Последствия введения режима ЧС


Последствия введения режима ЧС

Режим ЧС является способом реагирования органов федеральной и региональной власти на угрозу возникновения или возникновение неблаговидной и опасной ситуации, вызванной природными или техногенными катастрофами. Его введение должно проводиться в соответствии с правилами, предписанными в ФЗ от 21.12.94 № 68-ФЗ, действующим ныне в редакции от 23.06.2020 года.

Кроме непосредственно режима ЧС он позволяет ввести ещё и режим повышенной готовности, что и было сделано в 2020 году посредством указов губернаторов или постановлений органов регионального самоуправления во всех субъектах федерации

Правовые особенности введения режима ЧС

Чрезвычайная ситуация — это обозначение обстановки, которая складывается на какой-то территории или во всей стране в силу возникновения определённых событий природного или техногенного характера. Подразумевается, что ей свойственна невозможность функционировать в прежнем режиме социальных институтов и органов исполнительной власти. Поэтому вводится особый правовой режим, который предусматривает упрощение принятия мер, направленных на спасение граждан, а так же муниципального или федерального имущества, нужного для сохранения жизни и здоровья людей.

При введении режима ЧС права граждан не ограничиваются. Предоставляется ряд дополнительных прав. В некоторых случаях могут появиться особые обязанности. В основном они связаны с необходимостью выполнения различных ограничительных мероприятий и правил безопасности.

При введении режима ЧС возникает право на компенсации, но ч. 2 ст. 18 ФЗ «О ЧС» устанавливает правило о том, что механизмы компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством, поэтому не следует надеяться на то, что какие-то особые компенсации возникнут в случае введения режима ЧС из-за распространения коронавируса. Этого попросту не предусматривает имеющаяся законодательная база.

Ничего более того, что граждане получили в период режима ожидания ЧС они бы не получили и в случае введения режима ЧС. В равной степени не правы те, кто возлагает на режим ЧС слишком большие надежды, как и те, кто утверждает, что при таком режиме граждане или организации понесут какую-то существенную потерю прав.

Существует ещё и режим чрезвычайного положения, введение которого регулируется ФЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О ЧП». В результате его введения у граждан, организаций и общественных объединений становится меньше прав, появляется больше дополнительных обязанностей. Поэтому вводить режим ЧП закон позволяет только в крайнем случае, когда это имеет острую необходимость. Режим ЧП объявлялся только два раза за всю историю РФ.

При наличии признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера режим ЧС может быть введён правительством страны. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить локальные режимы ЧС. Такое же право дано администрациям муниципальных образований в случае ЧС муниципального характера. Режим ЧП вводится только Указом президента.