настоящего Соглашения, либо до принятия иного решения Правительством Российской Федерации.
8.8.2. Правительство Московской области обязано с момента приостановки полномочий передать все необходимые документы, перечень которых определяется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и направляется вместе с уведомлением.
8.8.3. Правительство Московской области со дня получения уведомления обязано прекратить прием документов, предусмотренных действующим законодательством по исполнению конкретных переданных полномочий, от заявителей с одновременным их уведомлением о том, что данные полномочия исполняются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
8.8.4. Правительство Московской области обязано завершить исполнение полномочий в отношении документов, принятых от заявителей и (или) надзорных мероприятий, начатых до дня получения уведомления о приостановлении полномочий.
8.8.5. При расторжении настоящего Соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 5.3 настоящего Соглашения требования, предусмотренные пунктами 8.3, 8.4 настоящего Соглашения, не применяются.
8.9. До вступления в законную силу распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении настоящего Соглашения.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области утверждают Список, предусмотренный пунктом 2.2 настоящего Соглашения.
Правительство Московской области по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования утверждает структуру и штатную численность уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
природопользования
А.Г.СИДОРОВ
28 апреля 2016 года
Губернатор
Московской области
А.Ю.ВОРОБЬЕВ