Как сдавать квартиру в аренду, не нарушая закон


Как сдавать квартиру в аренду, не нарушая закон

Официальная и полностью легальная сдача квартиры в аренду может выражаться в различных сценариях. Кто-то предпочитает всю жизнь платить НДФЛ, а в качестве документа, подтверждающего доход, предоставляет только договор найма. Другие совершают множество дополнительных шагов, многие из которых совершенно не нужны. Поэтому мы начнём с того, что делать не обязательно.

Исключаем лишние телодвижения

К числу выдуманных обязанностей относятся уведомление управляющей компании и участкового. В российском законодательстве нет ни одной нормы, которая обязывала бы граждан уведомлять или спрашивать у кого-то разрешение на использование своего имущества. Единственные лица, с которыми следует решать вопрос сдачи жилья в аренду, — это совладельцы, если квартиры находится в долевой собственности.

Многое здесь зависит от воли участников. Они могут выбрать одного, написать ему доверенности на сдачу квартиры в аренду и решение всех хозяйственных вопросов. Однако такая доверенность требует нотариального удостоверения, что не делается бесплатно. Основное же назначение доверенности — это убеждение арендаторов в том, что совладельцы в курсе, согласны с тем, что все вопросы решает только один из них..

Вполне возможно, что доверенность может потребоваться и сотрудникам Государственного реестра недвижимости, если договор сдачи квартиры в аренду будет составлен на период, превышающий год.

При сдаче квартиры на срок в 6-9 месяцев, как обычно и поступают, внесение данных об арендаторах и сделке в государственный реестр не требуется. Сотрудники налоговой службы действуют немного по другой логике. Гражданин подаёт декларацию о доходах, а в качестве основания их возникновения предъявляет договор найма квартиры. Какие-то дополнительные документы, подтверждающие его право на совершение сделки им не нужны. Если другие собственники считают свои права нарушенными, то пусть и защищают их в суде.

Номинальный вариант уплаты НДФЛ по ставке 13%

Итак, нам нужен договор найма жилой недвижимости, а наиболее важной информацией для налоговой службы в нём будет срок действия и общая сумма платежа, которая и ляжет в основу исчисления дохода. Хотя составляется этот договор не для налоговой, а именно для сторон. Это документ, подписание которого говорит о том, что лица вступили в правовые отношения, заключили сделку и взяли на себя определённые обязательства.

Для полноты картины можно составить приложение к договору — акт приёмки квартиры, в котором будет подтверждаться оплата.

С этим документами, взяв с собой паспорт и документы подтверждающие право собственности, следует отправиться в отделение ФНС и подать там декларацию по форме 3-НДФЛ. Это нужно сделать до 30 апреля, в год, следующий за годом заключения договора и получения дохода, а налог нужно оплатить до 15 июля. В этом случае собственник сдает квартиру как физическое лицо. Таким образом оплачивается НДФЛ, ставка которого для граждан РФ составляет 13%.

Нужно ли регистрировать предпринимательскую деятельность?

Нет, не нужно... Если же у лица, сдающего квартиру, появляется желание перейти на другую ставку, которую платит ИП, работающие по упрощённой системе налогообложения, то ему нужно зарегистрировать деятельность индивидуального предпринимателя. Тогда ставка на самом деле сократится до 6%, но придётся делать всё то, что делают все ИП в стране и нести ответственность наравне с ними.

Обычно в статьях о том, как сдавать квартиру в аренду полностью легально, когда доходят до регистрации ИП, ничего не пишут об основном риске. ИП несёт ответственность по долговым обязательствам своим имуществом, тогда как юридическое лицо — уставным капиталом.

Индивидуальный предприниматель обязан оплачивать страховые взносы, вести бухгалтерию и подавать отчётность, а за нарушения ему могут назначить самые разные штрафы. Не нужно регистрировать ИП, если имеется только одна квартира для сдачи в аренду, очень сомнительно, что поводом могут стать две. Дело тут не в количестве, а в отношении. Предпринимательскую деятельность стоит регистрировать только в том случае, если вы на самом деле рассматриваете какое-то дело бизнесом.

Если так уж сильно не терпится что-то зарегистрировать, то пусть это будет та самая «самозанятость», которую так рьяно внедряют в России в последние годы. Даже хорошо, что это происходит в рамках эксперимента. Существует довольно высокая вероятность того, что процентная ставка не будет повышаться ещё несколько лет. Одними из первых самозанятых и стали москвичи, обладающие квартирами именно для того, чтобы сдавать их в аренду. Чаще всего арендаторами являются физические лица, поэтому ставка налога снижается до 4%.

Существует ещё и возможность купить патент, но ничего очень уж выгодного в ней нет, потому что точно так же подразумевается регистрация ИП, а стоимость рассчитывается индивидуально: налоговая база, которая зависит от площади квартиры и её месторасположения, умножается на 6%.